«Не ожидали такого интереса к нашим сумкам»
Местный производитель обуви ООО «Меркурий-ТВ» начал производство женских сумок и в этом году рассчитывает выпустить около 5–6 тыс. штук. Гендиректор компании Александр Шафиев отмечает, что рост цен на китайские сумки из-за повышения курса доллара дал возможность развиваться в новой нише. С сентября прошлого года «Меркурий-ТВ» произвел около 500 сумок.
«Не ожидали такого интереса к нашим сумкам». Местный производитель обуви ООО «Меркурий-ТВ» начал производство женских сумок, и в этом году рассчитывает выпустить около 5-6 тыс. штук. Гендиректор компании Александр Шафиев отмечает, что рост цен на китайские сумки из-за повышения курса доллара дал возможность развиваться в новой нише С сентября прошлого года «Меркурий-ТВ» произвел около 500 сумок. Сейчас они реализуются через собственную сеть обувных магазинов компании, в планах Александра Шафиева — выход на оптовый рынок. Предприятие снизило объем производства обуви по итогам 2015 года в связи с экономической ситуацией на 2% — до 150 тыс. пар обуви. В минувшем году «Меркурий-ТВ» продолжил развивать собственную розницу, открыв 6 новых магазинов в Ростовской области и Краснодарском крае.
N: — В связи с чем решили наладить производство сумок?
А.Ш.: — Цена на китайские сумки увеличилась пропорционально росту курса доллара, поэтому у нас появилась возможность выдержать конкуренцию. Лет пять назад и при большом желании мы не могли бы заняться этим бизнесом, поскольку просто не были бы конкурентоспособными по цене. Поэтому пока курс валют достаточно высок, у нас есть возможность развить это производство. Даже когда он начнет снижаться и, соответственно, конкуренция со стороны китайских производителей вновь начнет расти, нам уже удастся завоевать свое место на рынке, обрести покупателей. На открытие производства женских сумок повлияло и большое количество запасов сырья: мы перерабатываем кожу, оставшуюся на нашем складе от выпуска обуви. Например, у нас был заказ на обувь, для которой закупали определенную кожу, но в результате образовался ее излишек в 1,5-2 тыс. кв. дм. Больше заказов на обувь из этого сырья не поступало, и было неясно, что же со всеми этими остатками делать. Теперь эта проблема решена. Наших запасов кожи хватит еще на выпуск нескольких тысяч сумок. С сентября прошлого года мы произвели около 500 сумок и видим хороший спрос. Реализуем их через сеть наших розничных магазинов. У нас уже давно представлены сумки и других производителей — российских, китайских. Когда запускали собственное производство, рассчитывали, что свои сумки составят около 20% в ассортименте. Но, увидев спрос со стороны покупателей, решили, что доведем этот показатель до 50%. Не ожидали даже такого интереса к нашим сумкам.
N: — На какой объем производства рассчитываете в этом году?
А.Ш.: — Думаю, около 5-6 тыс. сумок, из которых 2-2,5 тыс. штук реализуем через собственную розницу, а оставшуюся часть — через оптовых покупателей. Все зависит от того, насколько прочно сумеем закрепиться на оптовом рынке. Для этого будем активно участвовать в специализированных выставках. Мы производим сумки преимущественно из кожи, из-за этого сложнее выходить на оптовый рынок, поскольку необходимо большое количество одной модели сумки. Мы же выпускаем их от двух до десяти, исходя из оставшихся запасов этого материала. Есть идея изготавливать сумки из кусков кожи. Развивать отдельно магазины, где будут продаваться только сумки, нет смысла: конкурировать не сможем, поскольку нужно существенно расширять ассортимент. Кроме того, в этом сегменте и так много игроков. Не думаю, что этот бизнес сможем масштабировать до объемов нашего обувного производства. Но собственная обувная розница дает некоторое спокойствие, даже если в опте будет сложно развиваться, сможем продавать сумки в наших же точках.
Сейчас у нас около 70-80 моделей сумок, и нам этого достаточно, большее количество мы и не осилим. Пока нам хватает и оборудования, и персонала. Конечно, если удастся наладить оптовые поставки, будем приобретать дополнительное оборудование, на которое потребуется около 1 млн рублей.
N: — Когда рассчитываете окупить уже вложенные инвестиции?
