г. Ростов-на-Дону
14 ноября 2024 20:25:12
98.37
104.29

«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»

Генеральный директор ОАО ТКЗ «Красный котельщик», входящего в состав группы компаний «Силовые машины», Александр Попов планирует в нынешнем году увеличить объем производства котлостроительного завода до 26 тыс. тонн. Рост выпуска котельного оборудования «Красным котельщиком» будет основан на работе с зарубежными клиентами.

Александр Попов. Фото Сергея Яновского. По словам Александра Попова, рост выпуска котельного оборудования «Красным котельщиком» будет основан на работе с зарубежными клиентами. Своей главной задачей г-н Попов считает обеспечение своевременности выполнения 95% заказов.

— Прошлый год «Красный котельщик» завершил с выручкой более 11 млрд руб., это вдвое больше, чем в 2015-м. Прибыль в 2016 году составила около 0,6 млрд руб., при том что 15-й год был убыточным. За счет чего удалось добиться такого улучшения финансовых показателей?

— Рост обусловлен новыми партнерами, новыми заказами, в первую очередь экспортными. В прошлом году они обеспечили 70% загрузки «Красного котельщика», сейчас на них приходится такая же доля. Наряду с ростом объема продаж сыграли свою роль и колебания валютных курсов. Среди крупных зарубежных проектов, реализацию которых мы начали в 2016 году, я бы назвал строительство ТЭС «Лонг Фу-1» во Вьетнаме. Кроме того, мы продолжали работать над производством оборудования для ТЭС «Барх» в Индии. В России же на данный момент большинство крупных проектов сосредоточено на Дальнем Востоке. В частности, недавно мы поставили оборудование на строящуюся Сахалинскую ГРЭС-2, Якутскую ГРЭС-2, Благовещенскую ТЭЦ. Однако основные перспективы развития предприятия мы связываем с экспортом.

В России сейчас наблюдается спад инвес­тиций в энергетику. Государственная программа развития производственных мощностей, в рамках которой инвестиции можно было учитывать при формировании тарифов, завершилась, а отрасль в целом профицитна — выработка электрической и тепловой энергии превышает ее потребление в разных регионах на 10–30%. Исключение составляет только Дальний Восток. В этих условиях энергетики не спешат инвестировать в производство, поскольку стоит вопрос о способах возврата данных инвестиций. Поэтому мы стараемся активнее выходить на мировой рынок.

— Чем обусловлен интерес к продукции «Красного котельщика» за рубежом: привлекательной ценой, которая обеспечивается курсом рубля, или актуальными инженерными решениями?

— И то и другое имеет значение, но в нашей отрасли самое важное для клиента — это референции, то есть опыт изготовления и эксплуатации оборудования в той или иной стране. Без этого сложно выходить на рынок даже с самым качественным и инновационным продуктом. Поэтому на зарубежных рынках, где мы присутствуем (во Вьетнаме, в Индии, Белоруссии, Болгарии, Казахстане и т. д), я бы назвал опыт работы «Красного котельщика» основным нашим преимуществом перед другими российскими производителями.

Мы на этих рынках уже работали. Например, недавно мы выиграли в Болгарии тендер на модернизацию наших же котлов на ТЭС «София». Это оборудование было установлено 30–50 лет назад, клиент им доволен и поэтому нам же заказал его модернизацию.

— Тем не менее вы неоднократно говорили, что у «Красного котельщика» сильные инжиниринговые компетенции. Каким образом вы продвигаете на рынок новые решения?

— Мы, конечно, постоянно ведем разработки новых продуктов и предлагаем их рынку, и некоторые партнеры соглашаются на внедрение инноваций. Но в целом рынок энергетики достаточно консервативен, как и любой другой производственный рынок. Его участники придерживаются мнения, что новинки — это хорошо, но главное — надежность. Если клиенты готовы внедрять инновации, то у нас есть для них предложения. Наша задача — соответствовать их ожиданиям. Кроме того, процесс модернизации уже действующего оборудования тоже включает в себя внедрение инноваций.

Мы постоянно следим за тем, как наше оборудование ведет себя в процессе эксплуатации, отслеживаем научные разработки в сфере энергетики. Если возникают ошибки, работаем над ними.

Когда клиент обращается за модернизацией своего оборудования, мы не просто меняем изношенные детали на точно такие же, но новые, а выдвигаем предложения по совершенствованию оборудования. Например, в конце года мы заключили лицензионное соглашение с Siemens о проектировании испарительной системы прямоточных котлов и благодаря этому можем модернизировать наше оборудование, используя решения немецкой компании. Такой путь постепенного обновления в последнее время становится все более популярным. В частности, по нему активно идет Казахстан. 

У нас заключен с Kazakhmys Energy контракт о модернизации трех ТЭС в так называемом «пазловом» режиме, который подразумевает постепенную замену всех элементов и узлов котла. Решение предлагается только после обследования оборудования. Учитывается его фактическое состояние, остаточный ресурс, выявленные проблемы при эксплуатации. Это совместная работа, она требует плотного диалога с заказчиком не просто как продавца с покупателем, а как партнеров, которые прислушиваются друг к другу. 

— У вас есть планы по выходу на новые рынки?

— Мы стараемся участвовать во всех тендерах. Бывает, что нас не пускают на тот или иной рынок в связи с протекционистскими мерами. Так, например, происходит в Европе, где жестко защищают своих производителей. Где-то мы не можем конкурировать с большим количеством местных предприятий, такая ситуация сложилась в Китае. Где-то у нас нет референций.

