«СБП — выгодная оплата из приложения почти любого банка»
Георгий Коннов, руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка, о платежном сервисе от Центробанка.
Система быстрых платежей для оплаты товаров и услуг от Банка России начала работать в 2020 году и стала быстро набирать популярность. Во-первых, компаниям не требуется покупать или арендовать дорогое оборудование. Во-вторых, средства на счет после оплаты товара или услуги зачисляются мгновенно. В-третьих, возвраты по платежам моментальны. И в-четвертых, пожалуй это самое важное, платежи по СБП позволяют экономить на эквайринговой комиссии. Она составляет 0,7%, а для отдельных категорий, например компаний, занятых продажей потребительских товаров, — 0,4%. Для покупателей система быстрых платежей — это очень простой и понятый платежный сценарий. Достаточно отсканировать QR-код, далее он ведет в мобильный банк, где нужно нажать кнопку оплатить. Кстати, вместо QR-кода можно проводить оплату сразу по ссылке, она приходит на телефон покупателя.
Как только появилась оплата по СБП в пользу юридических лиц, мы в Райффайзенбанке поставили перед собой задачу внедрить этот сервис максимально качественно. Начали с подключения благотворительных организаций, потом масштабировали опыт в авиасегменте, страховании и ретейле.
Поначалу оплата по QR-коду имела более высокий средний чек, чем оплата по карте. Через новый сервис приобретали турпутевки, билеты и даже автомобили и недвижимость. В индустриях с крупными чеками СБП начала замещать наличные.
С 1 октября 2021 года максимальный размер комиссий по СБП будет ограничен 1,5 тысячами рублей. Также обсуждается увеличение лимита по чеку, сейчас через сервис Банка России оплата может быть до 600 тыс. рублей. Изменение лимитов приведет к тому, что крупные покупки будут совершаться по СБП.
Одновременно с этим сервис оплаты по QR-кодам и ссылкам идет в классические торговые точки с товарами и услугами массового потребления, и меняется структура чека. С октября прошлого года средняя сумма покупки сократилась на 30%, при этом количество транзакций растет.
Мы видим, что интерес к сервису Центробанка растет, от месяца к месяцу средний рост числа подключений составляет около 20%. СБП легко внедрить в бизнесе любого масштаба и сферы. Например, самый простой способ подключиться — просто распечатать QR-код и разместить в кассовой зоне. Уведомление об оплате можно увидеть в сервисе банка. Для более сложных сценариев в классическом магазине можно установить приложение на умную кассу. Оно же позволит автоматически выбить чек или совершить моментальный возврат денег клиенту, если потребуется.
Компании, у которых есть разработчики программного обеспечения в штате или на фрилансе, осваивают сервис через наш прямой протокол. Мы моментально даем доступ к тестовой среде после заполнения анкеты на сайте pay.raif.ru, и компания может начинать подключение до заключения договора. На самом деле с технической точки зрения подключение происходит гораздо проще, чем может казаться. Как-то на соревнованиях программистов оплату по СБП интегрировала ученица 9-го класса.
Вместе с тем есть и ряд коробочных решений от наших партнеров, которые адаптируют СБП под разные индустрии.
Совсем недавно мы предложили комплексный платежный сервис Raif Pay, где под одной крышей собраны интернет и торговый эквайринг, система быстрых платежей, онлайн-инкассация с применением автоматизированных депозитных машин, классическая инкассация, а также дебетовые корпоративные карты. На сайте pay.raif.ru были собраны все материалы по каждому из продуктов и сделана интеграция с системой цифрового подключения клиентов. Там же доступна документация для разработчиков, демоверсии решений и ссылки на все сервисы партнеров банка.
Ключевые преимущества Raif Pay — простой для подключения, но безопасный API и полнофукциональная тестовая среда, позволяющая легко подключать любые платежные сценарии еще до заключения договора. Банк не просто говорит о возможностях, а предлагает их проверить на практике без проволочек.
В ближайшее время у сервиса появится личный кабинет, в котором будут отображаться все транзакции и автоматически формироваться отчетность. Для бизнеса это удобный и простой продукт, решающий задачи по автоматизации любой сложности.
За счет клиентов, подключившихся к СБП через сервис Raif Pay, в Райффайзенбанке произошел заметный рост числа операций с QR-кодами и платежными ссылками. К сервису подключаются как микрокомпании, состоящие из одного человека, так и крупные ретейлеры и технологические компании.
С уверенностью можно сказать, что Raif Pay и другие решения из этой серии, внедряемые финансовыми учреждениями, предоставляют возможность не только поддержать динамику подключений по СБП, но и придать ускорение платежным сервисам в целом.
Но интегрировать систему быстрых платежей, к сожалению, не значит работать с ней. Объемы оплат будут зависеть от того, был ли сделан акцент для клиентов на новом платежном сценарии.
Если кассиры про него не говорят, покупатель просто не узнает о такой альтернативе карточным платежам. Программы мотивации сотрудников торговых точек могут помочь СБП быстрее завоевать рынок. В качестве мотивации можно прибегать к премированию сотрудников через фиксированный процент от оплат через сервис или устраивать среди них розыгрыш. Таким путем на начальном этапе идут многие наши крупные клиенты. Когда кассиры заинтересованы в том, чтобы оплата прошла по СБП, тогда доля таких оплат в офлайне максимально высокая. Если в ретейле для продвижения системы быстрых платежей хорошо работает мотивация кассиров, то на сайтах важна наглядность — покупатель должен видеть оплату по СБП как можно раньше. QR можно демонстрировать еще до выбора способа оплаты. Но часто компании сами уничтожают перспективы такого способа оплаты, пряча СБП во вкладки с названием «Оплата по QR-коду» и добавляя кнопку генерации QR. Акцент на логотип СБП должен быть явный. На сайте сервиса Raif Pay доступна демозона, объединяющая эквайринг и СБП в одной форме с хорошей конверсией в платеж по новому способу оплаты и адаптацией для мобильных устройств.
Повышение узнаваемости СБП — это залог объемов по платежам. По данным исследования Национальной системы платежных карт (Мир Plat.form), об оплате по QR-коду уже знают 57% опрошенных, а 38% хотя бы раз оплачивали покупки с помощью него. СБП скоро станет привычным покупателю сценарием оплаты.
Камнем преткновения для развития СБП было количество подключенных банков, кассиры в торговых точках были вынуждены спрашивать покупателей, в каком банке они обслуживаются. Сейчас этот этап пройден. К c2b-сервисам СБП уже подключилось более 50 банков, включая крупнейшие, а все остальные системообразующие банки должны подключиться до 1 октября 2021 года.