г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 09:06:53
102.58
107.43

В два раза больше «австралийцев»

В 2022 году раковая ферма «Ростов Лобстер» планирует удвоить объемы производства. Компания выращивает в Волгодонском районе австралийского красноклешневого рака. Спрос на него со стороны сегмента HoReCa и премиальной продуктовой розницы высок, основные рынки сбыта — Москва и Сочи. Предприятие продолжает инвестировать в развитие производства, расширяя ферму по выращиванию рака и мощности по его переработке.

Раковая ферма «Ростов Лобстер» начала работу в 2020 году. По его итогам компания произвела 2 тонны австралийского красноклешневого рака (АККР). В 2021-м объемы производства выросли более чем в два раза — до 5 тонн, в нынешнем году основатель и директор фермы Александр Никулов рассчитывает довести этот показатель до 8-10 тонн.

«Ростов Лобстер» — самое северное производство АККР в мире. Это теплолюбивый вид, который комфортно чувствует себя при температуре воды 25-27 градусов Цельсия (более привычному россиянам речному раку достаточно, чтобы летом вода прогревалась до 16 градусов). Массу тела более 100 гр. такой рак набирает за год, в то время как его речному сородичу на это требуется около пяти лет.

При запуске компания располагала бассейнами для выращивания малька общей площадью около 500 кв. м и прудами для содержания рака площадью 8 га. По словам Александра Никулова, с тех пор ферма построила дополнительно три пруда общей площадью 5 га. Инвестиции в развитие предприятия составляют на данный момент около 40 млн рублей, общий объем вложений за пять лет достигнет 100 млн рублей, говорит предприниматель. Сейчас компания продолжает строить водоемы, чтобы нарастить объемы производства.

— Проект реализуется по плану, окупить вложения мы рассчитываем за пять лет, — рассказывает Александр Никулов. — Перспективы вполне оптимистичные, особенно если учесть, что товар недешевый и в то же время новый. Мало кто в России знает об австралийском красноклешневом раке и его особенностях. Многие, узнавая о существовании в нашей стране предприятия по его выращиванию, очень удивляются.

Среди тех, у кого сообщение о ферме «Ростов Лобстер» и ее продукции вызвало удивление, оказался ведущий известной телепередачи «Адская кухня» Константин Ивлев, которому представители компании написали в соцсетях. Александр Никулов и его сотрудники отвезли 5 кг вареных раков в Краснодар, когда телеведущий был в кубанской столице, и устроили для него дегустацию.

Компания выращивает раков без использования каких-либо химических добавок при кормлении и в экологически чистых условиях. Благодаря этому «Ростов Лобстер» производит уникальную для российского рынка продукцию, которая сертифицирована в соответствии со всеми нормами законодательства.

Одна из главных особенностей австралийского красноклешневого рака — высокое содержание мяса. У этого вида оно может достигать 35% массы тела, в то время как в речных раках этот показатель составляет в среднем 10-15%. Это отчасти компенсирует разницу в цене между красноклешневым и донским раком. Сейчас «Ростов Лобстер» продает вареных раков в фирменном бульоне по цене от 1750 рублей (масса каждого рака — 20-30 гр.) до 3500 рублей (120-150 гр.) за килограмм. Цена на речного рака колеблется в пределах 800-1500 рублей.

Помимо рака «Ростов Лобстер» производит мясо шейки рака и раковый концентрат для супа биск (французский крем-суп, основной ингредиент которого — панцири ракообразных). Также Александр Никулов запускал направление бизнеса, связанное с поставками другим раковым фермам малька для заселения в пруды и продажей маточного поголовья — семей, состоящих из одного самца и двух самок. Заказчики, заинтересованные в покупке раков на племя, у фермы появились. Однако в настоящее время этот проект приостановлен, поскольку малек необходим компании для развития собственного производства.

