От торговли плунжерными насосами ростовчане перешли к их производству
По словам Александра Варламова, основателя ростовского производителя аппаратов высокого давления ГК «Интерпромо», в результате ухода европейских поставщиков из России и удорожания их продукции у компании появилась возможность укрепить свои позиции на рынке, она осваивает производство оборудования для молочной отрасли.
Производитель оборудования высокого давления для индустриальных заказчиков «Интерпромо» начинал с крупноузловой сборки аналогов европейского оборудования. На сегодня компания полностью заменила импортные электрические комплектующие в своих аппаратах на отечественные. География поставок — вся Россия, в этом году открыто представительство в Татарстане. В этом году ГК «Интерпромо» приняла участие в нацпроекте «Производительность труда», благодаря которому удалось увеличить объем производства на 20-22% в сравнении с прошлым годом.
N: — Расскажите, как вы выбрали именно это направление?
А.В.: — Наша компания начиналась как семейный бизнес. Мой отец занимался поставками из Германии насосов высокого давления достаточно известного бренда Kamat. Помимо насосов в разные периоды времени занимались поставками компрессоров, станков и другого оборудования, но потом поняли, что не хотим быть одной из многих «компаний-супермаркетов», поставляющих все подряд. Сфокусировались на насосах высокого давления, или, по-другому, плунжерных насосах. После событий 2014 года, когда произошел обвал курса рубля, мы решили организовать собственное производство аналогов европейского оборудования высокого давления под торговой маркой InterJet. Как и все подобные компании в то время, начинали с крупноузловой сборки. Запчасти, которые невозможно было заменить, приходилось закупать в Европе. В то время доля импортных комплектующих составляла 90%. С развитием смежных производств в России и, что не менее важно, с формированием репутации нашей компании на рынке появилась и возможность замещать импортные комплектующие. Мы активно занимались поиском российских производителей, постоянно проводили опытно-промышленные испытания отечественных комплектующих. И сегодня можем с гордостью сказать, что все электрические компоненты в агрегатах InterJet — от датчиков до пускателей и автоматов — 100% российского производства. При этом часть комплектующих, например датчики давления до 3000 бар (выполнены из сплава титана), были специально разработаны и произведены под наши требования. Прежде таких комплектующих в России никто не производил.
N: — Кто ваши заказчики?
А.В.: — Оборудование высокого давления применяется практически во всех отраслях промышленности — в нефтегазодобывающей отрасли, на металлургических заводах, судоремонтных заводах, в пищевой отрасли, ЖКХ и др. Например, в пищевой отрасли оборудование применяется для внутренней мойки емкостей и цеховых помещений. В нефтегазодобывающей — в качестве насосов, поддерживающих пластовое давление в месторождении. В судостроительной или судоремонтной отрасли — для очистки стен кораблей от старой краски. Мы работаем во всех нишах, начиная с нефтедобывающих компаний до пищевых предприятий. Работаем с «Росатомом», «Ростсельмашем», Кореновским молочно-консервным комбинатом, компанией «ВиммБилльДанн». Мы выпускаем агрегаты в различных вариантах исполнения — стационарные общепромышленные, в контейнерах, на шасси, взрывозащищенные.
N: — Какие из ваших аппаратов наиболее востребованы?
А.В.: — В индустриальном направлении нет серийных аппаратов. Мы выполняем индивидуальные запросы наших заказчиков.
N: — Какова география ваших продаж?
А.В.: — Наше оборудование и аппараты высокого давления работают во всех регионах России, в том числе в удаленных — на Сахалине, во Владивостоке, Иркутске, Красноярском крае. Участвуем в международных проектах «Росатома», в том числе в Турции и Египте. В этом году открыли представительство в Татарстане, что позволило стать ближе к своим клиентам, сократить логистику и обеспечить сервис нашего оборудования. Планируем расширяться и дальше.
N: — Возникли ли сложности в работе в связи с введением санкций?
А.В.: — Если мы вспомним, санкции случились не сразу, они вводились постепенно. С первым пакетом санкций бизнес начал перестраивать свои логистические каналы, менять поставщиков. Сегодня мы, как и большинство компаний в России, переориентировались с европейского рынка на Ближний Восток и азиатский рынок. Хотя не просто перейти на комплектующее другого производителя. Сначала должны пройти опытно-промышленные испытания, компонент нужно протестировать, а потом уже выпустить продукт на рынок, иначе можно испортить себе репутацию. Для выживания производственной компании в нынешних условиях требуются колоссальные усилия каждый день, а для развития — многократно больше. С 2022 года начали активно развивать собственное производство комплектующих — приобрели станки и оборудование, чтобы самим производить максимальное количество комплектующих. Внедряем программу «Бережливое производство».
