«Программа-минимум — 3 новых клуба за два года»
Управляющий партнер фитнес-клуба Prime Resort & Spa и сети «Спорт-Сити» Игорь Иткин вложил 80 млн руб. в экономичный фитнес-центр модульного типа: его клиенты платят не за универсальное членство, а за занятия по одному из направлений; к 2020 году бизнесмен намерен запустить еще 3 подобных спортклуба-конструктора
Управляющий партнер фитнес-клуба Prime Resort & Spa и сети «Спорт-Сити» Игорь Иткин Руководство фитнес-клубов Prime Resort & Spa и «Спорт-Сити» создало УК «Фитнес-индустрия», объединяющую управление клубами, развитие брендов и собственного учебного центра. С осени в портфеле брендов ГК появился еще один: «Первый фитнес» в центре Ростова. По словам управляющего партнера ГК Игоря Иткина, новый проект объединяет пять студий и фитнес-клуб; каждое из 6 направлений можно оплатить отдельно. Бизнесмен называет точкой роста фитнес-рынка экономсегмент и намерен тиражировать новый проект. N: — В чем принципиальное отличие нового формата от существовавших ранее? И.И.: — Основная идея в том, чтобы сделать качественный фитнес доступным. «Первый фитнес» — это конструктор «Лего». Он состоит из модулей. В центре — фитнес-клуб с тренажерным залом и залом групповых программ. А вокруг — 5 студий. И клиент платит только за то, чем пользуется. Можно оформить клубное членство: на срок от недели до года. Посещение студий, сауны, СПА это членство включать не будет. Их можно оплатить отдельно. В базовой карте — ничего лишнего. Сейчас она стоит 13,9 ты. руб. N: — Как оплачиваются занятия в студиях? И.И.: — Их можно покупать по одному или в составе абонемента. Чем больше — тем выгоднее. Вариантов абонементов в студии — множество: есть дневные, студенческие, безлимитные. Мы выбрали самые популярные и актуальные для центра Ростова направления: йогу, кросс-фит, бойцовский клуб, сайкл и EMS — занятия в специальных костюмах для электромиостимуляции. N: — Почему вы решили, что подобный вариант будет востребован? И.И.: — Мы изучали потенциальный спрос: анализировали исследования рынка, проведенное «РБК» по итогам 2015-2016 гг., делали свои исследования, опрашивали членов наших клубов и тех, кто ими не является. И поняли, что людям нужны различные варианты, не только классические фитнес-центры. Эту тенденцию подтверждает весь опыт — мировой и российский. Активно открываются отдельные студии. Но их рентабельность невысока: для каждой студии площадью 200-400 кв. м необходимы свои раздевалка, рецепция. Все это — дополнительные площади, за которые также нужно платить: аренду, коммунальные платежи, зарплату администратору. Сейчас, например, стал очень популярен кросс-фит. Также развиваются студии йоги, люди любят заниматься ею вне фитнес-клубов. Но подобные студии часто открываются в офисных центрах — в помещениях, изначально для занятий не предназначенных. В них может, например, не быть душевых. Также во всем мире развиваются отдельные сайкл-студии, и в Москве их много, только в Ростове пока нет. Среди наших преимуществ перед отдельными студиями — уровень оборудования: например, мы используем самые передовые сайклы и EMS-костюмы. Их не встретишь в клубах экономсегмента. И в других студиях используем лучшие варианты оборудования из всех, что сегодня предлагают на рынке. N: — Каких вложений потребовала реализация нового проекта? И.И.: — 80 млн руб. Срок окупаемости — 4 года. Мы вкладывали собственные средства совместно с заемными в соотношении примерно 50/50. Партнером выступил Промсвязьбанк. N: — Вы будете тиражировать этот проект? И.И.: — Да. Программа-минимум — открыть 3 клуба за 2 года, то есть по 1,5 клуба в год. Рассматриваем не только Ростов, но и города в других регионах с населением от 500 тыс. человек. У нас все автоматизировано — расходы оптимальны. Выдаем электронные браслеты и — если клиент не возражает — привязываем их к банковской карте. Таким образом, он может не только оплачивать услуги, но также вносить средства в счет оплаты занятий, если абонемент куплен в рассрочку. Проект высокотехнологичный: кассы нет вообще. Оплата — либо через мобильное приложение, либо через терминал. Все средства человек видит в приложении. Не хочет платить за карту сразу — оформляет рекуррентный платеж. В этом случае он дает номер банковской карты — и средства равными долями списываются в течение 12 месяцев. N: — Намерены открываться только на арендованных площадках? И.