г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 22:46:53
102.58
107.43

«Спрос на рыбу вырос»

В этом году 5 местных рыбоводных хозяйств, входящих в ассоциацию «Большая рыба», вырастили около 5 тыс. тонн товарной рыбы, что превышает прошлогодний показатель на 200 тонн. Как отмечает управляющий ассоциации Александр Ершов, спрос на рыбу увеличился из-за роста цены на птицу и введения продовольственного эмбарго.

Примерно половина сбыта ассоциации «Большая рыба» приходится на Москву и Санкт-Петербург, остальная часть — на Ростовскую область и Краснодар. Ассоциация развивает выращивание малька, реализуя его другим рыбоводным хозяйствам, в прошлом году объем продаж этой продукции составил около 400 тонн.

N: — Какие примерно объемы выращивания рыбы у «Большой рыбы» в этом году? А.Е.: — В ассоциации выращено около 5 тыс. тонн товарной рыбы, это на 200 тонн больше, чем в 2014 году. Сейчас мы пересаживаем рыбу в садки для зимнего хранения. В целом этот год выдался неплохим: урожай зерновых был хорошим (в основе кормов для нашей рыбы — зерно), погодные условия тоже благоприятствовали. Я вижу сейчас хороший спрос на рыбу, поэтому уверен: все что вырастили — продадим. Причем с нынешнего года спрос на рыбу вырос, и на это повлияло несколько факторов. Во-первых, существенно выросла цена на птицу. Именно птица является конкурентом рыбы на рынке. Теперь же эти продукты торгуются примерно в одном ценовом диапазоне. Во-вторых, на увеличение спроса оказало влияние и введение продовольственного эмбарго. На мой взгляд, завозить рыбу в Россию из других стран при огромном потенциа­ле ее внутренних водоемов — просто преступление. К сожалению, много лет рыбоводству не уделялось достаточного внимания со стороны государства. В результате при больших возможностях в нашей стране во внутренних водоемах выращивается всего 170 тыс. тонн рыбы в год, в то время как в Китае — 8 млн тонн, хотя большую часть этой страны занимает пустыня. Для активного развития рыбоводства нужна не только поддержка государства, но и вложения инвесторов в это направление.

N: — Почему предприятия вашей ассоциации отказались от идеи заниматься рыбопереработкой? А.Е.: — Это совершенно другой вид бизнеса. Мы хорошо умеем выращивать рыбу, но не перерабатывать ее. Зачем фермеру мукомольный завод, в котором он не разбирается? Вот и нам ни к чему это направление. К тому же у нас нет на него денег.

N: — В какие регионы сейчас поставляете рыбу? А.Е.: — Около половины нашего сбыта приходится на Москву и Санкт-Петербург, другая же часть — на Ростовскую область и Краснодар. При этом доля продаж, приходящаяся на Москву, немного уменьшилась. Не знаю, с чем именно это свя­зано, возможно, с большим присутствием форели на этом рынке. Нашей рыбой в основном торгуют индивидуальные предприниматели, которые развивают бизнес по продаже свежей рыбы. В прошлом году нам даже не хватило рыбы, чтобы удовлетворить спрос. С торговыми сетями мы по-прежнему не работаем, да и они никогда не будут торговать живой рыбой. Не тот формат. Сетям интересен другой продукт — охлажденная почищенная рыба, для которой необходим перерабатывающий комплекс.

N: — Ранее вы сообщали, что готовы поставлять рыбу в рыбколхоз им. Мирошниченко, который начал перерабатывать ее в охлажденные стейки и филе. Удалось ли уже начать поставки? А.Е.: — Пока нет. Мы вели переговоры по этому поводу в прошлом году, но когда у этого рыбколхоза возникла потребность в нашей рыбе, она уже продавалась по максимальной цене, и для них это было невыгодно. Сейчас, пока идет отлов рыбы, цена на нее еще невысока, и я предложил им заказать сразу.

