г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:57:01
102.58
107.43

«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»

По словам гендиректора ООО «10-ГПЗ» Александра Дьяченко производство подшипников на этом ростовском предприятии выросло на 30% благодаря увеличению госзаказа на предприятиях машиностроительного комплекса. Компания модернизирует производство для повышения качества продукции и освоения новой номенклатуры в рамках импортозамещения. Это позволит отстроиться от основных конкурентов на внутреннем рынке — китайских производителей, предлагающих более низкие цены. По мнению собеседника N, главное препятствие для усиления позиций отечественных производителей подшипников на рынке — более дешевый серый импорт и контрафакт.

N: — Расскажите об итогах работы в 2022 году. Какова была динамика объемов производства и финансовых показателей?

А.Д.: — После начала специальной военной операции по защите республик Донбасса государство стало усиленно размещать заказы на предприятиях машиностроительного комплекса, в том числе и на нашем. Соответственно, это позитивно повлияло на рост объемов производства. Нашими потребителями являются крупнейшие машиностроители — КамАЗ, предприятия группы ГАЗ, автомобильный завод «Урал». Получив заказы, они увеличили закупки комплектующих. В итоге наши объемы производства в 2022 году выросли на 30% к 2021 году.

N: — На отечественном рынке вы заметили снижение конкуренции из-за ухода зарубежных игроков?

А.Д.: — По большей части ранее мы не ощущали конкуренции со стороны европейских поставщиков. Наши основные конкуренты — китайские производители. Конкуренция с ними в 2022 году сохранилась, а на фоне сильного рубля (когда курс доллара был в районе 50 рублей) продукция производителей из Юго-Восточной Азии была даже более конкурентоспособна, чем наша. У нас же в этот период росли цены на энергоносители, металл, инструмент и прочее.

N: — Вы сработали с прибылью в прошлом году?

А.Д.: — Да.

N: — В течение нескольких лет до смены собственника Десятый подшипниковый завод не выдерживал конкуренцию с Китаем и показывал убытки. Как и за счет чего изменилась ситуация сейчас?

А.Д.: — С приходом нового собственника предприятие было интегрировано в структуру, которая профильно занимается производством подшипников. Сегодня в группе три подшипниковых завода — в Московской области, Твери и Ростове. Это позволяет активно обмениваться профильной информацией, технологиями, специалистами.

N: — В чем конкурентное преимущество вашей продукции?

А.Д.: — Прежде всего — в качестве. Все наши изделия производятся по ГОСТу. Система менеджмента качества предприятия соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и сертифицирована требованиям ГОСТ РВ 0015-002, осенью планируем сертифицироваться по российскому аналогу международного стандарта автопроизводителей IATF16949. По аналогу — потому что все западные и американские сертификационные организации ушли из России.

Один из ключевых параметров, который определяет долговечность подшипника, — термообработка. Даже наша действующая линия термообработки не имеет аналогов в России. Но до конца года мы запустим новую, с новым технологическим процессом. Он тоже для России уникален. Научно-исследовательскую работу над этим проектом мы проводили при финансировании Минпрома РФ. Новая технология позволяет многократно улучшить потребительские свойства изделия, в том числе его долговечность. С точки зрения энергоемкости термообработка — самый затратный процесс, и не все производители готовы его финансировать. У нас он есть, и это наше преимущество.

Кроме того, у нас многоступенчатая система контроля — наша лаборатория контролирует все материалы, которые поставляются к нам еще в состоянии сырья, мы закупаем только качественный металл у крупнейших отечественных предприятий. Отмечу, что в связи с ужесточением экологических норм в Китае закрылось большое количество металлургических заводов. Остались лишь те, которые все нормы выполняют, но они поставляют дорогую продукцию для рынков Европы и США. В Россию же идет поток чего похуже. На этом фоне наша продукция более предпочтительна для крупных заказчиков.

Плюс у нас собственное конструкторское бюро, которое разрабатывает подшипники и технологические процессы их производства. Китайские производители тоже работают под заказ, но они в основном занимаются копированием габаритных размеров и не знают, что такое структура металла, микрогеометрия, не вникают в технологический процесс.

N: — Какую долю в выручке 10-ГПЗ занимает экспорт? Есть ли планы по его расширению?

А.Д.: — Доля экспорта — около 20%, самый крупный покупатель — Республика Беларусь, мы поставляем подшипники на Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Гродненский завод карданных валов и другие.

Расширяются наши экспортные поставки в Казахстан, Узбекистан, Армению. Пока мы расширяемся в рамках ЕАЭС.

N: — С 2020 года вы модернизируете производство, какие задачи решаете?

А.Д.: — Улучшить технологические процессы и получить новые, прорывные. Мы сохраняем старую и осваиваем новую номенклатуру в рамках импортозамещения. Сейчас мы осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики. Например, планируем выпускать новые подшипники для необслуживаемых крестовин карданного вала тяжелых грузовиков. В появлении новых продуктов заинтересованы и автопроизводители, с которыми мы работаем, и производители сельхозтехники. Потому что, например, тракторостроение в России имеет низкий уровень локализации.

N: — С «Ростсельмашем», который развивает свое производство тракторов в Ростове, сотрудничаете?

А.Д.: — Не напрямую. Но наши изделия ставятся в узлы, которые поставляются на РСМ, — это карданные валы Гродненского завода карданных валов и изделия донского предприятия «Аксайкардандеталь».