А.Ш.: — В течение этого года. Вложили около 1 млн рублей, при этом основную часть затрат составили материалы и комплектующие. Мы выделили участок для производства на территории нашей обувной фабрики площадью 80 кв. м, швейные машинки у нас были. Одна из наших специалистов ранее работала модельером сумок, среди заготовщиц также оказались те, кто ранее шил сумки. Также наняли людей, которых теперь обучаем.
N: — Есть ли уже понимание, какие сумки сейчас наиболее востребованы?
А.Ш.: — Да, сумки из кожзаменителя востребованы больше всего. Сказывается кризис: они дешевле, чем из натуральной кожи. Мы реализуем их по цене 1,5-2,7 тыс. рублей, в зависимости от модели, оптовая цена составляет 0,7-1,3 тыс. рублей. Закладываем в себестоимость сумки стоимость кожи до роста цен на нее, поскольку запасы остались с прошлых лет. Одна из задач для нас в этом направлении помимо выхода на оптовый рынок насытить сумками свои магазины, расширить ассортимент.
N: — Ставите ли цель активно развивать собственную розницу?
А.Ш.: — Последние пару лет мы открывали каждый год по нескольку магазинов. В 2015 году запустили новые точки в Азове, Шахтах, Новошахтинске, Тимашевске, Тихорецке, Краснодаре. Около 65% наших продаж приходится на собственную розницу, 20% — на представительства, оставшиеся 15% — оптовые клиенты, это индивидуальные предприниматели, развивающие свои магазины, федеральная сеть обувных магазинов «Легкий шаг» и др.
К сожалению, в прошлом году приходилось и закрывать некоторые магазины из-за их убыточности. Например, теперь у нас нет собственной розницы в Новосибирской области, поскольку нам не удалось найти качественного управленца, который смог бы ими руководить. Не могу сказать, что будем активно расширять сеть, но от 3 до 5 новых магазинов в Ростовской области и Краснодарском крае в ближайшие 2 года откроем. Планируем запуск магазинов и в ближайшем Подмосковье — во Владимирской, Ярославской, Тульской областях. В течение 3-4 лет хотим довести там число точек до 25.
Сейчас у нас 41 магазин, из которых 31 находится в Ростовской области и Краснодарском крае, где мы начали работу недавно. Рассчитываем довести число магазинов в этих регионах до 40 в течение 4 лет.
N: — В связи с чем решили развиваться в Краснодарском крае?
А.Ш.: — Считается, что в этом регионе одежда и обувь продаются лучше, чем в нашей области. Мы ощущаем здесь спрос. Но на решение развиваться повлиял и тот факт, что в Ростовской области уже не видим мест, где можно открывать наши магазины. К примеру, в Таганроге у нас нет точек, но и необходимые площади найти не можем. Раньше я полагал, что в небольших поселках можно запустить магазин практически в любом месте, поскольку населенный пункт маленький, где бы ни находилась точка, жители узнают и придут. Но со временем понял, что даже на таких территориях местоположение значит очень много. В Ростове у нас, кроме Александровки, в каждом районе есть магазин. Сейчас думаем, стоит ли открывать новую точку на ул. Добровольского в Северном жилом массиве, не уменьшит ли это продажи уже работающего в этом районе магазина.
N: — Идут ли арендодатели на уступки в связи с кризисом?
А.Ш.: — Да, со многими из них нам удалось договориться о снижении арендной ставки. Влияние экономической ситуации ощущается: легче находить новые места в области, много площадей высвобождается. Например, в Морозовске и Белой Калитве переехали в более интересные места с точки зрения пешеходного трафика. В Краснодарском крае такой тенденции нет, там высокие арендные ставки, и арендодатели их снижать не готовы.
N: — В 2014 году вы сообщали, что объем инвестиций в открытие одного магазина составляет 1,5-2 млн рублей. Насколько изменилась эта сумма сейчас?
А.Ш.: — Издержки из-за роста цен выросли, теперь они составляют около 2-2,5 млн рублей. Площадь каждого магазина по-прежнему варьируется в пределах 50-70 кв. м. Нам пришлось увеличить цены на обувь в 1,5 раза. И если раньше мы производили только обувь из натуральной кожи, то сейчас многие покупатели просто не готовы тратить деньги на нее, и мы начали выпускать обувь и с искусственным верхом. В январе прошлого и наступившего года проводили акции, которые были жесткими для нас как производителей: при покупке одной пары обуви вторую давали в подарок, по сути предоставляя скидку 50%. Но за счет этого нам удалось увеличить объем продаж по сравнению с 2014 годом. Насколько мне известно, большинство магазинов, торгующих обувью, по итогам прошлого года снизили объем продаж на величину от 10% до 40%.
