«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»
По словам гендиректора ООО «10-ГПЗ» Александра Дьяченко производство подшипников на этом ростовском предприятии выросло на 30% благодаря увеличению госзаказа на предприятиях машиностроительного комплекса. Компания модернизирует производство для повышения качества продукции и освоения новой номенклатуры в рамках импортозамещения. Это позволит отстроиться от основных конкурентов на внутреннем рынке — китайских производителей, предлагающих более низкие цены. По мнению собеседника N, главное препятствие для усиления позиций отечественных производителей подшипников на рынке — более дешевый серый импорт и контрафакт.
N: — Расскажите об итогах работы в 2022 году. Какова была динамика объемов производства и финансовых показателей?
А.Д.: — После начала специальной военной операции по защите республик Донбасса государство стало усиленно размещать заказы на предприятиях машиностроительного комплекса, в том числе и на нашем. Соответственно, это позитивно повлияло на рост объемов производства. Нашими потребителями являются крупнейшие машиностроители — КамАЗ, предприятия группы ГАЗ, автомобильный завод «Урал». Получив заказы, они увеличили закупки комплектующих. В итоге наши объемы производства в 2022 году выросли на 30% к 2021 году.
N: — На отечественном рынке вы заметили снижение конкуренции из-за ухода зарубежных игроков?
А.Д.: — По большей части ранее мы не ощущали конкуренции со стороны европейских поставщиков. Наши основные конкуренты — китайские производители. Конкуренция с ними в 2022 году сохранилась, а на фоне сильного рубля (когда курс доллара был в районе 50 рублей) продукция производителей из Юго-Восточной Азии была даже более конкурентоспособна, чем наша. У нас же в этот период росли цены на энергоносители, металл, инструмент и прочее.
N: — Вы сработали с прибылью в прошлом году?
А.Д.: — Да.
N: — В течение нескольких лет до смены собственника Десятый подшипниковый завод не выдерживал конкуренцию с Китаем и показывал убытки. Как и за счет чего изменилась ситуация сейчас?
А.Д.: — С приходом нового собственника предприятие было интегрировано в структуру, которая профильно занимается производством подшипников. Сегодня в группе три подшипниковых завода — в Московской области, Твери и Ростове. Это позволяет активно обмениваться профильной информацией, технологиями, специалистами.
N: — В чем конкурентное преимущество вашей продукции?
А.Д.: — Прежде всего — в качестве. Все наши изделия производятся по ГОСТу. Система менеджмента качества предприятия соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и сертифицирована требованиям ГОСТ РВ 0015-002, осенью планируем сертифицироваться по российскому аналогу международного стандарта автопроизводителей IATF16949. По аналогу — потому что все западные и американские сертификационные организации ушли из России.
Один из ключевых параметров, который определяет долговечность подшипника, — термообработка. Даже наша действующая линия термообработки не имеет аналогов в России. Но до конца года мы запустим новую, с новым технологическим процессом. Он тоже для России уникален. Научно-исследовательскую работу над этим проектом мы проводили при финансировании Минпрома РФ. Новая технология позволяет многократно улучшить потребительские свойства изделия, в том числе его долговечность. С точки зрения энергоемкости термообработка — самый затратный процесс, и не все производители готовы его финансировать. У нас он есть, и это наше преимущество.
Кроме того, у нас многоступенчатая система контроля — наша лаборатория контролирует все материалы, которые поставляются к нам еще в состоянии сырья, мы закупаем только качественный металл у крупнейших отечественных предприятий. Отмечу, что в связи с ужесточением экологических норм в Китае закрылось большое количество металлургических заводов. Остались лишь те, которые все нормы выполняют, но они поставляют дорогую продукцию для рынков Европы и США. В Россию же идет поток чего похуже. На этом фоне наша продукция более предпочтительна для крупных заказчиков.
Плюс у нас собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает подшипники и технологические процессы их производства. Китайские производители тоже работают под заказ, но они в основном занимаются копированием габаритных размеров и не знают, что такое структура металла, микрогеометрия, не вникают в технологический процесс.
N: — Какую долю в выручке 10-ГПЗ занимает экспорт? Есть ли планы по его расширению?
А.Д.: — Доля экспорта — около 20%, самый крупный покупатель — Республика Беларусь, мы поставляем подшипники на Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Гродненский завод карданных валов и другие.
Расширяются наши экспортные поставки в Казахстан, Узбекистан, Армению. Пока мы расширяемся в рамках ЕАЭС.
N: — С 2020 года вы модернизируете производство, какие задачи решаете?
А.Д.: — Улучшить технологические процессы и получить новые, прорывные. Мы сохраняем старую и осваиваем новую номенклатуру в рамках импортозамещения. Сейчас мы осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики. Например, планируем выпускать новые подшипники для необслуживаемых крестовин карданного вала тяжелых грузовиков. В появлении новых продуктов заинтересованы и автопроизводители, с которыми мы работаем, и производители сельхозтехники. Потому что, например, тракторостроение в России имеет низкий уровень локализации.
N: — С «Ростсельмашем», который развивает свое производство тракторов в Ростове, сотрудничаете?
А.Д.: — Не напрямую. Но наши изделия ставятся в узлы, которые поставляются на РСМ, — это карданные валы Гродненского завода карданных валов и изделия донского предприятия «Аксайкардандеталь».