N: — Как сейчас складывается работа с банками. Есть у вас возможность воспользоваться льготным финансированием?
А.В.: — Работаем практически со всеми банками. Количество открытых счетов увеличивалось с введением санкций, под которые попадали банки. Пользовались программой льготного кредитования в рамках Постановления правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764. Но на сегодняшний день данная программа не доступна из-за отсутствия выделенных лимитов. Пользуемся рыночной кредитной ставкой. Условия кредитования не устраивают, деньги очень дорогие. У нас очень длинные проекты. Средний срок проекта — от 6 до 10 месяцев. При расчете себестоимости оборудования год назад мы закладывали конкретную сумму кредитных денег, которая увеличивается с ростом ставки и съедает нашу прибыль в данный момент.
N: — Расскажите о вашем опыте участия в нацпроекте «Производительность труда».
А.В.: — О программе я узнал от своих знакомых, которые занимаются производством сельхозтехники. Участие в проекте абсолютно бесплатное. На протяжении трех месяцев представители Регионального центра компетенций помогали нам и поясняли, как повышать эффективность производства. Сейчас мы продолжаем разрабатывать и оптимизировать бизнес-процессы во всех структурных подразделениях компании. Среди результатов проекта: увеличение объема производства без расширения численности персонала; распределение ответственности за эффективность процессов; обеспечение стабильного качества производимого оборудования. Приближаясь к концу года, мы видим, что объем производства вырос на 20-22% в сравнении с прошлым годом. Программа, которую мы прошли, не дает готовых решений, а учит учиться, вырабатывать новые технологии каждый день. Я благодарен людям, которые нас курировали на всем ее протяжении. Отдельно хочу поблагодарить руководителя Регионального центра компетенций (РЦК) Олега Евгеньевича Белицкого и куратора нашего проекта Эрнста Юрьевича Сильнягина.
N: — Как изменился рынок после введения санкций? Открылись ли новые возможности?
А.В.: — Да, естественно, как и для любого предприятия. Пока ушли производители из Европы и не пришли другие из Азии, это время нужно максимально использовать для освоения новых ниш, другого оборудования. Это повод для роста, возможность сосредоточиться на развитии собственного производства, максимально перейти на свои комплектующие. В целом это скачок в развитии, несмотря на все трудности.
N: — Кто ваши основные конкуренты сегодня?
А.В.: — Основным конкурентом считаем компанию «Керхер». Очень достойная фирма со своей корпоративной культурой и правильной политикой, с большими ресурсами и возможностями. Сейчас на рынок активно выходят китайские производители. Но потенциальные клиенты с осторожностью относятся к неизвестным брендам из-за отсутствия репутации и подтверждения надежности оборудования. Средний срок службы оборудования высокого давления составляет 15-25 лет. На сегодняшний день нет подтверждений, что оборудование китайских производителей оправдает ожидания. Конечно, возможность закупить европейские бренды тоже осталась, но это стало очень дорого для клиента.
N: — Как планируете развивать бизнес в ближайшем будущем? Есть ли проекты, которые хотите реализовать?
А.В.: — Наши заказы очень длительные, от момента звонка и до воплощения проекта может пройти 1-2 года, потому что сначала нужно провести тендер и ряд других процедур. Сегодня мы живем проектами, которые инициировали год-два назад. Следующий год у нас тоже занят, мы точно при работе. В настоящий момент приступили к реализации проекта по разработке и производству оборудования, максимально отвечающего потребностям молочной отрасли. В ближайших планах — занять достойное место в этом сегменте.
Справка
Александр Варламов родился в Челябинской области в семье военных. В 9 лет вместе с родителями переехал в Ростовскую область. Учился в Ростовском государственном строительном университете по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Со второго курса ушел на свободное посещение в университете и работал в региональной аудиторской компании «Бизнес-Консалт». Затем перешел в международную аудиторскую организацию «БДО Юникон». В 2007 году основал свою компанию.
ООО «ГК “Интерпромо”» основано в 2007 году в Ростове. Компания занимается производством оборудования высокого давления. География продаж «Интерпромо» — все регионы России, в том числе Сахалин, Владивосток, Иркутск. В этом году фирма открыла представительство в Татарстане.