«На юге много частных домовладений, где держат и кошек, и собак»
Компания Mars подписала с правительством Ростовской области соглашение об удвоении объемов производства кормов для домашних животных на своей фабрике в Аксайском районе. Их потребление растет за счет увеличения количества домашних животных, а также изменения отношения к ним со стороны хозяев с утилитарного на дружеское, считает директор фабрики Александр Забелин.
У категории питания домашних животных в России большие перспективы. По словам Александра Забелина, потребления кормов для кошек способно вырасти в два раза, собачьих кормов — почти в 10 раз. В этом случае российские показатели сравняются с теми, которые наблюдаются в западных странах.
N: — В мае прошлого года Агентство инвестиционного развития Ростовской области сообщало, что фабрика Mars загружена на 70%. С целью доведения этого показателя до 100% планировалось вложить еще 1,2 млрд рублей помимо 4 млрд рублей, инвестированных в создание производства в Ростовской области. Завершена ли эта инвестиционная программа?
А.З.: — Да, эти планы были реализованы в полном объеме, и с начала нынешнего года фабрика работает практически со 100-процентной загрузкой — в четыре смены 24 часа в сутки семь дней в неделю. По некоторым важным показателям, например по производительности труда, мы уже догнали многие предприятия компании Mars в России, запущенные раньше.
N: — Каковы были основные направления дополнительных инвестиций?
А.З.: — Эти инвестиции пошли по большей части на запуск аэробных очистных сооружений полного цикла. Они начали работать в конце прошлого года. Это часть масштабной программы устойчивого развития, которая заключается в том числе в сокращении использования природных ресурсов. Очищенную воду мы сможем использовать повторно, в частности для полива территории предприятия и охлаждения внешних контуров отопительных бойлеров. Стоит отметить, что подобные проекты по повышению экологичности производства Mars реализует на всех своих производственных площадках. Ростовская фабрика во многом первопроходец — ведь это самое современное предприятие Mars в России. У нас нулевой вывоз отходов с предприятия на полигон. Мы либо используем ресурсы вторично, как воду, либо отдаем их на переработку — целлюлозосодержащие отходы (бумага, картон).
N: — В ходе парламентских слушаний Законодательного Собрания, которые прошли на заводе в прошлом году, вы говорили о дороговизне энергоресурсов в Ростовской области. Какие решения вы используете для повышения энергоэффективности предприятия?
А.З.: — Возможности для улучшения есть всегда. У нас запущен процесс непрерывного улучшения технических процессов — есть инженер, который отвечает за его ход. На заводе внедрено более 20 инновационных технических решений, в том числе система учета на все точки потребления энергии, «умное» освещение, специальные мембраны на крышах для повышения степени отражения солнечных лучей. Мы уверены, что не должны останавливаться на достигнутом.
N: — Какие виды корма для животных фабрика производит в настоящее время?
А.З.: — На данный момент мы выпускаем 50 наименований продукции под брендами Whiskas, Kitekat, Chappi, Pedigree, Cesar и Sheba. Наша фабрика выпускает только влажные корма, производством сухих занимаются другие предприятия компании Mars. Все перечисленные мною корма являются сбалансированными и полнорационными, то есть животное может питаться только ими и получать при этом достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов.
N: — Каковы в настоящее время объемы производства фабрики?
А.З.: — Это коммерческая информация, которую мы не раскрываем. Могу сказать, что наше предприятие полностью обеспечивает потребление Южного и частично Центрального регионов страны.
N: — Ранее вы сообщали о планах увеличить объемы производства и расширить ассортимент кормов, которые выпускает фабрика. Соглашение о запуске второй очереди инвестиционного проекта в Ростове объемом в 1,1 млрд рублей, после которого выпуск продукции предприятия удвоится, Mars подписал с Ростовской областью в начале июня на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Будет ли при этом расширяться ассортимент или он останется прежним?
