г. Ростов-на-Дону
23 декабря 2024 18:09:49
102.34
106.54

«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»

Генеральный директор ОАО ТКЗ «Красный котельщик», входящего в состав группы компаний «Силовые машины», Александр Попов планирует в нынешнем году увеличить объем производства котлостроительного завода до 26 тыс. тонн. Рост выпуска котельного оборудования «Красным котельщиком» будет основан на работе с зарубежными клиентами.

Александр Попов. Фото Сергея Яновского. По словам Александра Попова, рост выпуска котельного оборудования «Красным котельщиком» будет основан на работе с зарубежными клиентами. Своей главной задачей г-н Попов считает обеспечение своевременности выполнения 95% заказов.

— Прошлый год «Красный котельщик» завершил с выручкой более 11 млрд руб., это вдвое больше, чем в 2015-м. Прибыль в 2016 году составила около 0,6 млрд руб., при том что 15-й год был убыточным. За счет чего удалось добиться такого улучшения финансовых показателей?

— Рост обусловлен новыми партнерами, новыми заказами, в первую очередь экспортными. В прошлом году они обеспечили 70% загрузки «Красного котельщика», сейчас на них приходится такая же доля. Наряду с ростом объема продаж сыграли свою роль и колебания валютных курсов. Среди крупных зарубежных проектов, реализацию которых мы начали в 2016 году, я бы назвал строительство ТЭС «Лонг Фу-1» во Вьетнаме. Кроме того, мы продолжали работать над производством оборудования для ТЭС «Барх» в Индии. В России же на данный момент большинство крупных проектов сосредоточено на Дальнем Востоке. В частности, недавно мы поставили оборудование на строящуюся Сахалинскую ГРЭС-2, Якутскую ГРЭС-2, Благовещенскую ТЭЦ. Однако основные перспективы развития предприятия мы связываем с экспортом.

В России сейчас наблюдается спад инвес­тиций в энергетику. Государственная программа развития производственных мощностей, в рамках которой инвестиции можно было учитывать при формировании тарифов, завершилась, а отрасль в целом профицитна — выработка электрической и тепловой энергии превышает ее потребление в разных регионах на 10–30%. Исключение составляет только Дальний Восток. В этих условиях энергетики не спешат инвестировать в производство, поскольку стоит вопрос о способах возврата данных инвестиций. Поэтому мы стараемся активнее выходить на мировой рынок.

— Чем обусловлен интерес к продукции «Красного котельщика» за рубежом: привлекательной ценой, которая обеспечивается курсом рубля, или актуальными инженерными решениями?

— И то и другое имеет значение, но в нашей отрасли самое важное для клиента — это референции, то есть опыт изготовления и эксплуатации оборудования в той или иной стране. Без этого сложно выходить на рынок даже с самым качественным и инновационным продуктом. Поэтому на зарубежных рынках, где мы присутствуем (во Вьетнаме, в Индии, Белоруссии, Болгарии, Казахстане и т. д), я бы назвал опыт работы «Красного котельщика» основным нашим преимуществом перед другими российскими производителями.

Мы на этих рынках уже работали. Например, недавно мы выиграли в Болгарии тендер на модернизацию наших же котлов на ТЭС «София». Это оборудование было установлено 30–50 лет назад, клиент им доволен и поэтому нам же заказал его модернизацию.

— Тем не менее вы неоднократно говорили, что у «Красного котельщика» сильные инжиниринговые компетенции. Каким образом вы продвигаете на рынок новые решения?

— Мы, конечно, постоянно ведем разработки новых продуктов и предлагаем их рынку, и некоторые партнеры соглашаются на внедрение инноваций. Но в целом рынок энергетики достаточно консервативен, как и любой другой производственный рынок. Его участники придерживаются мнения, что новинки — это хорошо, но главное — надежность. Если клиенты готовы внедрять инновации, то у нас есть для них предложения. Наша задача — соответствовать их ожиданиям. Кроме того, процесс модернизации уже действующего оборудования тоже включает в себя внедрение инноваций.

