«Рынок начинает оживать, хотя не так активно, как нам хотелось бы»
По словам Светланы Зиминой, директора по экономике ковровой фабрики АО «Меринос», из-за ковидного кризиса выручка предприятия просела на 42% в первом полугодии, в компании надеются до конца текущего года выйти на уровень 2019-го.
В последние два года ростовская фабрика «Меринос» восстанавливала позиции на отечественном рынке, утраченные за время серии простоев, вызванных нерыночными обстоятельствами и продолжавшихся с 2015 по 2018 годы (см. справку). В 2019 году выручка предприятия выросла на 30%, рост произошел благодаря положительной динамике продаж в натуральном выражении. В «Мериносе» планировали восстановить свои обороты до уровня 2014 года в текущем году, но на пути этих планов встал ковид. В апреле-мае компания не попала в программы поддержки, которые озвучивал президент. Однако в июне получила право на кредит под 2% на возобновление бизнеса при сохранении среднесписочной численности сотрудников, сейчас находится в процессе его оформления. В компании не отказываются от планов по удвоению производства, но отмечают, что для этого нужна стабилизация экономики, курсов валют и сбыта.
N: — Как отразился ковидный кризис на работе фабрики «Меринос»?
С.З.: — Самоизоляция причинила нам значительный урон. В соответствии с указом президента в конце марта мы отправили людей в режим самоизоляции с сохранением заработной платы. Нам пришлось остановить производство на 2 месяца. Мы могли начать работу в мае, но когда закрыты большинство магазинов, ковры отгружать некому, поэтому мы не работали. Затем начался период отпусков: в этом году он заранее был запланирован на май-июнь. Мы вышли из отпуска 29 июня. Сейчас (10 июля) загрузка составляет примерно 50%, потому что заказов мало. Обычно сети — «Леруа Мерлен», «Ашан» и другие — закупают наш товар охотно, но пока объемы небольшие. Рынок начинает оживать, хотя не так активно, как нам хотелось бы.
N: — Удалось ли предприятию получить поддержку, какую?
С.З.: — К сожалению, в апреле-мае мы не попали в те программы поддержки, которые озвучивал президент. Но в июне мы оказались в перечне предприятий, которые могут рассчитывать на получение кредита под 2% на возобновление бизнеса при сохранении среднесписочной численности сотрудников. Кредит рассчитан на 6 месяцев, но мы получим его на 5, потому что, когда обратились за этим кредитом в Сбербанк в первый раз, лимиты на эту программу уже закончились. Сейчас мы заново подали документы, банк рассматривает нашу заявку, мы рассчитываем на плодотворное сотрудничество. На нашем предприятии средняя численность не просто сохранена, она выросла. Если в прошлом году в это время у нас работало 302 человека, то сегодня у нас работает уже 317 человек. Люди к нам идут: у нас социально ориентированное предприятие. Организована доставка сотрудников, обеды, есть полный соцпакет. О стабильности и надежности работы предприятия говорит тот факт, что за время деятельности фабрики у наших сотрудниц родилось 94 ребенка, а в семьях сотрудников «Меринос» — 104 ребенка, все — граждане РФ.
N: — По вашим оценкам, как ковидный кризис отразится на выручке фабрики «Меринос» в 2020 году?
С.З.: — На данный момент выручка по сравнению с прошлым годом упала на 42%.
Мы всегда проседаем в первом полугодии по выручке, потому что на этот период приходится много праздничных дней и время плановых отпусков, о которых я говорила. Но, конечно, такой глубокой просадки раньше не было. Я надеюсь, что в III и IV кварталах мы нагоним и хотя бы выйдем на уровень прошлого года. Ведь, несмотря на пандемию, люди делают ремонты, хотят себя порадовать чем-то новым. Главное, чтобы не было больше длительных остановок.
N: — Я недавно общалась с производителем мебели, который рассказал, что покупатели начали присматриваться к покупке мебели через интернет. Вы не рассматривали для себя этот канал продаж?
С.З.: — Мы практически не занимаемся продажей продукции частным лицам. Такая работа требует развивать свою логистику, держать целый отдел для работы с этими заказами. Пока интернет-продажи частным лицам нам не выгодны. Мы ориентируемся на продажи только через наших дистрибьюторов.