А.З.: — Все зависит от спроса. Возможность запустить вторую линию производства нам обеспечил тот факт, что спрос на продукцию предприятия растет. На юге и в центральной части России живут 40% всех домашних кошек и 43% собак в стране. Популяция и тех и других растет по сравнению с 2014 годом в обоих регионах. При этом в Центральном регионе он значительно выше, чем в целом по стране: на 24% увеличилась популяция кошек против 17% национально и на 14% — собак против 9% национально. Специфика Южного региона в том, что здесь велика доля частного сектора, и во многих домохозяйствах держат и кошек, и собак. Мы стремимся отвечать потребностям как наших непосредственных потребителей, так и их владельцев, предоставляя широкий ассортимент продукции, давать им выбор. Что касается расширения ассортимента, то работа в этом направлении ведется. В этом году мы увеличили линейку премиальных кормов для собак мелких пород Cesar, добавив в нее несколько наименований продукции с овощами.
N: — Увеличилась доля мелких собак?
А.З.: — Мы видим положительную динамику. Но нужно рассматривать каждый конкретный регион. Центральный и Южный регионы являются лидерами в доле собак крупных пород (более 25 кг). Самая популярная порода собак здесь — немецкая овчарка, на втором месте в центре страны идет чихуахуа, а на юге — кавказская овчарка. В среднем у нас в стране две самые популярные породы — немецкая овчарка и тойтерьер. Мы видим, что количество мелких пород в последнее время растет. Думаю, это связано с трендом на смену отношения хозяев к животным с утилитарного на более гуманное. Если раньше собака воспринималась как охранник, а кот был нужен, чтобы ловить мелких грызунов, то сейчас животное все чаще становится членом семьи, которому нужно уделять время, с которым можно вместе путешествовать. С мелкими породами это, конечно, проще. В поездках я все чаще вижу людей, которые путешествуют с переносками, в которых сидят мелкие собаки или коты. У этой тенденции есть еще одна сторона — хозяева начинают все более ответственно относиться к кормлению своих питомцев, становятся требовательнее к кормам: они должны быть качественными, полнорационными. Сейчас в России, по нашей статистике, кошки получают из специализированных кормов 50% калорий в сутки, а остальное добирают с хозяйского стола или из других источников; собаки получают за счет кормов чуть больше 10% калорий. Для сравнения: во Франции это соответственно 100% и 93%. С учетом того что в России мы видим отчетливый тренд на ответственное отношение к питомцам, перспективы у нашего производства большие.
N: — Основная часть ваших продаж приходится на торговые сети?
А.З.: — Нашу продукцию можно найти и в торговых сетях, и в зоомагазинах, и в канале электронной торговли. Главное — быть там, где потребитель. Если говорить про роль производства, то наша задача как фабрики — произвести продукт и отгрузить его на склад; дальше им занимаются другие отделы. В то же время мы вносим свой вклад в расширение географии. Так, в этом году фабрика прошла аудит консалтинговой компании «Ллойд» по международным стандартам системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции ISO 22000, а также ряд проверок со стороны Россельхознадзора в сфере ветеринарного контроля, чтобы получить разрешение на экспорт своей продукции в 45 стран мира. Мы с большим оптимизмом смотрим на Азию, в частности на Китай, где быстро растет популяция домашних животных. У нас самый молодой и самый технологичный российский завод компании Mars, мы выпускаем сложный и качественный продукт, который соответствует требованиям мировых стандартов. Уверен, это будет востребовано на мировом рынке.
N: — Какое сырье вы закупаете и какова доля в его поставках компаний из Ростовской области?
А.З.: — Основное сырье для производства влажных кормов для животных — это мясные ингредиенты, в первую очередь субпродукты. Именно они обладают высокой вкусовой привлекательностью для собак и кошек. Пока основная часть сырья приходит к нам из Центрального региона. Мы верим, что это изменится, но на это нужно время. По моему опыту, а я работал не на одном предприятии Mars в России, для выстраивания отношений с новым поставщиком нужно несколько лет. Мы же работаем в Ростове только полтора года. У нас высокие требования по входному контролю сырья, по объемам, поставку которых должен обеспечить поставщик. Местные предприятия, которые будут готовы им соответствовать, смогут стать нашими партнерами. В целом у нас очень хороший опыт в тех регионах, где мы работаем. Чем больше крупных производителей — таких как Mars — ориентируется на локальное производство, тем быстрее растет пул качественных поставщиков. Локализация производства — важнейший приоритет для нашей компании, и мы проделали большой путь в этом вопросе за последние 10–15 лет.