г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 23:01:36
102.58
107.43

«Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги»

По словам заместителя директора ростовского ООО «Донфрут» Бориса Савицы, рентабельность бизнеса по реализации фруктов и овощей постоянно меняется и предугадать ее сложно. Из-за продовольственного эмбарго компания, работавшая ранее с Испанией и Грецией, переориентировалась на сотрудничество с местными производителями овощей и поставщиками из Турции, Египта и Сербии. Сейчас большая часть ее поставок приходится на ретейлеров


В этом году ООО «Донфрут» начало работать с местными крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ): они выращивают овощи для него под заказ, предварительно получая финансирование. Компания поставляет фрукты и овощи в южное Поволжье и ЮФО, среди ее клиентов — ретейлеры «О´КЕЙ», «АШАН», «Лента», X5 Retail Group, «Магнит».

N: — Как отразилось продовольственное эмбарго на деятельности вашей компании?

Б.С.: — Нам пришлось полностью пересматривать ассортимент и находить новых поставщиков. Если раньше в наших закупках овощей и фруктов на импорт приходилось около 90% (поставляли их из Испании, Греции, Голландии), то теперь переориентировались на производителей из России и стран, не попавших под эмбарго. В прошлом году из-за резкого роста курсов валют мы потеряли много денег, нам даже пришлось временно приостановить работу, в той ситуации было очень сложно. Сейчас уже идет стабилизация, и мы наладили поставки из Турции, Египта, Сербии, Израиля. Например, у турецких поставщиков закупаем томаты, цитрусовые, косточковые (персики, нектарины), у израильских — часть цитрусовых, а также овощи. Начали сотрудничать с местными производителями: приобретаем у крестьянско-фермерских хозяйств лук, картофель, яблоки. В какой-то степени введение эмбарго даже пошло на пользу: не нужно искать овощи и фрукты где-то далеко. В этом году начали выращивать некоторые группы овощей совместно с ростовскими КФХ. К примеру, у фермера есть 1 га земли, половину которого он засаживает семенами под наш заказ, а остальную часть — уже для собственной реализации. Мы предварительно финансируем такой заказ. Посадили помидоры, болгарский перец, патиссоны, ждем урожая.

N: — В какие регионы сейчас ведете поставки?

Б.С.: — Мы поставляем продукцию в южное Поволжье (Волгоград, Астрахань) и ЮФО (Ростовская область, Краснодарский край, Сочи). Ежедневный объем поставок доходит до 200 тонн продукции, однако бывает, что эта величина ограничивается 10–20 тоннами, например в выходные. Большая доля наших поставок приходится на ретейлеров — «АШАН», «О´КЕЙ», «Ленту», X5 Retail Group. С «Магнитом» тоже работаем, но меньше.

С небольшими магазинами мы напрямую не сотрудничаем, но у нас закупают продукцию компании, которые специализируются на работе с мелким оптом. Еще работаем с организациями, которые поставляют наши фрукты и овощи в федеральные торговые сети, находящиеся в Москве и Санкт-Петербурге.

N: — Сложно ли сейчас работать с ретейлерами?

Б.С.: — Не могу сказать, что сложно, но есть своя специфика. Например, у одного из ретейлеров поменялось руководство и появились новые требования: семь топ-позиций из сегмента овощей и фруктов мы теперь должны поставлять по одной цене и в Ростов, и в Краснодар, где расположены его магазины. Но ведь в Краснодаре затраты на логистику будут ниже и цена, соответственно, тоже, поскольку мы получаем продукцию в новороссийском порту, который расположен ближе к этому городу. Однако ретейлер требует, чтобы мы установили единую цену для разных городов. Не у каждой торговой сети адекватная система приемки товара. Например, привозим на распределительный центр продукцию надлежащего качества, а нам заявляют, что качество плохое, и не принимают товар без объяснения причины. После от той же самой торговой сети получаем в этот день заказ на продукцию, которую у нас ранее не приняли. Доставляем ее, а у этого ретейлера на приемке товара уже другая смена сотрудников, которая принимает тот же самый товар.

N: — С какими местными торговыми сетями работаете?

Б.С.: — С сетью супермаркетов «Ассорти». Как и при работе с федеральными ретейлерами, проходим через систему торгов. Раньше вели поставки в «Солнечный круг», однако из-за того, что у этой сети нет своего распределительного центра, работать стало невыгодно. Привозили каждый день около 200–300 кг овощей и фруктов. Объем небольшой, но доставку осуществляли в каждый супермаркет этого ретейлера, и наша машина по нескольку часов ждала своей очереди на отгрузку, в итоге за день успевала объехать всего 2–3 магазина. Поэтому нам сейчас нецелесообразно поставлять туда продукцию.

N: — Какие задачи ставите в этом году перед компанией?

