г. Ростов-на-Дону
27 декабря 2024 02:17:39
99.23
103.3

В два раза больше «австралийцев»

В 2022 году раковая ферма «Ростов Лобстер» планирует удвоить объемы производства. Компания выращивает в Волгодонском районе австралийского красноклешневого рака. Спрос на него со стороны сегмента HoReCa и премиальной продуктовой розницы высок, основные рынки сбыта — Москва и Сочи. Предприятие продолжает инвестировать в развитие производства, расширяя ферму по выращиванию рака и мощности по его переработке.

Раковая ферма «Ростов Лобстер» начала работу в 2020 году. По его итогам компания произвела 2 тонны австралийского красноклешневого рака (АККР). В 2021-м объемы производства выросли более чем в два раза — до 5 тонн, в нынешнем году основатель и директор фермы Александр Никулов рассчитывает довести этот показатель до 8-10 тонн.

«Ростов Лобстер» — самое северное производство АККР в мире. Это теплолюбивый вид, который комфортно чувствует себя при температуре воды 25-27 градусов Цельсия (более привычному россиянам речному раку достаточно, чтобы летом вода прогревалась до 16 градусов). Массу тела более 100 гр. такой рак набирает за год, в то время как его речному сородичу на это требуется около пяти лет.

При запуске компания располагала бассейнами для выращивания малька общей площадью около 500 кв. м и прудами для содержания рака площадью 8 га. По словам Александра Никулова, с тех пор ферма построила дополнительно три пруда общей площадью 5 га. Инвестиции в развитие предприятия составляют на данный момент около 40 млн рублей, общий объем вложений за пять лет достигнет 100 млн рублей, говорит предприниматель. Сейчас компания продолжает строить водоемы, чтобы нарастить объемы производства.

— Проект реализуется по плану, окупить вложения мы рассчитываем за пять лет, — рассказывает Александр Никулов. — Перспективы вполне оптимистичные, особенно если учесть, что товар недешевый и в то же время новый. Мало кто в России знает об австралийском красноклешневом раке и его особенностях. Многие, узнавая о существовании в нашей стране предприятия по его выращиванию, очень удивляются.

Среди тех, у кого сообщение о ферме «Ростов Лобстер» и ее продукции вызвало удивление, оказался ведущий известной телепередачи «Адская кухня» Константин Ивлев, которому представители компании написали в соцсетях. Александр Никулов и его сотрудники отвезли 5 кг вареных раков в Краснодар, когда телеведущий был в кубанской столице, и устроили для него дегустацию.

Компания выращивает раков без использования каких-либо химических добавок при кормлении и в экологически чистых условиях. Благодаря этому «Ростов Лобстер» производит уникальную для российского рынка продукцию, которая сертифицирована в соответствии со всеми нормами законодательства.

Одна из главных особенностей австралийского красноклешневого рака — высокое содержание мяса. У этого вида оно может достигать 35% массы тела, в то время как в речных раках этот показатель составляет в среднем 10-15%. Это отчасти компенсирует разницу в цене между красноклешневым и донским раком. Сейчас «Ростов Лобстер» продает вареных раков в фирменном бульоне по цене от 1750 рублей (масса каждого рака — 20-30 гр.) до 3500 рублей (120-150 гр.) за килограмм. Цена на речного рака колеблется в пределах 800-1500 рублей.

Помимо рака «Ростов Лобстер» производит мясо шейки рака и раковый концентрат для супа биск (французский крем-суп, основной ингредиент которого — панцири ракообразных). Также Александр Никулов запускал направление бизнеса, связанное с поставками другим раковым фермам малька для заселения в пруды и продажей маточного поголовья — семей, состоящих из одного самца и двух самок. Заказчики, заинтересованные в покупке раков на племя, у фермы появились. Однако в настоящее время этот проект приостановлен, поскольку малек необходим компании для развития собственного производства.

— Основную часть своей продукции мы реализуем через розничные магазины премиум-сегмента в Москве и Сочи, — говорит г-н Никулов. — Сейчас мы заключили договоры о сотрудничестве со столичной сетью дорогих супермаркетов и рядом ресторанов. Пока у нас нет планов увеличивать количество покупателей и расширять географию продаж, поскольку мы успешно продали весь урожай рака сентября прошлого года и теперь ждем следующего, параллельно развивая свою производственную инфраструктуру. Мы инвестируем в строительство новых водоемов практически все, что зарабатываем. Для пополнения оборотных средств привлекаем кредиты. В частности, нас с момента запуска проекта поддерживает банк «Центр-инвест».

