г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:27:53
102.58
107.43

«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»

Ростовская область вошла в топ-10 регионов, где яйца подорожали сильнее всего. По данным Росстата, цены на них с начала года поднялись на 54%. О том, почему это происходит, N поговорил с Натальей Шумечковой — директором одного из крупнейших производителей яйца в Ростовской области — Аксайской птицефабрики.

Предприятие испытывает острую нехватку кадров и вынуждено возить людей вахтовым методом из сел за 120 км от Аксая, кормовые добавки и вакцины подорожали, стоимость кредитных ресурсов выросла из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Существенно увеличивает стоимость яиц и наценка торговых сетей, которая может колебаться от 20% до 70%, рассказывает Наталья Шумечкова.

N: — Всех интересует, что происходит с ценами на яйца. Почему они выросли?

Н.Ш.: — Этому способствовало несколько факторов. Один из основных — нехватка кадров на птицефабриках. Эта проблема существует давно, но в последние несколько лет она обострилась. У нас отсутствует 30% штата. Скоро некому будет выращивать птицу и собирать яйца. Мы вынуждены были запустить вахтовые маршруты. Привозим персонал, например, из Гуляй-Борисовки. Это 120 км от Аксайского района. Чтобы привлечь людей, в этом году мы подняли заработную плату на 20% и с февраля 2024 года будем продолжать ее повышать. Это повлекло за собой увеличение роста себестоимости производства.

Сказалось и то, что ключевая ставка ЦБ РФ увеличилась, соответственно, выросла стоимость кредитных ресурсов. Наша ставка по кредиту, с учетом роста ставки ЦБ, поднялась на 33%.

В производстве используются импортные кормовые добавки и вакцины. Это все подорожало.

N: — Несколько лет назад в интервью N вы говорили, что рентабельность российских птицефабрик колеблется от 0% до 1,5%. У Аксайской птицефабрики по итогам 2019 года рентабельность составила 1,2%. На каком уровне она сейчас?

Н.Ш.: — На 1 октября у нас убыток. Если бы весь год цена на яйца была такая, как сейчас, тогда бы мы похвалились цифрами по доходности. Средняя реализационная цена одного яйца с НДС за 10 месяцев этого года составила 6,42 копейки. Себестоимость его производства — 5,99 рубля. В 2022 году реализационная цена была 6 рублей.

N: — Что мешает ставить более высокие реализационные цены?

Н.Ш.: — Нашим основным рынком сбыта являются сетевые магазины, с которыми заключены договоры на поставку продукции, однако цена не фиксируется и может подвергаться достаточно частым колебаниям. Если бы у нас как у производителя в договоре была заложена средняя фиксированная цена, например 80 рублей за десяток яиц, все были бы довольны, в том числе и конечные потребители. Не было бы скачков, сеть знала бы наценки, люди, заходя в магазин, были бы уверены в цене, производители могли бы жить спокойно и что-то планировать.

Птицефабрики подвержены сезонным колебаниям ценообразования и спроса. Прибыль мы можем получать в предпасхальный и предновогодний периоды, потому что это время, когда мы отбиваем наработанные убытки. Меня удивляет, что в магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца. А на то, что мы летом торгуем в убыток, никто не обращает внимания, никто не спрашивает у птицефабрик, как мы живем.

N: — Какова динамика объемов производства?

Н.Ш.: — За последние три года мы снизили объем производства на 35%, до 150 млн яиц в год. Поголовье сократилось на 24%, сейчас у нас 566 тыс. кур-несушек. Мы были вынуждены законсервировать старые корпуса. Там было просто опасно держать птицу, требовалась замена оборудования. Денежных средств на реконструкцию нет! Оборудование нынче дорогое. У нас на производстве используется немецкое. Сейчас ему цены не сложишь. Оно стоит около 70 млн рублей, плюс строительная часть — 110 млн рублей. Получается, реконструкция одного корпуса выйдет под 200 млн рублей.

N: — Правительство России одобрило полугодовое обнуление ввозной пошлины на яйца. Ожидаете ли вы, что сейчас на рынок хлынут яйца из-за рубежа и какие риски это за собой несет?