В партнерстве с «Силовыми машинами» ТКЗ осваивает рынки Вьетнама, Ирана, Индии, Пакистана, Африки, Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии. Кроме того, сейчас мы пытаемся найти свои компетенции и предложить решения на рынке энергетики возобновляемых источников: ветряной, солнечной, связанной со сжиганием мусора и т. д. Это сейчас основная тема, особенно если учесть, что 2017-й объявлен в России годом экологии и президент поставил задачу улучшить экологическую обстановку в стране.

С точки зрения инжиниринга мы продвинулись и по «ветру», и по мусоросжигающему оборудованию, но внедрение таких решений — не быстрый процесс. 

— Вы планируете в этом году нарастить объемы производства?

— В 2016 году мы выпустили 10 тыс. тонн продукции, в этом году должны сделать 26 тыс. тонн. Это для нас колоссальный вызов. Раньше мы боролись с отсутствием контрактов, а сейчас боремся за то, чтобы эти контракты исполнить в срок. Главная задача — это внедрение модели OTIF (англ. On Time, In Full — точно в срок и в полном объеме. — N), то есть выполнение заказов точно в срок. Постепенно мы идем к этой цели. Наша амбициозная цель по этому показателю — 95%. Для коллектива это одна из ключевых задач, от ее выполнения зависит будущее предприятия. Круг клиентов у нас более или менее постоянный, если мы будем поставлять им продукцию с задержками, то будет большим вопросом, придут ли они к нам в следующий раз, пусть даже у нас будут лучшие технологии и уникальные компетенции.

— А к кому они пойдут?

— Конкуренты у нас есть, и это не только иностранцы. Мы не монополисты. 

— Каких инвестиций потребует запланированное увеличение объемов производства?

— Учитывая планы по увеличению объемов производства почти в 2,5 раза, нам потребуется закупить новое оборудование. Это будет, в частности, роботизированный комплекс газовой резки. Кроме того, мы планируем провести модернизацию внутренней логистики предприятия, переведя перевозки с железнодорожного на автомобильный транспорт. Это позволит снизить затраты на содержание железнодорожной службы и отказаться от финансирования ремонта путей. В общей сложности объем инвестпрограммы нынешнего года составит более 220 млн руб. Для сравнения: с 2014 по 2016 годы мы инвестировали в производство 338 млн руб. Однако главное для нас — коллектив, привлечение компетентных сотрудников.

На ТКЗ прием рабочих открыт с января 2016 года. Более чем за год на завод пришло 236 новых специалистов. Сегодня штат производственных рабочих составляет 942 человека. При этом количество открытых вакансий по-прежнему остается высоким.

В планах первого полугодия 2017 года — принять около 100 человек. Кроме того, мы готовы привлекать работников по аутсорсинговым договорам в период пиковой загрузки.

— Какой, на ваш взгляд, должна быть численность коллектива для стабильной работы завода?

— Опыт хорватского предприятия Duro Dakovich TEP (подконтрольный «Красному котельщику» производитель отопительных котлов на древесных гранулах. — N) показывает, что наиболее эффективный путь — создать стабильное ядро коллектива и пул специалистов, которых можно привлекать на временной основе. Так работает весь мир, поскольку объем заказов — непостоянный показатель. 

— То есть количество сотрудников не будет расти пропорционально запланированному увеличению объемов производства. Это потребует опережающего роста производительности труда. Каким образом вы планируете его обеспечить?

— Мы используем для оценки такой показатель, как выручка в пересчете на одного сотрудника. Она растет у нас достаточно быстро. В 2016 году по отношению к 2015-му этот показатель вырос более чем вдвое. Хотя нужно помнить, что 15-й год был недогруженным, частично мы работали четыре дня в неделю. 

Отмечу, что рост производительности и выручки сопровождается также повышением заработных плат. Сейчас средняя зарплата на «Красном котельщике» составляет около 40 тыс. рублей — это выше, чем средний показатель по Ростовской области, минимальная — 12,5 тыс. рублей при прожиточном минимуме для трудоспособного населения донского края около 10 тыс. рублей.

Мы приняли решение ежегодно индексировать уровень заработной платы с 1 апреля. В нынешнем году общее увеличение фонда оплаты труда на «Красном котельщике» составило 4%. 

— Вы неоднократно сообщали о намерении уменьшить число уровней управления. Как идет реализация этих планов?

— В 2016 году сократили количество уровней между гендиректором и рабочим с десяти до пяти. Это стало результатом масштабного изменения структуры предприятия, в ходе которого мы объединили часть отделов, исключили бюро и группы. В результате уровень управляемости повысился на 20%.

— Во время недавнего интервью N глава администрации Таганрога Андрей Лисицкий упомянул, что вы ищете среди местных компаний малого и среднего бизнеса подрядчиков по проведению сварочных работ. Насколько активно «Красный котельщик» в принципе привлекает небольшие предприятия из Ростовской области к выполнению тех или иных работ?

— С малым бизнесом мы работаем. В частности, две местные компании у нас на территории оказывают нам услуги по упаковке нашей продукции.

Мы закупаем строительные и вспомогательные материалы у ЗАО «Лемакс-Т», с ростовским институтом «РостовТеплоЭлектроПроект» совместно проектируем энергетическое оборудование по ряду проектов.

Ряд ростовских и таганрогских компаний оказывают нам услуги по улучшению санитарно-бытовых условий. Так что с местными компаниями «Красный котельщик» готов к взаимовыгодному сотрудничеству.

Просмотров: 26437

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Рост производства в 2,5 раза — колоссальный вызов»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.