По словам предпринимателя, несмотря на то что ферма «Ростов Лобстер» находится в Ростовской области, продаж в домашнем регионе у компании практически нет. Александр Никулов объясняет это тем, что на Дону потребители «разбалованы» недорогим речным раком, который покупают в основном живым. Понимания того, что австралийский красноклешневый рак — это скорее лобстер, для которого вполне нормально продаваться в варено-замороженном виде, у жителей Ростовской области нет.

Помимо строительства бассейнов и прудов дальнейшее развитие проекта потребует создания новых складских мощностей с оборудованием для шоковой заморозки и низкотемпературного хранения. По словам Александра Никулова, у компании могут возникнуть сложности с закупкой дополнительных протирочных машин, которые используются для приготовления бульона из панцирей раков. Это оборудование производит только одна компания в мире и расположена она во Франции. При росте спроса выходом из ситуации может стать переход на работу в три смены, считает г-н Никулов.

Предприниматель создал ферму «Ростов Лобстер» на средства, заработанные предоставлением услуг ландшафтного дизайна. Компания «Флора Сервис» работает 22 года и владеет питомником декоративных растений, а также двумя садовыми центрами в Ростове и Волгодонске. Среди ее клиентов — как частные лица, так и муниципалитеты.

Решение заняться разведением раков Александр Никулов объясняет тем, что ландшафтный дизайн — сезонный бизнес, который не приносит выручки в холодное время года. Раковая ферма благодаря использованию технологии шоковой заморозки позволяет зарабатывать и зимой.

Производство продукта, который неизвестен российскому рынку и к которому потребителя нужно приучать, несет в себе много рисков, отмечает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов. Сложности могут возникнуть как с формированием целевой аудитории, так и с точки зрения стоимости австралийского красноклешневого рака и его восприятия потребителем.

— Раки воспринимаются как дополнение к пиву, вряд ли они могут стать для россиян блюдом высокой кухни типа фуа-гра и т. п., — считает г-н Анфиногенов. — Поэтому разведение более дорогостоящих раков — это бизнес, который может быть построен только на высокой марже. Конечно, есть категория людей, которые постоянно делают покупки в дорогих розничных сетях, ходят в премиальные рестораны и т. п. Добиться того, чтобы они купили новый, ранее им неизвестный продукт впервые, достаточно несложно. Значение имеет уровень вторичных продаж. Главное и самое сложное — сделать так, чтобы продукт понравился людям и они были готовы вновь за него заплатить. А это уже зависит от его качества.

Константин Ивлев продукцию фермы «Ростов Лобстер» одобрил. По словам Александра Никулова, по вкусу мясо австралийского красноклешневого рака напоминает лобстера. Оно обладает приятным сладковатым ароматом и плотной консистенцией, при этом отличается низкой калорийностью. В 2020 году компания «Ростов Лобстер» получила золотую медаль «Продукт года» на международном конкурсе World Food, в 2021-м — стала его победителем в номинации «Морепродукты и рыба», а в нынешнем году выиграла международный конкурс «Продэкспо».

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые продукты
В два раза больше «австралийцев»
Предприниматель Александр Никулов в этом году построил и запустил в Волгодонском районе первую очередь раковой фермы «Ростов Лобстер», где выращивают австралийского красноклешневого рака. Ферма выпустила первые 2 т продукции.
Просмотров: 4557

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
Я всегда говорю своей команде, что для наших гостей мы можем даже устроить полет в космос. В сервисе как в любви — все допустимо. Главное — найти партнера.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
В конце 2024 года Росстандарт и Академия проблем качества традиционно составили топ-100 лучших отечественных товаров. В конкурсе дебютировал многопрофильный ростовский агропромышленный холдинг «Степь». Компанию отметили в нескольких номинациях.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
В Ростове прошла Альфа-Конфа Практика — масштабное мероприятие для предпринимателей, которое ранее состоялось в 26 городах России. Особенность Альфа-Конфы Практики в уникальном формате бизнес-интенсива от преподавателей лучших бизнес-школ и владельцев крупнейших компаний страны. В течение дня всех участников погружали в реальные кейсы, бизнес-симуляторы, практические решения для бизнеса.
Практика бизнеса
В два раза больше «австралийцев»
Ростовский Агрохолдинг «Степь» подвел итоги своей социальной программы «Люди труда» за 2024 год. Заявленный вектор программы — развитие сельских территорий. За год компания вовлекла в свои активности около 4 миллионов человек (в том числе в офлайн-формате — почти 40 тысяч жителей Дона, Кубани и Ставрополья), реализовала порядка 100 проектов и более 70 мероприятий.