Мы постоянно следим за тем, как наше оборудование ведет себя в процессе эксплуатации, отслеживаем научные разработки в сфере энергетики. Если возникают ошибки, работаем над ними.

Когда клиент обращается за модернизацией своего оборудования, мы не просто меняем изношенные детали на точно такие же, но новые, а выдвигаем предложения по совершенствованию оборудования. Например, в конце года мы заключили лицензионное соглашение с Siemens о проектировании испарительной системы прямоточных котлов и благодаря этому можем модернизировать наше оборудование, используя решения немецкой компании. Такой путь постепенного обновления в последнее время становится все более популярным. В частности, по нему активно идет Казахстан. 

У нас заключен с Kazakhmys Energy контракт о модернизации трех ТЭС в так называемом «пазловом» режиме, который подразумевает постепенную замену всех элементов и узлов котла. Решение предлагается только после обследования оборудования. Учитывается его фактическое состояние, остаточный ресурс, выявленные проблемы при эксплуатации. Это совместная работа, она требует плотного диалога с заказчиком не просто как продавца с покупателем, а как партнеров, которые прислушиваются друг к другу. 

— У вас есть планы по выходу на новые рынки?

— Мы стараемся участвовать во всех тендерах. Бывает, что нас не пускают на тот или иной рынок в связи с протекционистскими мерами. Так, например, происходит в Европе, где жестко защищают своих производителей. Где-то мы не можем конкурировать с большим количеством местных предприятий, такая ситуация сложилась в Китае. Где-то у нас нет референций.

В партнерстве с «Силовыми машинами» ТКЗ осваивает рынки Вьетнама, Ирана, Индии, Пакистана, Африки, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, сейчас мы пытаемся найти свои компетенции и предложить решения на рынке энергетики возобновляемых источников: ветряной, солнечной, связанной со сжиганием мусора и т. д. Это сейчас основная тема, особенно если учесть, что 2017-й объявлен в России годом экологии и президент поставил задачу улучшить экологическую обстановку в стране.

С точки зрения инжиниринга мы продвинулись и по «ветру», и по мусоросжигающему оборудованию, но внедрение таких решений — не быстрый процесс. 

— Вы планируете в этом году нарастить объемы производства?

— В 2016 году мы выпустили 10 тыс. тонн продукции, в этом году должны сделать 26 тыс. тонн. Это для нас колоссальный вызов. Раньше мы боролись с отсутствием контрактов, а сейчас боремся за то, чтобы эти контракты исполнить в срок. Главная задача — это внедрение модели OTIF (англ. On Time, In Full — точно в срок и в полном объеме. — N), то есть выполнение заказов точно в срок. Постепенно мы идем к этой цели. Наша амбициозная цель по этому показателю — 95%. Для коллектива это одна из ключевых задач, от ее выполнения зависит будущее предприятия. Круг клиентов у нас более или менее постоянный, если мы будем поставлять им продукцию с задержками, то будет большим вопросом, придут ли они к нам в следующий раз, пусть даже у нас будут лучшие технологии и уникальные компетенции.

— А к кому они пойдут?

— Конкуренты у нас есть, и это не только иностранцы. Мы не монополисты. 

— Каких инвестиций потребует запланированное увеличение объемов производства?

— Учитывая планы по увеличению объемов производства почти в 2,5 раза, нам потребуется закупить новое оборудование. Это будет, в частности, роботизированный комплекс газовой резки. Кроме того, мы планируем провести модернизацию внутренней логистики предприятия, переведя перевозки с железнодорожного на автомобильный транспорт. Это позволит снизить затраты на содержание железнодорожной службы и отказаться от финансирования ремонта путей. В общей сложности объем инвестпрограммы нынешнего года составит более 220 млн руб. Для сравнения: с 2014 по 2016 годы мы инвестировали в производство 338 млн руб. Однако главное для нас — коллектив, привлечение компетентных сотрудников.

На ТКЗ прием рабочих открыт с января 2016 года. Более чем за год на завод пришло 236 новых специалистов. Сегодня штат производственных рабочих составляет 942 человека. При этом количество открытых вакансий по-прежнему остается высоким.