Б.С.: — Сейчас нам важно сохранить те объемы поставок, с которыми мы работаем. У нас были планы по развитию собственной розницы до введения продовольственного эмбарго. Собирались открыть сеть магазинов премиум-класса, чтобы там был представлен большой ассортимент овощей и фруктов: например, 20 видов помидоров черри, 8 видов лука, 4 вида манго. Мы уже начали присмат­ривать помещения, но обострилась политическая ситуация, подорожала валюта, наша страна ввела продовольственное эмбарго, и из-за этого наш ассортимент сократился. Теперь нет смысла открывать магазины, где вместо запланированных нами 20 видов черри будут 2–3 — такой ассортимент можно встретить в любом супермаркете или на рынке. Поэтому приступить к реализации этой идеи сможем только после того, как отменят эмбарго. На сегодняшний день наш бизнес очень зависит от политической обстановки, и неизвестно, что будет завтра. Но поставки фруктов и овощей — всегда рискованное дело. К примеру, мы заказали из Китая помело (фрукт из Малайзии. — N) и чеснок, просчитали, что оттуда заказать наиболее выгодно. Корабль плыл из Китая в Новороссийск 45 дней, и пока товар прибыл, в России его уже можно было найти дешевле, чем везти из-за границы. Тем не менее продолжаем закупать экзотические фрукты — рамбутан, манго, маракуйю и т. д. Экзотические фрукты продаются не столь активно, но они тоже должны быть представлены в нашем ассортименте. Постоянно получать прибыль, работая с фруктами и овощами, нереально. Если ставить такую цель, лучше сразу закрывать компанию — иначе ассортимент можно сузить только до продукции с длительным сроком хранения, но тогда и интерес клиентов к тебе пропадет. Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино, зачастую сложно что-то предугадать. На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги. Рентабельность постоянно разная: может быть и 5%, и 15%. Это не бизнес по продаже стеклянных банок, где можно спокойно ждать выгодной цены. Мы же ждать не можем — порой продаем в минус, но в противном случае придется просто выкидывать товар.

N: — За счет чего конкурируете с другими компаниями?

Б.С.: — У нас хорошо развита логистика: есть 30 собственных машин («Газели» и фуры), плюс обращаемся в специализированные компании. Некоторые компании, поставляющие фрукты и овощи, не имеют даже своего транспорта для доставки. Кроме того, у нашей компании есть склады площадью около 3 тыс. кв. м, где расположены упаковочные линии и камеры с разными температурными режимами, что позволяет нам хранить продукт в максимально подходящих для него условиях. Для бананов у нас стоят специальные газационные камеры. Благодаря этому мы можем свободно конкурировать с ростовскими компаниями. Концепция нашего бизнеса не в том, чтобы продавать томаты или виноград, мы продаем услугу по доставке, продукты привозим в качественной упаковке. Например, для белого израильского картофеля закупаем белую сетку из Испании, в которой и привозим клиентам. Да, эта сетка дороже, чем китайская, но она прочнее, плюс продукт выглядит в ней красивее. Идем на уступки при работе с ретейлерами — делаем скидки, если товар тяжело продается.

Конечно, конкуренция в этом сегменте очень большая, компаний представлено много, но некоторые из них специализируются на работе с ресторанами, другие — на поставках в Москву и Петербург. Поэтому у каждого здесь своя ниша.

N: — В Ростовской области в ближайшие четыре года собираются построить пять тепличных комплексов, среди которых планируются и мощности в 45 тыс. тонн овощей в год. На ваш взгляд, будут ли они востребованными?

Б.С.: — Многие из таких тепличных комплексов ориентированы на поставки в Москву, где производится меньше овощей, чем в нашей области. Чем больше будет производителей, тем выше конкуренция, соответственно, продукция будет дешевле. Новые поставщики нужны, мы находимся в непрерывном процессе их поиска. Например, работали с таганрогской «Фабрикой овощей», но в нынешнем году у этой компании нет необходимого для нас сорта огурца: они выращивают гладкий, но его больше предпочитают в Москве, ростовчане же любят пупырчатый. Поэтому начали закупать его у багаевских фермеров.

N: — С какими финансовыми результатами ваша компания завершила 2014 год?

Б.С.: — Выручка выросла на 10–15%, но это произошло вследствие повышения цен на нашу продукцию. Объемы же поставок сохранились на уровне 2013 года, из-за роста курсов валют увеличить их не удалось.

N: — Как оцениваете сотрудничество с банками?

Б.С.: — В прошлом году из-за роста ключевой ставки ЦБ ставка по кредиту у нас существенно выросла — с 14% до 25%. Работаем с «МТС-Банком». Сейчас уровень ставки уже ниже — 22%, но кредиты по-прежнему очень дорогие.

Просмотров: 10319

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Поставки фруктов и овощей — это своего рода казино На чем-то зарабатываешь, на чем-то теряешь деньги»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.