N: — Есть ли планы увеличивать объемы производства? А.Е.: — Мы удовлетворены нашими результатами, но пределов совершенству нет. У каждого рыбоводного предприятия есть своя планка, которая характеризуется показателем рыбопродуктивности. Прудовое хозяйство является финансово-эф­фективным, если этот показатель на­ходится в пределах 24–25 центнеров с га. У нашей ассоциации эта величина равна 22 центнерам с га. Казалось бы, чем больше рыбы — тем лучше. Но если у хозяйства уже неплохой показатель рыбопродуктивности, то прирост в объемах производства будет стоить неоправданно дорого, поскольку он обеспечивается за счет хороших кормов, которые стоят минимум 160 рублей за кг. В результате вырастет себестоимость продукции, а рентабельность, наоборот, снизится. Поэтому объем производства в 5 тыс. тонн в рамках нашей ассоциации — оптимальный, работаем с рентабельностью 20–30%. У нас есть возможность увеличить объемы выращивания толстолоба, на которого раньше был небольшой спрос, на 1 тыс. тонн с нынешних 700 тонн.

Теперь спрос растет, и если такая тенденция будет наблюдаться и дальше, мы будем наращивать объемы его выпуска.

N: — Как развивается выращивание рыбопосадочного материала в вашей ассоциации? А.Е.: — Мы активно развиваем это направление, в прошлом году реализовали около 400 тонн малька. Это гибрид двух пород карпа, который растет на 30% быстрее, чем обычный. В этом году ориентируемся на большие объемы продаж. Пока мы производим малька больше, чем сможет проглотить рынок. И спрос на него будет сильно зависеть от того, сколько малька вырастят в Краснодаре и Белгороде, поскольку его у нас приобретают многие хозяйства именно из этих регионов. Конечно, реализовываем его и местным рыбоводным хозяйствам.

N: — Каков сейчас уровень конкуренции? А.Е.: — Конкуренция всегда есть, но я отношусь к этому совершенно спокойно. Думаю, ее боится тот, кто не уверен в своих силах. С появлением ассоциации у нас даже возникла небольшая конкуренция между хозяйствами, входящими в нее, но это нормальное явление. Раньше хозяйства производили в совокупности около 3,8 тыс. тонн рыбы, в ассоциации же этот показатель вырос до 5 тыс. тонн. Каждое созданное предприятие получило своего хозяина, а не «великого и ужасного» Ершова, которого на всех не хватало. Рыбколхоз им. И. В. Абрамова был реорганизован, принадлежащие ему пруды выкупили хозяйства, которые затем вошли в ассоциацию. Сама ассоциация входит в состав «Ростоврыбкома» и ассоциации «Росрыбхоз», которые оказывают нам поддержку в вопросах законодательной базы, ветеринарии. Вступить в ассоциацию «Большая рыба» могут и другие предприятия, ежегодный взнос каждого участника определяется индивидуально, поскольку составляет определенный процент от его объемов реализации.

N: — Получаете ли государственную поддержку? А.Е.: — В прошлом году все предприятия, входящие в ассоциацию, получили в совокупности 5 млн руб­лей из федерального бюджета на проведение противоэпизодических мероприятий, направленных на борьбу с болезнями рыбы. Из областного бюджета было выделено 57 млн руб­лей на поддержку аквакультуры, рыбоводства и переработки, из которых предприятия нашей ассоциации получили около 3 млн рублей.

N: — Отразилось ли на вашей деятельности повышение курсов валют? А.Е.: — Не сильно, мы импортонезависимы: у нас свой комбикормовый завод, корма производятся из местного зерна. Оборудование у нас российское, поэтому мы мало зависим от импортных поставок.

N: — В Неклиновском районе таганрогской компанией заявлен проект строительства рыбоводного хозяйства по разведению осетровых стоимостью 1,2 млрд рублей. На ваш взгляд, чем вызвано желание инвестировать в это направление? А.Е.: — Осетроводство престижно: какое же праздничное застолье без черной икры и белужьего бока? Но для меня остается непонятным, почему производство деликатесной продукции активно поддерживается на законодательном уровне, субсидируется из бюджета государства, а значит, и за счет тех, кто черную икру употребляет нечасто? Почему это направление выделяется в приоритетное по сравнению со всеми другими видами рыбоводства и в том числе его основой — выращиванием карпа и растительноядных?

Если инвестор готов вкладывать деньги в строительство и эксплуатацию осетрового товарного хозяйства и ждать 6–8 лет первой отдачи от этих вложений, то такому инвестору низкий поклон и пожелание всяческих успехов. Но когда из осетровых проектов делают доильную установку по получению субсидий от государства, то это плохо. Эти деньги могут быть ис­пользованы более эффективно и с лучшей отдачей для импортозамещения рыбной продукции.

Просмотров: 2661

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Спрос на рыбу вырос»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Спрос на рыбу вырос»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Спрос на рыбу вырос»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Спрос на рыбу вырос»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.