«Рекламодатель тоже может стать плательщиком 3-процентного сбора»
До 5 сентября предприятия в сфере рекламы и СМИ должны впервые отправить в бюджет 3% доходов от распространения интернет-рекламы. Как бывает с новыми налогами до последнего момента нет определенности с порядком его уплаты. От лица рекламораспространителей N задал вопросы партнеру консалтингового бюро «Доктор права Колесников и партнеры», руководителю практики ИТ-права Марку Березкину.

С 1 апреля 2025 г. в закон «О рекламе» внесены поправки: участники цепочки распространения интернет рекламы обязаны ежеквартально перечислять в федеральный бюджет 3% от дохода, полученного за размещение такой рекламы. Эти 3% не включены в Налоговый кодекс и по сути являются «обязательными отчислениями» за распространение интернет рекламы, а не налогом в классическом смысле.
N: — Кто обязан уплачивать и распространяется ли сбор на рекламодателей?
М.Б.: — Участники цепочки распространения интернет-рекламы, направленной на потребителей в РФ, — рекламораспространители, операторы рекламных систем, агенты и посредники между ними. Рекламодатели как таковые по общему правилу не обязаны платить эту сумму. Исключение: рекламодатель, который заключил договор на распространение рекламы с иностранной организацией или гражданином, в этом случае рекламодатель должен выступить налоговым агентом и удержать 3% из вознаграждения, причитающегося иностранному контрагенту. Также важное практическое замечание: если рекламодатель фактически получает доход от размещения (например, осуществляет и распространение, и размещение на своих площадках), он фактически может стать участником цепочки и, соответственно, плательщиком отчисления.
N: — Как определяется база для расчета?
М.Б.: — Базой является доход за квартал, полученный по договору с предыдущим участником цепочки. Договор оказания услуг — 3% от стоимости услуг, связанных с размещением рекламы в интернете (суммы, подаваемые в Единый реестр интернет-рекламы — ЕРИР — как плата за размещение. — N). Агентский договор — 3% от вознаграждения агента. При наличии разаллокации (детализации акта. — N) сбор исчисляется от той суммы, которую в разаллокации выделили как стоимость распространения (например, из акта на 100 тыс. руб., если 80 тыс. — это распространение, именно с 80 тыс. и считается 3%). Если агент получает от клиента рекламный бюджет и комиссию в рамках договора оказания услуг, по бухгалтерским правилам доходом считается сумма, полученная от клиента, — значит, 3% начисляются и на рекламный бюджет, и на вознаграждение агентства. Если отношения оформлены агентским договором, агент платит 3% только с собственной комиссии; 3% с рекламного бюджета платит тот контрагент дальше по цепочке, кто получает доход по первичному договору с площадкой.
N: — Кто освобожден от уплаты нового сбора?
М.Б.: — По перечню льгот (указан в исходном тексте), федеральные телеканалы, радиостанции, информационные агентства, СМИ с государственным участием, ряд печатных изданий, каталоги и классифайды освобождены от уплаты сбора.
N: — Как пользоваться льготой?
М.Б.: — Подтвердить право на льготу документально (свидетельства о госучастии, учредительные документы, выписка и т. п.), при формировании расчета/отчетности по сбору указать основание освобождения и приложить копии подтверждающих документов либо подготовить их к предоставлению при проверке; вести раздельный учет освобождаемых и неосвобождаемых доходов и отражать это в учетной политике. Рекомендую иметь внутренний регламент и пакет документов (акты, договоры, разаллокации, подтверждающие документы по льготам), готовый для предоставления контролирующим органам.
N: — Кто администрирует сбор?
М.Б.: — Роскомнадзор рассчитывает сумму сбора на основе сведений о размещенной вами рекламе, которые вы передаете в ЕРИР. После расчета сумма отображается в личном кабинете в ЕРИР — на 15-е число второго месяца квартала, следующего за отчетным. Далее установлен следующий алгоритм действий и сроков: в течение 10 календарных дней после размещения расчета у вас есть право проверить указанные сведения и сумму, а при выявлении расхождений направить в Роскомнадзор уточненные данные с подтверждающими документами; при достаточности оснований Роскомнадзор в срок до 5 рабочих дней произведет перерасчет и загрузит скорректированную информацию о размере сбора; если в указанный 10 дневный срок вы не направите уточнения (то есть до 25 го числа указанного периода), первоначальная сумма считается вами подтвержденной; далее отводится еще 10 календарных дней на уплату сбора (в примере с первым платежом это может означать крайний срок до 5 сентября). При неуплате РКН направит два уведомления: первое — с указанием на обнаруженную неуплату или неполную уплату и просьбой объяснить причины; второе — с требованием погасить задолженность в полном объеме, если пояснения признаны недостаточными или не представлены. После получения второго требования у вас будет 10 дней на оплату; в противном случае Роскомнадзор вправе обратиться в суд для защиты своих требований.
N: — Как платить сбор?
М.Б.: — Авторизуйтесь в личном кабинете ЕРИР через портал «Госуслуги». В разделе «Мои отчисления» проверьте наличие документа с расчетом суммы сбора. Сверьте сведения о доходах с актами сдачи приемки и первичными учетными документами. При обнаружении ошибок внесите корректировки в личном кабинете ОРД. Расчет необходимо либо подтвердить, либо представить уточненные данные в течение 10 календарных дней. Оплатите взнос не позднее 5 го числа третьего месяца квартала, следующего за отчетным. Нажмите «Сформировать квитанцию» — система сгенерирует платежное поручение с заполненными реквизитами. Оплатить можно онлайн через портал «Госуслуги» или с помощью интернет банка. Излишне уплаченные суммы подлежат возврату либо зачету в счет будущих платежей. В личный кабинет направляется требование о погашении задолженности в срок 10 календарных дней. При непогашении задолженности вопрос может быть передан в Роскомнадзор для взыскания в судебном порядке.
N: — Что будет, если не платить?
М.Б.: — Задолженность за сбор может быть взыскана в судебном порядке с применением всех предусмотренных механизмов принудительного исполнения. Кроме того, за нарушения требований Закона о рекламе может наступать административная ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Для юридического лица санкция по этой статье составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Но для данного утверждения будем ожидать судебную практику.
N: — Нужно ли уплачивать сбор за саморекламу?
М.Б.: — Если организация размещает рекламу исключительно на собственных ресурсах и квалифицирует такие размещения как саморекламу (нет договоров с третьими лицами и нет поступления дохода), то такие кейсы не включаются в базу для исчисления сбора, и, соответственно, сам сбор в данном случае, как правило, не применяется.
N: — Касаются ли новые требования взаимозачета и бартерных сделок?
М.Б.: — Да. Если юридические лица взаимно оказывают услуги или передают товары по взаимозачету или бартеру, стоимость таких услуг/товаров должна быть выражена в денежном эквиваленте даже при фактическом отсутствии денежных расчетов. При этом стороны обязаны: оформлять акты выполненных работ/оказанных услуг, обеспечивать маркировку соответствующих рекламных материалов; передавать в ЕРИР сведения о стоимости оказанных услуг/предоставленных товаров; исчислять и уплачивать сбор в размере 3% от указанной стоимости.