И.: — Да. Развитие коммерческих площадей — задача девелоперов. И рентабельность этого бизнеса в последнее время снизилась. Мне как сетевому фитнес-оператору сегодня предлагают площади по очень низким ставкам. Если бы я сам сдавал себе помещения по такой цене, то вложения в его покупку или покупку земли с дальнейшим строительством объекта не окупились бы и за 100 лет. Три года назад, до обострения отношений с Украиной и ослабления рубля, ставки аренды были выше раза в полтора. Тогда, возможно, был смысл вкладывать в недвижимость. Федеральные фитнес-сети, которые не останавливаются в своем развитии, не покупают объекты, а арендуют площади. Исключения редки. Мы сами, например, были вынуждены стать соинвестором строительства клуба «Спорт-Сити» в СЖМ, потому что в микрорайоне просто не было подходящих помещений для открытия фитнес-центра. Но сейчас это вовсе не имеет смысла. Площади можно арендовать по ставке от 200 руб. за кв. м. Идет стагнация рынка недвижимости. N: — Какие критерии помимо цены учитываете при выборе площадки? И.И.: — Смотрим на население в зоне 15-минутной пешей доступности либо в 5-минутной автомобильной. N: — Какова динамика финпоказателей Prime Sport&SPA и «Спорт-Сити» в 2016 году и прогноз на 2017 год? И.И.: — Некоторые клубы повторят прошлогодние результаты, некоторые прирастут — примерно на 20%. В целом наша выручка увеличивается год к году. Динамика этого показателя зависит от клуба, от срока его работы. У каждого клуба есть разные циклы. В первый год цифры не очень хорошие, затем выручка начинает расти. 3-4-й год — выход на плато по доходности; затем — в зависимости от команды и того, как поддерживается интерес к клубу — клуб может еще несколько лет приносить сопоставимые доходы. У нас так и происходит. Например, клубу на Сельмаше 14 лет, это наш первый фитнес-центр. За прошедшее время мы сделали 2 реновации. В последние годы его выручка стабильна. В клубах есть основные и дополнительные услуги. В нашем премиумном клубе они соотносятся примерно 50/50, иногда бывает даже 55/45: дополнительные услуги перевешивают. Соотношение в экономичных клубах — примерно 2 к 1, большую часть дохода приносит основная деятельность. N: — С какой нормой прибыли удается работать? И.И.: — В экономсегменте — с 25-процентной, в «премиуме» этот показатель — около 17%. У других операторов цифры могут отличаться. N: — Кого вы считаете основными конкурентами? Каковы главные конкурентные преимущества ваших клубов? И.И.: — Единственный конкурент в сегменте «премиум» — World Class Premium на ул. Герасименко. Наши преимущества — локация, наполнение — оборудование и набор услуг, а также эксклюзивный интерьер. В целом непрямые конкуренты — это все другие фитнес-центры, расположенные вблизи наших клубов. Тот же «Арбат-Фитнес», «Извольте» и др. В нашем бизнесе главное — локация. N: — Есть основания считать, что ростовский фитнес-рынок будет расти в ближайшее время? И.И.: — В Москве фитнесом регулярно занимаются 9-12% населения. Крупные провинциальные города имеют только 5% населения, регулярно занимающегося спортом. Я сам веду такие подсчеты; кроме того, считают «РБК», различные независимые эксперты, маркетологи, делающие и региональную выборку. По моим подсчетам, у нас не изменится емкость рынка, но количество людей, занимающихся фитнесом, будет увеличиваться. В основном за счет доступных проектов. Точка роста — экономсегмент. В связи с событиями в Крыму в России перестал существовать бизнес-сегмент, он погиб. Есть «премиум», где уже достаточно предложений, и доступный, где клиенты платят именно за минимально необходимый набор. N: — Рассматриваете ли вы возможность сотрудничества с федеральными сетями и работы под их брендами? И.И.: — Если бренд сильный, а франшиза доступна по цене, работа под федеральным брендом может стать конкурентным преимуществом. У меня есть возможность работать под любым брендом, купить франшизу World Class, X-Fit, Orange — любую. Но делать этого я не собираюсь: не понимаю, почему должен за это платить. Не вижу перспективы — ни в технологиях, ни в имени. N: — Ощущаете дефицит персонала? И.И.: — Да. Сейчас остро стоит не вопрос инвестиций, а проблема подбора качественного адекватного персонала — тех, кого можно научить фитнесу. Дефицит кадров есть. Тренеры приходят, в том числе из других клубов. У нас их привлекает возможность развития, команда. Но многих приходится учить или переучивать. У нас есть собственный фитнес-университет. Раньше обучение велось внутри Prime Sport&SPA, сейчас оно становится общим для группы. В этом году мы сформировали УК «Фитнес-индустрия». Она управляет нашими клубами, развивает все три бренда и отвечает за обмен опытом и синергетический эффект в целом.