N: — С учетом ухода крупных автоконцернов из России, появилась ли у 10-ГПЗ возможность сотрудничества с компаниями, которые налаживают выпуск легковых автомобилей на освободившихся мощностях?

А.Д.: — Наша специализация — спецтехника и грузовые автомобили. Производством комплектующих для легковых автомобилей мы в данное время не занимаемся. О выходе на рынок легковых автомобилей можно будет говорить, когда сами производители этих авто начнут локализацию в России. Пока что в России, как и до ухода крупных автоконцернов, осуществляется только крупноузловая сборка.

N: — Областное правительство сообщало, что с 2020 года после прихода нового собственника на 10-ГПЗ в перевооружение производства будет инвестировано 430 млн рублей. Это верная сумма? Или она больше?

А.Д.: — Да, это верная цифра, часть оборудования уже приобретена и запущена в эксплуатацию. Сейчас мы ожидаем поступления новой линии химико-термической обработки, суммарный объем инвестиций только в эту линию — около 300 млн рублей.

N: — В 2022 году вы отмечали проблемы с логистикой, с последствиями санкций?

А.Д.: — Сырье у нас все отечественное, наши поставщики — Оскольский электрометаллургический комбинат имени Угарова, предприятия группы Трубной металлургической компании, «Северсталь», поэтому у нас проблем ни с логистикой, ни с материалами не было. Основная проблема, как я уже говорил, была в том, что при стоимости доллара 50 рублей вся отечественная промышленность оказалась не конкурентоспособна.

N: — А с поставками оборудования в рамках модернизации были сложности?

А.Д.: — Уже не первый год многие предприятия повернулись с Запада на Восток в вопросе поставок оборудования. Мы приобретаем оборудование китайских и турецких производителей. Преимущество этого сотрудничества еще и в том, что при покупке в Китае не возникает сложности с обслуживанием, как это происходит сейчас с оборудованием от европейских поставщиков.

N: — Пользуетесь господдержкой?

А.Д.: — Мы постоянно на связи с региональным минпромом, на все наши просьбы откликаются.

Пользовались мерами поддержки регионального Фонда развития промышленности. В трудный период реорганизации предприятия они помогли нам льготным кредитом на пополнение оборотных средств. Планируем продолжать сотрудничество, направленное на модернизацию станочного парка.

N: — Есть ли у 10-ГПЗ долгосрочная стратегия развития, к каким показателям вы стремитесь?

А.Д.: — Основная цель — занять ведущее место на рынке РФ, освоить новые конструкционные группы подшипников. Техника развивается, и, соответственно, нам надо идти в ногу со временем. В том числе осваивать новые материалы. Например, с развитием электромобилей становятся востребованы подшипники из немагнитных материалов, в частности керамические.

N: — В какой перспективе вы готовы взяться за их выпуск?

А.Д.: — Не в краткосрочной. (Смеется.) Но в рамках группы компаний мы уже проводим подобные исследования, разрабатываем конструкторскую и нормативно-технологическую документацию.

N: — По разным оценкам, доля импортных подшипников на рынке — до 65%, по вашему мнению, могут ли отечественные предприятия занять на рынке лидирующую долю и что для этого необходимо?

А.Д.: — По своим номенклатурам отечественные предприятия способны полностью заместить Китай года за три. Если говорить о несвойственных для нас номенклатурах, выпуск которых придется освоить с нуля, потребуется, конечно, больше времени. Но дело в другом: себестоимость производства в Китае ниже. Это связано с более низкой ценой на энергоносители, более комфортными климатическими условиями (отсутствует необходимость в затратах на отопление). Также огромную роль играет практически безграничный внутренний спрос, который позволяет снижать издержки за счет массовости производства. Да, в России ввели антидемпинговую пошлину на подшипники, импортируемые из Китая, но теперь китайские подшипники ввозятся по серым схемам из Малайзии, стран Балтии. Нам приходится конкурировать на рынке с серым импортом и контрафактом. Пока не решен этот вопрос, увеличивать долю рынка отечественным производителям затруднительно.

Просмотров: 2584

Справка

«10-ГПЗ»

Десятый подшипниковый завод — одно из старейших предприятий региона. До 2020 года предприятие контролировала столичная «Элма», развивающая проекты в сфере коммерческой недвижимости. В 2020 году предприятие сменило собственника, им стал производитель прецизионных приборных подшипников ОАО «ОК-Лоза» из Московской области. В процессе сделки было создано новое юрлицо — ООО «10-ГПЗ». По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «10-ГПЗ» в 2021 году составила 878,3 млн рублей, чистая прибыль — 60,6 млн рублей. Данные за 2022 год не опубликованы.

Александр Дьяченко

Александр Дьяченко — генеральный директор ООО «10-ГПЗ». Родился 18 октября 1977 года. Окончил Северо-Кавказскую академию госслужбы. Пришел работать на Десятый подшипниковый завод (тогда еще ОАО «10-ГПЗ») в 1998 году. Прошел путь от мастера до замначальника по производству. Затем возглавил отдел развития продаж. С 2015 по 2020 год — начальник управления маркетинга и продаж, директор дивизиона роликовых подшипников. С 2020 по 2022 год — директор по продажам, коммерческий директор ООО «10-ГПЗ», в 2022 году назначен гендиректором ООО «10-ГПЗ».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Осваиваем нишу, которую освободили европейские поставщики подшипников»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.