— Основную часть своей продукции мы реализуем через розничные магазины премиум-сегмента в Москве и Сочи, — говорит г-н Никулов. — Сейчас мы заключили договоры о сотрудничестве со столичной сетью дорогих супермаркетов и рядом ресторанов. Пока у нас нет планов увеличивать количество покупателей и расширять географию продаж, поскольку мы успешно продали весь урожай рака сентября прошлого года и теперь ждем следующего, параллельно развивая свою производственную инфраструктуру. Мы инвестируем в строительство новых водоемов практически все, что зарабатываем. Для пополнения оборотных средств привлекаем кредиты. В частности, нас с момента запуска проекта поддерживает банк «Центр-инвест».

По словам предпринимателя, несмотря на то что ферма «Ростов Лобстер» находится в Ростовской области, продаж в домашнем регионе у компании практически нет. Александр Никулов объясняет это тем, что на Дону потребители «разбалованы» недорогим речным раком, который покупают в основном живым. Понимания того, что австралийский красноклешневый рак — это скорее лобстер, для которого вполне нормально продаваться в варено-замороженном виде, у жителей Ростовской области нет.

Помимо строительства бассейнов и прудов дальнейшее развитие проекта потребует создания новых складских мощностей с оборудованием для шоковой заморозки и низкотемпературного хранения. По словам Александра Никулова, у компании могут возникнуть сложности с закупкой дополнительных протирочных машин, которые используются для приготовления бульона из панцирей раков. Это оборудование производит только одна компания в мире и расположена она во Франции. При росте спроса выходом из ситуации может стать переход на работу в три смены, считает г-н Никулов.

Предприниматель создал ферму «Ростов Лобстер» на средства, заработанные предоставлением услуг ландшафтного дизайна. Компания «Флора Сервис» работает 22 года и владеет питомником декоративных растений, а также двумя садовыми центрами в Ростове и Волгодонске. Среди ее клиентов — как частные лица, так и муниципалитеты.

Решение заняться разведением раков Александр Никулов объясняет тем, что ландшафтный дизайн — сезонный бизнес, который не приносит выручки в холодное время года. Раковая ферма благодаря использованию технологии шоковой заморозки позволяет зарабатывать и зимой.

Производство продукта, который неизвестен российскому рынку и к которому потребителя нужно приучать, несет в себе много рисков, отмечает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Сложности могут возникнуть как с формированием целевой аудитории, так и с точки зрения стоимости австралийского красноклешневого рака и его восприятия потребителем.

— Раки воспринимаются как дополнение к пиву, вряд ли они могут стать для россиян блюдом высокой кухни типа фуа-гра и т. п., — считает г-н Анфиногенов. — Поэтому разведение более дорогостоящих раков — это бизнес, который может быть построен только на высокой марже. Конечно, есть категория людей, которые постоянно делают покупки в дорогих розничных сетях, ходят в премиальные рестораны и т. п. Добиться того, чтобы они купили новый, ранее им неизвестный продукт впервые, достаточно несложно. Значение имеет уровень вторичных продаж. Главное и самое сложное — сделать так, чтобы продукт понравился людям и они были готовы вновь за него заплатить. А это уже зависит от его качества.

Константин Ивлев продукцию фермы «Ростов Лобстер» одобрил. По словам Александра Никулова, по вкусу мясо австралийского красноклешневого рака напоминает лобстера. Оно обладает приятным сладковатым ароматом и плотной консистенцией, при этом отличается низкой калорийностью. В 2020 году компания «Ростов Лобстер» получила золотую медаль «Продукт года» на международном конкурсе World Food, в 2021-м — стала его победителем в номинации «Морепродукты и рыба», а в нынешнем году выиграла международный конкурс «Продэкспо».

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые продукты
В два раза больше «австралийцев»
Предприниматель Александр Никулов в этом году построил и запустил в Волгодонском районе первую очередь раковой фермы «Ростов Лобстер», где выращивают австралийского красноклешневого рака. Ферма выпустила первые 2 т продукции.
Просмотров: 4400

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.