N: — Насколько выросла выручка вашего предприятия по результатам 2015 года?
А.Ш.: — На 10-15%, но этот рост был в большей степени вызван повышением цен на продукцию. Выручка новых магазинов выросла на 30%, ведь они начали работу недавно, а оборот старых магазинов увеличился на 10-15%. Объем производства даже немного уменьшился, на 2-3 тыс. пар обуви, т. е. на 2% по сравнению с 2014 годом, выпустили 150 тыс. пар обуви. Были надежды, что с увеличением курса доллара конкуренция с импортной обувью будет меньше, ее поставки снизятся. Но у многих обувных сетей остались нераспроданные запасы еще с 2014 года, когда курс доллара был не таким высоким. Кроме того, повлияло и снижение покупательной способности. Поэтому начало 2015 года было для нас не очень хорошим. Второе полугодие прошло лучше, но старые запасы не позволяли увеличить объемы производства. Сейчас уже остатков нет, и рассчитываем в 2016 году увеличить объемы выпуска. Пока сложно прогнозировать насколько. Но к нам уже обращается много новых покупателей — обувные сети, оптовые компании. На весну-лето мы даже не готовы брать заказы, потому что обеспечены работой до мая. Об изготовлении осенней и зимней коллекции ведем переговоры с несколькими крупными клиентами. Конечно, рост курсов валют уменьшил влияние китайских производителей, если бы не это, было бы гораздо сложнее. Надеюсь, что этот год будет хорошим для российских обувщиков. Но здесь — как на весах: с одной стороны, импортной продукции на рынке стало меньше, и это плюс, с другой — уменьшение покупательной способности из-за роста инфляции. И что в результате перевесит, прогнозировать сложно.
N: — Как повлияла экономическая ситуация на работу с поставщиками?
А.Ш.: — Мы продолжаем работать с кировским, рязанским, богородским, белорусскими кожзаводами. Но изменилась схема сотрудничества. Если раньше можно было взять кожу и рассчитаться в течение месяца, то сейчас заводы не готовы давать отсрочку по оплате. Выбор кож несколько уменьшился. Возрос спрос на черную кожу, а заводам ее проще изготавливать. Нашему же предприятию для женской обуви нужна цветная, но в разном количестве: какой-то кожи 3 тыс. кв. дм, какой-то — 5 тыс. кв. дм. А некоторые производители кожи не хотят работать над таким количеством, поскольку производство уже загружено выпуском черной кожи. В нашем производстве есть и немалая импортная составляющая — клей, подошва. Мы закупаем подошву и у российских производителей, но они не могут обеспечить всеми необходимыми нам видами. Поэтому работаем с китайскими, турецкими поставщиками. Однако из-за обострения отношений нашей страны с Турцией с декабря не можем получить от них заказ — груз стоит на российской таможне, несмотря на то, что санкции этого направления не коснулись. Пока непонятно, где искать альтернативу.
N: — Как оцениваете сотрудничество с банками?
А.Ш.: — Мы работаем с РосЕвроБанком и сотрудничеством довольны. Когда мы брали кредит для пополнения оборотных средств в конце февраля, ключевая ставка составляла 17%. После ее снижения банк уменьшал нам ставку по кредиту два раза, при этом не по нашей просьбе. Такое отношение дорогого стоит, немногие банки сейчас готовы идти на подобные шаги. О СОБЕСЕДНИКЕ. Александр Викторович Шафиев окончил мехмат РГУ в 1973 году. До 1988 года работал в НИИ механики и прикладной математики. С 1988 по 1993 годы — председатель кооператива «Маяк» (производство термоэлектрических матов и резиновых лодок). С 1993 года возглавляет ООО «Меркурий-ТВ» (обувное производство), с 2000 года — компанию Walrus (включает ООО «Меркурий-ТВ»). О КОМПАНИИ. ООО «Меркурий-ТВ» создано в 1993 году. Занимается производством мужской и женской кожаной обуви под торговой маркой Walrus. В 2015 году объемы производства компании составили 150 тыс. пар обуви. У компании 41 розничный магазин в России, из которых 31 — в Ростовской области и Краснодарском крае. Есть 2 представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Финансовые обороты компании не раскрываются.