Поставщик электроэнергии заказал телефонный опрос для сокращения дебиторской задолженности
Нижегородская компания «МС-Контакт» проведет анкетирование абонентов «ТНС энерго Ростов-на-Дону», просрочивших оплату за потребленный ресурс. Опрашивать будут преимущественно частных лиц, так как на них приходится основная часть неплатежей. В сравнении с прошлым годом проблемная дебиторка в этом сегменте выросла на 2,4–5,3%. Поставщик электроэнергии намерен стимулировать погашение долгов и выяснить причины ухудшения ситуации с оплатой.
Никита Ананичев, руководитель службы информации и общественных связей «ТНС энерго Ростов-на-Дону», сообщил N, что по итогам 9 месяцев 2017 года задолженность физлиц, проживающих в частном секторе, не превышала 0,01%, а за 9 месяцев 2018-го несвоевременно оплачено 2,4% поставленной электроэнергии. За этот же период задолженность абонентов, проживающих в многоквартирных домах, выросла еще больше — с 0% до 5,3%.
Поставщик ресурса намерен уточнить причины роста неплатежей. В компании полагают, что ситуация с долгами отражает социально-экономическую конъюнктуру, но нужен детальный анализ проблемы. Основная же цель проекта — побудить абонентов погасить долги.
С этой целью ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» объявило тендер на услуги по обзвону абонентов, просрочивших оплату. Из документов, размещенных на портале госзакупок, следует, что подрядчик должен, в частности, выяснить, помнят ли потребители о задолженности, когда намерены ее погасить, почему не рассчитались вовремя, знают ли о последствиях задержки оплаты и пр. По результатам беседы нужно заполнить опросные формы и собрать статистику. Как указано на сайте закупок, договор заключен с единственным участником конкурса — ООО «МС-Контакт». Сумма контракта — 3,8 млн руб.
В пресс-службе заказчика — «ТНС энерго Ростов-на-Дону» — N сообщили, что задолженность всех потребителей — 6,3 млрд руб., в том числе 2,4 млрд руб. (38,6%) должны частные лица (в эту же группу включены УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК и пр.). Задолженность физлиц на прямых расчетах — 589 млн руб. Всего же, по данным на 1 ноября, «ТНС энерго Ростов-на-Дону» обслуживает около 1,5 млн потребителей. У 423 тысяч задолженность превышает 500 руб. Согласно договору, подрядчик ежедневно будет обзванивать около тысячи должников. Опрос продлится два месяца (ноябрь и декабрь 2018 года).
N регулярно пишет о ситуации с дебиторской задолженностью других поставщиков ресурсов и о методах взыскания недоимок. Согласно сложившейся практике, самый действенный инструмент борьбы с неплатежами — прекращение обслуживания. Например, в октябре водоканал, «Донэнерго» и полиция организовали совместный рейд, чтобы отключить от водоснабжения 35 злостных неплательщиков в поселке Койсуг. Почти треть списка (11 собственников) погасили долг в тот же день.
Эффективность отключений в борьбе с неплатежами подтверждает и опыт ростовского «ТНС энерго».
— Предприниматели, как правило, платят вовремя, — говорит Никита Ананичев. — Дело в том, что коммерческим организациям мы можем ограничивать потребление при любом просроченном платеже.
Закономерно, что доля бизнеса в общей проблемной дебиторке «ТНС энерго Ростов-на-Дону» существенно ниже: 10,3% приходится на промышленные предприятия, 4,5% — на другие компании и ИП.