N: — В 2019 году выручка АО «Меринос» выросла на 30% (до 1,3 млрд руб.), чистая прибыль составила 242,5 млн руб. после убытка 878,8 млн руб. в 2018 году. Какие факторы повлияли на существенную динамику выручки и прибыли? С чем были связаны убытки 2018-го?
С.З.: — Что касается убытков: хотя 90% сырья, которое мы используем, — это полипропиленовые нити нашего производства, основу ковров — джут, полиэстер, полиэстер-коттон — мы покупаем за рубежом, то есть у нас есть иностранные обязательства, номинированные в долларах. Помимо этого для развития производства нитей был взят кредит в валюте. В 2018 году рубль сильно упал, мы пересчитали наши валютные обязательства, и у нас получился такой убыток. При этом прибыль от продаж у нас есть, и выручка растет, обязательства по кредитам мы выполняем.
По поводу динамики выручки : в 2019 году у нас впервые за несколько лет работали все станки, мы выходили на проектную мощность. До этого была серия неудачных лет с длительными простоями. В 2015-2016 годах мы простаивали из-за претензий Ростехнадзора к модернизации котельной, помимо этого на деятельности нашего предприятия отразилось обострение российско-турецких отношений (депортация иностранных работников, силовые структуры при внеплановой проверке провели изъятие рабочих компьютерных серверов). В 2018 году мы простаивали из-за проверок по жалобам жителей садового товарищества «Изумруд», которые обвиняли нас в шумах, загрязнении воздуха. Проверки показали, что с нашей стороны нарушений нет. Из-за частых простоев мы потеряли часть персонала, рынок, нам не хватало оборотных средств. Только в 2018 году мы начали восстанавливать свои позиции на рынке, а в 2019 году продолжили его завоевывать. В 2019 году цены на нашу продукцию не росли, так что рост выручки соответствует росту продаж в натуральном выражении. В прошлом году мы отвоевали рынок не до конца — в 2014 году наши финансовые результаты были выше.
N: — Если бы не ковид, вы бы достигли уровня 2014 года в текущем году?
С.З.: — Я в этом не сомневаюсь. Даже при текущей ситуации с нестабильным курсом валют продукция нашего завода пользуется спросом, потому что рынок огромен, таких фабрик, как наша, в России немного, наши дизайнеры не стоят на месте, разрабатывают дизайны ковров для разных возрастных групп. Если раньше молодежь относилась предвзято к ковровым изделиям, то сейчас они видят, что ковры — это интересно, уютно и стильно. Думаю, в следующем году, если ситуация в стране будет стабильна, наши показатели вернутся на уровень 2014 года и продолжат расти.
N: — Какова сегодня ваша география сбыта?
С.З.: — Наш рынок — вся Россия, наши ковры продаются в том числе за Уралом. Небольшой объем мы поставляем в Белоруссию, Молдавию. В свое время — до санкций — наши ковры через «ИКЕА» отгружались в Германию, и в Швецию. Пока что путь туда закрыт.
N: — Кто ваши конкуренты в России? Много ли на рынке импорта?
С.З.: — Тканые ковры машинного производства в России выпускают всего на трех фабриках. Кроме АО «Меринос» это фабрики «Калинка» в Калининграде и «Белка» в Дмитрове.
Пожалуй, одна из сложностей отечественного рынка в том, что на него попадает более дешевая при сопоставимом качестве продукция из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии. В этих государствах действуют солидные преференции для производителей, экспортирующих свою продукцию, поэтому они могут держать очень низкую цену. Мы писали в Минпромторг РФ письма с предложениями по защите отечественного производителя, но пока ситуация не изменилась.
Так как мы не можем позволить себе просесть в цене, мы повышаем качество, постоянно разрабатываем новые цвета и типы нитей для создания современных дизайнов и коллекций ковров. Например, новые нити были использованы для свежей коллекции «Матрикс» — это ковровые изделия, которые визуально дают эффект трехмерного рисунка.
N: — Как вы отслеживаете моду на ковры? Что сейчас пользуется популярностью?
С.З.: — Сети дают нам заказ на разработку определенных видов продукции, ориентируясь на спрос. На юге России — в Дагестане, Осетии — продолжает пользоваться спросом классика. Центральная Россия интересуется более современными дизайнами: абстракции, графические темы. Цветовая гамма тоже отличается: если на юге больше покупают ковры красных, зеленых, бежевых оттенков, то в Центральную Россию идут серые, кремовые, синие тона.
