г. Ростов-на-Дону
15 июня 2025 09:22:43
79
90.01

Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов

За 9 месяцев сельхозсезона 2024/2025 отгрузки на экспорт зерна из Ростовской области с перевалкой в порту Кавказ упали на 43%. Перевалку затормозил уход с рынка зернотрейдера «Родные поля», который забрал свои крупнотоннажные суда-накопители с рейда порта Кавказ. Если перевалка не будет восстановлена, объемы погрузки зерна во всех портах Ростовской области серьезно снизятся, считает участник рынка.
Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов

Падение перевалки в порту Кавказ зерна, отправленного из морских портов Ростовской области, происходит в течение всего сельхозсезона 2024/2025. По наблюдениям N, в августе — апреле оно составило 43% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего сельхозсезона (июль N не учитывает, т. к. нет данных за 2023 год). В последние три месяца падение усилилось: в феврале отгрузки упали в 3,5 раза, в марте — в 6 раз, в апреле — в 5,4 раза. Если год назад в апреле было отправлено 1,1 млн т, то в апреле текущего года — всего 204 тыс. тонн.

Отметим, что перевалка зерна на рейде незамерзающего порта Кавказ — ключевое звено экспортных логистических цепочек Ростовской области. Порты Ростовской области не могут принимать крупнотоннажные морские суда. Речные суда из наших портов отправляются на рейд порта Кавказ, где зерно переваливается на крупнотоннажные корабли. По данным областного правительства, таким путем с Дона экспортируется большая часть зерновых (около 60%) и 15% растительного масла.

Участник рынка на условиях анонимности прокомментировал N причины снижения:

— Большие объемы рейдовой перевалки обеспечивал зернотрейдер ТД «РИФ» (новое название — «Родные поля»): на рейде порта Кавказ у него стояли большие накопители — суда, которые собирали зерно с речных судов и перегружали на большие суда для экспорта. Теперь ТД «РИФ» свои накопители забрал. Там остался всего один, который не может принять всех желающих. Через порты Ростовской области с перевалкой в порту Кавказ экспортировала зерно не только Ростовская область, но и Саратов, Самара, Волгоград, Ульяновская область — все Поволжье. Если система рейдовой перевалки не будет восстановлена до тех же объемов, что раньше, объемы перевалки зерна во всех портах Ростовской области серьезно снизятся.

Отметим, что «Родные поля» собирались наращивать объемы работы на рейде в порту Кавказ. Если по итогам 2023 года грузооборот, который обеспечивал «РИФ», в порту составлял 21,4 млн т, то в ближайшие 7 лет «Родные поля» собирались увеличить его до 31 млн т, то есть на 44,9%. Из заявленных 31 млн тонн грузов «РИФА» 27,3 млн — насыпные, 4 млн тонн — наливные. Собирались наращивать объемы экспорта зерна, растительного масла и патоки, шрота, кукурузы, льна, гороха, а также угля, серы и мочевины. Для обеспечения этих поставок он собирался задействовать собственный флот (17 судов типа «река — море»), 9 уже арендованных балкеров-накопителей и еще 10 сторонних судов, которые собирался привлечь. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Как сообщал N, в апреле прошлого года «Родные поля» приостановили закупки и экспорт сельхозпродукции из-за претензий Россельхознадзора. В январе текущего года по иску Генпрокуратуры суд изъял 100% ООО «Родные поля» в пользу государства. Сейчас компания принадлежит Росимуществу. На минувшей неделе общество было передано под управление структуре Россельхозбанка — «РСХБ-Финанс». Когда компания возобновит работу — неизвестно. В Росимуществе от комментариев отказались. В РСХБ на запрос N не ответили. Нет уверенности, что корабли «Родных полей» вернутся на рейд порта Кавказ.