Н.Ш.: — Конечно, сейчас на рынок придут импортные яйца. Главный риск, на мой взгляд, ветеринарный. С этим яйцом может прийти «подарок» в виде какой-нибудь болячки. Глобально эта мера проблему не решит. Правительство разрешило поставить в Россию без уплаты пошлин до 1,2 млрд штук яиц. Это капля в море. В России за год производится около 40 млрд штук яиц. То есть этот миллиард поможет максимум временно закрыть брешь.

N: — Скажется ли ввоз импортных яиц на ценах и конкуренции?

Н.Ш.: — Сложно сказать. Как я уже отметила, нужно обратить внимание на сетевые магазины, средняя наценка которых составляет 20%. Иногда она доходила до 40-70-80%. Мое глубокое убеждение — наценка производителя должна быть выше наценки продавца. У нас больше затрат и рисков. Мы работаем с живым организмом и в любую минуту можем остаться без птицы. А магазин ничем не рискует. Купил, перепродал, сильно не напрягался, а мы эту птицу в среднем 600 дней содержим. Работают сети по системе отсрочки, то есть мы получаем деньги почти через месяц, поэтому берем кредиты. Тут никто никого не может услышать уже много лет.

N: — Какие меры помогут отрасли прийти в норму, нормализовать цены?

Н.Ш.: — Государству нужно обратить внимание на животноводство и дотировать птицефабрики. У нас нет программы поддержки птицеводства яичного направления. Мы последний раз субсидию получали в 2018 году. Если вы говорите о том, что яйцо — социальный продукт, то дайте его производителям соответствующий статус и помогайте им. Если у производителя летом цена ниже себестоимости, наверное, нужны какие-то меры поддержки.

N: — Льготные кредиты помогли бы вам?

Н.Ш.: — Кредиты зачем? Кредитовать федеральные сети? Как я уже сказала, мы работаем на отсрочке. Если посмотреть на баланс предприятия, то я кредитую сетевые магазины, потому что все время жду от них деньги за свою продукцию. Плюс я плачу им ретробонусы. Если бы товар выкупался сразу, то и кредиты были бы не нужны. Получается, я продаю яйцо условно за рубль, себестоимость — 50 копеек, в них 20 копеек — это проценты по кредитам. Там копейка, тут копейка.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Практика бизнеса
«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»
По словам генерального директора Аксайской птицефабрики Натальи Шумечковой, птицеводческий бизнес сейчас чувствует себя не очень хорошо. Зарабатывает на продаже яиц не тот, кто их производит. Рентабельность птицефабрик колеблется на сегодняшний день от 0% до 1,5%. Наценка торговых сетей на яйца иногда достигает 70%.
Просмотров: 5311

Справка

Наталья Шумечкова

Наталья Сергеевна Шумечкова родилась в 1976 г. Окончила Южно-Российский государственный технический университет по специальности «юриспруденция». С 1996 по 2011 год работала в Новочеркасском отделении № 1799 Сбербанка России. Была заведующей универсальным дополнительным офисом № 1799/065 Новочеркасского отделения № 1799 Сбербанка России. С 16 февраля 2011 года занимает должность генерального директора ООО «Аксайская птицефабрика».

«Аксайская птицефабрика»

ООО «Аксайская птицефабрика» — одно из крупнейших птицеводческих хозяйств в Ростовской области. Предприятие было создано в 1972 году как птицефабрика «Южная». В 1999-2000 гг. было реконструировано и преобразовано в ЗАО «Аксайская птицефабрика», а в 2017-м — в ООО «Аксайская птицефабрика». В 2020 и 2021 годах выручка предприятия составляла 827 млн руб. и 288 млн руб. соответственно. В эти годы компания фиксировала убытки, в 2020 году — 390 млн руб., в 2021 году — 109 млн руб. По итогам 2022 года Аксайская птицефабрика преодолела убытки. Предприятие завершило год с прибылью 11,3 млн руб. и выручкой 915 млн руб. Собственник птицефабрики — Павел Калюжный.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«В магазинах подорожало все, но почему-то обратили внимание именно на яйца»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.