Радиаторы подогрели своего производителя
В 2022 году таганрогский производитель отопительного оборудования «Лемакс» увеличил выручку на 11,5%, практически до 7 млрд рублей, а чистую прибыль — на 11%, до 920 млн рублей. Компания не комментирует динамику показателей своего бизнеса. Их рост может быть связан с продолжающимся процессом импортозамещения на рынке радиаторов и котлов отопления, а также инвестпроектами «Лемакса», реализованными в последние годы.
По данным «СПАРК-Интерфакса», за последние пять лет ООО «Лемакс» нарастило выручку в 2,5 раза — с 2,7 млрд рублей в 2018 году до почти 7 млрд рублей в 2022-м. В 2018 году компания начала производить стальные радиаторы отопления. В первую очередь нового завода мощностью 600 тыс. радиаторов «Лемакс» инвестировал 813,5 млн рублей. Вторую линию по выпуску радиаторов компания запустила в 2020-м. Объем вложений в нее составил 650 млн рублей, а производственная мощность предприятия выросла вдвое.
В июле 2021 года гендиректор компании Максим Матусевич и губернатор Ростовской области Василий Голубев подписали на «Иннопроме» соглашение о дальнейшем расширении производства радиаторов. Комментируя документ, г-н Матусевич говорил о намерении «Лемакса» инвестировать в этот проект 5,3 млрд рублей.
Несмотря на положительную динамику выручки в 2022 году, прирост оказался более скромным, чем в предыдущие годы. В 2019-м выручка выросла почти на 22% (до 3,3 млрд рублей), в 2020-м — более чем на 27% (до 4,2 млрд рублей), рекордным по приросту был 2021 год — 48%, выручка выросла до 6,2 млрд рублей.
Причина сокращения темпов роста может заключаться в разных тенденциях на двух основных рынках «Лемакса» — стальных радиаторов отопления и бытовых газовых котлов и водонагревателей. Согласно статистике российской внешней торговли, в 2021 году Россия нарастила импорт газовых котлов на 16%. Крупнейшими зарубежными поставщиками этого оборудования стали Италия (24%), Корея (23%), Турция (18%), Словакия (13%) и Китай (11%). После начала СВО большинство иностранных компаний остались на российском рынке, поэтому снижение объемов импорта нельзя назвать значительными. Хотя некоторые российские производители говорят об освобождении ниш, ранее занятых украинскими компаниями. Например, в прошлом году таганрогское ООО «Апекс» заявляло о намерении нарастить объем выпуска котлов на 9%, с 55 тыс. до 60 тыс. шт. в связи с уходом украинских марок и снижением или остановкой поставок отечественного оборудования из-за срывов поставок импортных комплектующих.
В случае стальных радиаторов ситуация иная. По данным Ассоциации производителей радиаторов отопления, в этом сегменте отказ европейских поставщиков от работы на российском рынке привел к тому, что доля отечественной продукции в этом сегменте достигла 90%.