Несколько лет назад Ростовскую область уже пытались лишить возможности пользоваться рейдовой перевалкой. Ее собирались запретить на федеральном уровне в 2021 году, ссылаясь на то, что при перегрузке зерна на рейде в море попадает зерновая пыль. Депутаты Заксобрания Ростовской области при поддержке исполнительной власти региона добились сохранения рейдовой перевалки, доказав ее важное значение для экономики региона. Экологическая причина не выдержала критики: пыль образуется и в портах тоже, при этом данных о ее вреде для рыбы нет. Позже, в конце 2022 года, на телеканале «Россия 1» вышел фильм «Зерно», он содержал критику рейдовой перевалки. Фильм вызвал скандал: из него следовало, что экс-губернатор Василий Голубев тоже выступает против перевалки. Позднее г-н Голубев эту информацию опроверг. Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, комментируя этот фильм, заявил: «Фильм явно заказной, чистой воды заказуха. Имеет конкретную задачу: организовать монополию на внутреннем рынке, в том числе по экспортным отгрузкам, ограничить конкуренцию и уничтожить рейдовую перевалку». Поясняя свою мысль, он отметил, что выгодоприобретатель отмены рейдовой перевалки — порт Новороссийска. В фильме были показаны НКХП и НЗТ — зерновые терминалы этого порта, сообщалось, что этот порт может взять на себя перевалку всего зерна, экспортируемого из России. Отметим, что НКХП и НЗТ связаны с «Деметра-Холдингом». Совпадение или нет, но в прошлом году основатель «Родных полей» Петр Ходыкин связывал остановку работы компании с недобросовестными действиями именно этого конкурента.

В ноябре 2021 года исполняющая обязанности министра сельского хозяйства Ростовской области Ольга Горбанева, выступая с докладом о необходимости сохранения рейдовой перевалки, отмечала: «Мощности портов Новороссийска, Тамани и Туапсе по перевалке зерна не позволят в полной мере обеспечить экспорт всего объема зерна, осуществляемого через рейд. В том числе из-за ограниченных возможностей автомобильных и железнодорожных подходов к портам. Переориентация грузопотоков на другие виды транспорта приведет к существенному увеличению уровня загрязнения окружающей среды. Повысит расходы производителей на логистику, понизится использование портовой инфраструктуры Азово-Донского бассейна и могут быть приостановлены инвестпроекты». Она напомнила, что для увеличения пропускной способности портовых терминалов в области реализуется 5 инвестиционных проектов — в Ростове, Азове и Таганроге — на сумму 12,2 млрд рублей.

Бывший тогда депутатом ЗС Владимир Ревенко заявлял: «Это непродуманное решение очень сильно отбросит нашу экономику с точки зрения логистики».

Председатель комитета ЗС по экономической политике Игорь Бураков отмечал, что «если такое решение будет принято, оно нанесет ущерб экономике области».

Ну что ж, на законодательном уровне рейдовую перевалку отстояли, но по факту Ростовская область все равно ее теряет.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Сельхозпродукция
Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов
В апреле из Ростовской области на экспорт было отправлено 724 тыс. т зерна. Это в 2,45 раза меньше, чем годом ранее. Эксперты связывают это с укреплением рубля, которое не позволяет трейдерам снижать цены, в результате покупатели берут более дешевое европейское зерно. Один из собеседников N отметил, что уход с рынка донского зернотрейдера «Родные поля» тоже оказал негативное влияние на то, как сложился уходящий сельхозсезон.
Просмотров: 2203

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов
По словам предпринимательницы Ольги Басовой, сверхзадача некоммерческого объединения «Любо», которое занимается восстановлением исторических зданий в станице Старочеркасской, — привлечение бизнеса и властей к воссозданию ремесел, кухни, облика старой станицы, чтобы превратить ее в такую же востребованную у туристов территорию, как современные Коломна, Суздаль и Плес.
Практика бизнеса
Выручка АО «Таганрогский морской торговый порт» (ТМТП) в 2024 году выросла в 1,87 раза, до 925,2 млн рублей, чистая прибыль общества достигла 402,4 млн рублей (годом ранее был убыток 27,6 млн рублей), следует из бухотчетности. Предприятие получило рекордную выручку и чистую прибыль.
Практика бизнеса
Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов
По словам Сергея Старостина, основателя ростовского импортера и поставщика зернового кофе «Чебоко», компания активизирует работу с дистрибьюторами, чтобы работать по всей России и к 2030 году на порядок увеличить объемы продаж в натуральном выражении.
Практика бизнеса
Падение перевалки зерна в порту Кавказ угрожает бизнесу донских портов
В этом году проект «Бизнес-Фест» масштабируется и выходит на новый уровень. Первый из двадцати пяти фестов состоится в Ростове-на-Дону 5 июня.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.