N: — Планируете ли вы вернуться к планам по удвоению мощностей производства?
С.З.: — Сейчас, конечно, говорить об этом еще рано. Прежде всего необходима стабилизация экономики, курса валют. Нужен стабильный сбыт. И тогда мы вернемся к нашим планам. Они все еще актуальны.
N: — Пользуетесь ли вы услугами банков в Ростовской области, довольны ли вы их предложениями, каких вам не хватает?
С.З.: — В целом могу сказать, что банки всегда относятся с пониманием к нашим потребностям. Сбербанк финансировал строительство фабрики по производству полипропиленовой нити, но впоследствии мы переключились на работу с КредитЕвропаБанком — там были более интересные условия для нашего предприятия. Надеюсь, сейчас сотрудничество со Сбербанком станет более активным.
N: — Наблюдаете ли вы дефицит кадров, каких специалистов вам не хватает?
С.З.: — Фабрика рассчитана минимум на 350 рабочих мест, мы ощущаем нехватку рабочих рук. Нужны операторы ткацких машин, линии загрузки, оверлога, операторы линии скручивания в цех производства полипропиленовой нити... В Ростове нет образовательных учреждений, которые готовят таких специалистов, так что сотрудники проходят оплачиваемое обучение у нас, которое занимает от двух до трех месяцев.
Справка
Компания «Меринос Халы Санайи Ве Тиджарет А. Ш.» входит в состав турецкого холдинга Erdemoglu, основанного в 1970 году и объединяющего производство мебели, ковров, домашнего текстиля, полимеров и полиэфирных штапельных волокон, Продукция холдинга продается в 78 стран мира. В 2009 году «Меринос Халы Санайи Ве Тиджарет А. Ш.» запустила в Ростове ковровую фабрику производственной мощностью около 5 млн кв. м ковров и ковровых изделий в год. В 2011 году на территории фабрики был введен в эксплуатацию корпус по производству полипропиленовых ниток для изготовления ковров и ковровых изделий мощностью 750 тонн в месяц. В 2014 году выручка компании составила 1,4 млн рублей. С 2015 по 2018 годы фабрика несколько раз простаивала по нерыночным причинам. В 2015 году с февраля по май — из-за претензий Ростехнадзора к воздухосборникам и сушильному барабану — целостной конструкции, с которой производителю потребовалось снять обшивку, а затем разрезать. Эти шаги понадобились для проведения независимой экспертизы и последующей регистрации устройства, которых требовал Ростехнадзор. В декабре, после обострения российско-турецких отношений, 15 сотрудников фабрики турецкого происхождения сначала принудительно отправили в лагерь для беженцев, а затем депортировали на родину. Тогда же силовые структуры внепланово проверили фабрику и изъяли серверы — предприятие не могло работать еще две недели. В 2016 году у Ростехнадзора появились новые претензии — теперь к модернизации котельной, и фабрика снова была вынуждена остановить работу. В тот период о проблемах «Мериноса» неоднократно высказывался губернатор Ростовской области Василий Голубев. В частности, он публично заявлял, что «донской бизнес окружен излишней опекой», и приводил ковровую фабрику в качестве примера предприятия, которое из-за «чрезмерных административных мер» вынужденно приостановило деятельность. В 2018 году фабрика простаивала из-за проверок по жалобам садового товарищества «Изумруд», которое обвиняло «Меринос» в шумах, загрязнении воздуха. Проверки показали, что со стороны фабрики нарушений нет. В 2019 году выручка АО «Меринос» выросла на 30% (до 1,3 млрд руб.), чистая прибыль составила 242,5 млн руб. после убытка 878,8 млн руб. в 2018 году.
Светлана Зимина, директор по экономике АО «Меринос». Начинала трудовую деятельность в 1975 году, в Петрозаводской конторе Росбакалея в должности бухгалтера. С 1982 по 1992 гг. занимала позицию заместителя главного бухгалтера в ростовских предприятиях объединения «ЮгМебель». С 1992 по 2009 гг. работала главным бухгалтером ряда компаний. В 2009 году пришла в «Меринос» на должность главного бухгалтера. С июня 2014 года — директор по экономике АО «Меринос». Родилась в 1957 году. В 1981 году окончила Ленинградский институт советской торговли им. Ф. Энгельса.