В планах первого полугодия 2017 года — принять около 100 человек. Кроме того, мы готовы привлекать работников по аутсорсинговым договорам в период пиковой загрузки.

— Какой, на ваш взгляд, должна быть численность коллектива для стабильной работы завода?

— Опыт хорватского предприятия Duro Dakovich TEP (подконтрольный «Красному котельщику» производитель отопительных котлов на древесных гранулах. — N) показывает, что наиболее эффективный путь — создать стабильное ядро коллектива и пул специалистов, которых можно привлекать на временной основе. Так работает весь мир, поскольку объем заказов — непостоянный показатель. 

— То есть количество сотрудников не будет расти пропорционально запланированному увеличению объемов производства. Это потребует опережающего роста производительности труда. Каким образом вы планируете его обеспечить?

— Мы используем для оценки такой показатель, как выручка в пересчете на одного сотрудника. Она растет у нас достаточно быстро. В 2016 году по отношению к 2015-му этот показатель вырос более чем вдвое. Хотя нужно помнить, что 15-й год был недогруженным, частично мы работали четыре дня в неделю. 

Отмечу, что рост производительности и выручки сопровождается также повышением заработных плат. Сейчас средняя зарплата на «Красном котельщике» составляет около 40 тыс. рублей — это выше, чем средний показатель по Ростовской области, минимальная — 12,5 тыс. рублей при прожиточном минимуме для трудоспособного населения донского края около 10 тыс. рублей.

Мы приняли решение ежегодно индексировать уровень заработной платы с 1 апреля. В нынешнем году общее увеличение фонда оплаты труда на «Красном котельщике» составило 4%. 

— Вы неоднократно сообщали о намерении уменьшить число уровней управления. Как идет реализация этих планов?

— В 2016 году сократили количество уровней между гендиректором и рабочим с десяти до пяти. Это стало результатом масштабного изменения структуры предприятия, в ходе которого мы объединили часть отделов, исключили бюро и группы. В результате уровень управляемости повысился на 20%.

— Во время недавнего интервью N глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий упомянул, что вы ищете среди местных компаний малого и среднего бизнеса подрядчиков по проведению сварочных работ. Насколько активно «Красный котельщик» в принципе привлекает небольшие предприятия из Ростовской области к выполнению тех или иных работ?

— С малым бизнесом мы работаем. В частности, две местные компании у нас на территории оказывают нам услуги по упаковке нашей продукции.

Мы закупаем строительные и вспомогательные материалы у ЗАО «Лемакс-Т», с ростовским институтом «РостовТеплоЭлектроПроект» совместно проектируем энергетическое оборудование по ряду проектов.

Ряд ростовских и таганрогских компаний оказывают нам услуги по улучшению санитарно-бытовых условий. Так что с местными компаниями «Красный котельщик» готов к взаимовыгодному сотрудничеству.

Просмотров: 26456

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
Я всегда говорю своей команде, что для наших гостей мы можем даже устроить полет в космос. В сервисе как в любви — все допустимо. Главное — найти партнера.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
В конце 2024 года Росстандарт и Академия проблем качества традиционно составили топ-100 лучших отечественных товаров. В конкурсе дебютировал многопрофильный ростовский агропромышленный холдинг «Степь». Компанию отметили в нескольких номинациях.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
В Ростове прошла Альфа-Конфа Практика — масштабное мероприятие для предпринимателей, которое ранее состоялось в 26 городах России. Особенность Альфа-Конфы Практики в уникальном формате бизнес-интенсива от преподавателей лучших бизнес-школ и владельцев крупнейших компаний страны. В течение дня всех участников погружали в реальные кейсы, бизнес-симуляторы, практические решения для бизнеса.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
Ростовский Агрохолдинг «Степь» подвел итоги своей социальной программы «Люди труда» за 2024 год. Заявленный вектор программы — развитие сельских территорий. За год компания вовлекла в свои активности около 4 миллионов человек (в том числе в офлайн-формате — почти 40 тысяч жителей Дона, Кубани и Ставрополья), реализовала порядка 100 проектов и более 70 мероприятий.