N: — С учетом ухода крупных автоконцернов из России, появилась ли у 10-ГПЗ возможность сотрудничества с компаниями, которые налаживают выпуск легковых автомобилей на освободившихся мощностях?
А.Д.: — Наша специализация — спецтехника и грузовые автомобили. Производством комплектующих для легковых автомобилей мы в данное время не занимаемся. О выходе на рынок легковых автомобилей можно будет говорить, когда сами производители этих авто начнут локализацию в России. Пока что в России, как и до ухода крупных автоконцернов, осуществляется только крупноузловая сборка.
N: — Областное правительство сообщало, что с 2020 года после прихода нового собственника на 10-ГПЗ в перевооружение производства будет инвестировано 430 млн рублей. Это верная сумма? Или она больше?
А.Д.: — Да, это верная цифра, часть оборудования уже приобретена и запущена в эксплуатацию. Сейчас мы ожидаем поступления новой линии химико-термической обработки, суммарный объем инвестиций только в эту линию — около 300 млн рублей.
N: — В 2022 году вы отмечали проблемы с логистикой, с последствиями санкций?
А.Д.: — Сырье у нас все отечественное, наши поставщики — Оскольский электрометаллургический комбинат имени Угарова, предприятия группы Трубной металлургической компании, «Северсталь», поэтому у нас проблем ни с логистикой, ни с материалами не было. Основная проблема, как я уже говорил, была в том, что при стоимости доллара 50 рублей вся отечественная промышленность оказалась не конкурентоспособна.
N: — А с поставками оборудования в рамках модернизации были сложности?
А.Д.: — Уже не первый год многие предприятия повернулись с Запада на Восток в вопросе поставок оборудования. Мы приобретаем оборудование китайских и турецких производителей. Преимущество этого сотрудничества еще и в том, что при покупке в Китае не возникает сложности с обслуживанием, как это происходит сейчас с оборудованием от европейских поставщиков.
N: — Пользуетесь господдержкой?
А.Д.: — Мы постоянно на связи с региональным минпромом, на все наши просьбы откликаются.
Пользовались мерами поддержки регионального Фонда развития промышленности. В трудный период реорганизации предприятия они помогли нам льготным кредитом на пополнение оборотных средств. Планируем продолжать сотрудничество, направленное на модернизацию станочного парка.
N: — Есть ли у 10-ГПЗ долгосрочная стратегия развития, к каким показателям вы стремитесь?
А.Д.: — Основная цель — занять ведущее место на рынке РФ, освоить новые конструкционные группы подшипников. Техника развивается, и, соответственно, нам надо идти в ногу со временем. В том числе осваивать новые материалы. Например, с развитием электромобилей становятся востребованы подшипники из немагнитных материалов, в частности керамические.
N: — В какой перспективе вы готовы взяться за их выпуск?
А.Д.: — Не в краткосрочной. (Смеется.) Но в рамках группы компаний мы уже проводим подобные исследования, разрабатываем конструкторскую и нормативно-технологическую документацию.
N: — По разным оценкам, доля импортных подшипников на рынке — до 65%, по вашему мнению, могут ли отечественные предприятия занять на рынке лидирующую долю и что для этого необходимо?
А.Д.: — По своим номенклатурам отечественные предприятия способны полностью заместить Китай года за три. Если говорить о несвойственных для нас номенклатурах, выпуск которых придется освоить с нуля, потребуется, конечно, больше времени. Но дело в другом: себестоимость производства в Китае ниже. Это связано с более низкой ценой на энергоносители, более комфортными климатическими условиями (отсутствует необходимость в затратах на отопление). Также огромную роль играет практически безграничный внутренний спрос, который позволяет снижать издержки за счет массовости производства. Да, в России ввели антидемпинговую пошлину на подшипники, импортируемые из Китая, но теперь китайские подшипники ввозятся по серым схемам из Малайзии, стран Балтии. Нам приходится конкурировать на рынке с серым импортом и контрафактом. Пока не решен этот вопрос, увеличивать долю рынка отечественным производителям затруднительно.
Справка
Десятый подшипниковый завод — одно из старейших предприятий региона. До 2020 года предприятие контролировала столичная «Элма», развивающая проекты в сфере коммерческой недвижимости. В 2020 году предприятие сменило собственника, им стал производитель прецизионных приборных подшипников ОАО «ОК-Лоза» из Московской области. В процессе сделки было создано новое юрлицо — ООО «10-ГПЗ». По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «10-ГПЗ» в 2021 году составила 878,3 млн рублей, чистая прибыль — 60,6 млн рублей. Данные за 2022 год не опубликованы.
Александр Дьяченко — генеральный директор ООО «10-ГПЗ». Родился 18 октября 1977 года. Окончил Северо-Кавказскую академию госслужбы. Пришел работать на Десятый подшипниковый завод (тогда еще ОАО «10-ГПЗ») в 1998 году. Прошел путь от мастера до замначальника по производству. Затем возглавил отдел развития продаж. С 2015 по 2020 год — начальник управления маркетинга и продаж, директор дивизиона роликовых подшипников. С 2020 по 2022 год — директор по продажам, коммерческий директор ООО «10-ГПЗ», в 2022 году назначен гендиректором ООО «10-ГПЗ».