«На одной из выставок я на спор съел пару ложек нашего стирального порошка»
Крупный производитель стиральных экологичных порошков ООО «Евразийская мыловаренная компания» (ЕМК) в этом году планирует нарастить объемы производства в 2–2,5 раза, до 250–300 тонн порошка в месяц. Соучредитель ЕМК Михаил Яновский сообщил, что в 2013 году компания заключила договор с крупным производителем бытовой химии компанией «Арнест», для которой ЕМК выпускает экопорошок Garden/
По словам Михаила Яновского, большую часть продукции компания производит для «Арнеста», поскольку у него серьезная логистика и рынки сбыта. В 2014 году ЕМК планирует наладить выпуск порошка в премиум-сегменте под собственной торговой маркой Belive. N: — Почему вы решили заниматься производством экопорошка?
М.Я.: — За последние полвека практически весь этот рынок был занят синтетическими моющими средствами. В них содержатся фосфатные соединения, которые вредят здоровью и давно запрещены в большинстве стран Европы. Количество людей, страдающих различными аллергиями, в современном мире переваливает за 70%. К сожалению, в большинстве случаев это относится к детям. Как бы вы ни выполаскивали белье после стирки, на нем все равно останутся микрочастицы опасных химических элементов. Стоит сказать, что в состав недорогих гипоаллергенных порошков также входят фосфаты. Кроме того, в них добавляются искусственные отдушки, т. к. натуральные стоят дорого. Выяснилось, что синтетические моющие средства так или иначе попадают со сточными водами в водоемы, а это хорошее удобрение, на котором начинают активно размножаться водоросли, что вредит экологии.
Сейчас рынок синтетических моющих средств в России на 75–80% принадлежит двум компаниям — Procter and Gamble и Henkel. За последние 10 лет они вынесли из Европы в Россию все свои вредные производства. На общей волне борьбы за экологию начался возврат к классической технологии стирки. В каком-то смысле нам удалось создать уникальную технологию производства стирального порошка.
N: — В чем особенность вашей технологии?
М.Я.: — В состав нашего порошка входят только натуральные компоненты — это прежде всего мыло и сода. Мы не используем искусственных отдушек и не добавляем хлорсодержащих отбеливателей. Для его создания мы привлекали ученых из НИИ бытовой химии и специалистов по мыловаренному производству. Расход нашего порошка при стирке гораздо ниже, чем у обычных порошков, т. к. в синтетические порошки в качестве балласта часто добавляют недорогой сульфат натрия, который не влияет на качество стирки, но дает вес. Наш порошок — единственный в России, имеющий сертификат экологической безопасности. На одной из московских выставок я даже на спор съел пару ложек нашего стирального порошка. На вкус гадость редкостная. (Смеется.) Но я сомневаюсь, что кто-то из крупных производителей рискнет попробовать хоть одну ложку своей продукции. Наше производственное оборудование также уникально. Большая его часть изготавливалась самостоятельно нашими инженерами.
N: — Какой объем инвестиций потребовался для организации вашего производства?
М.Я.: — Затраты на разработку технологии, оборудование, маркетинговые и научные исследования без учета стоимости недвижимости составили более $ 500 тысяч.
N: — Где вы закупаете сырье для производства порошка?
М.Я.: — Сырье закупаем в Ростовской области и Краснодарском крае. В производстве используем натуральные жиры различного происхождения, что позволяет достичь высокого качества стирки.
N: — Каков объем производства вашего предприятия?
М.Я.: — Наша компания работает на этом рынке не более трех лет. У нас небольшое предприятие. Завод расположен в Батайске. Сейчас мы выпускаем примерно 100 тонн продукции в месяц. В ближайшие пару лет планируем выйти на проектную мощность завода — 250–300 тонн продукции в месяц.
N: — Благодаря чему вы планируете увеличить выпуск продукции?
М.Я.: — Около года назад мы заключили договор с крупным производителем бытовой химии — невинномысской компанией «Арнест», для которой выпускаем порошок под названием Garden. Основная специализация этой компании — производство аэрозольной бытовой химии. Большую часть продукции сейчас мы производим для «Арнеста», поскольку у него серьезная логистика и рынки сбыта. Также мы производим еще несколько контрактных линеек детских и экопорошков. Наш собственный бренд «Чистаун» продается пока в меньших объемах, чем контрактные линейки.
N: — Как вам удалось заключить договор с «Арнестом»?
М.Я.: — Несколько лет назад компания «Арнест» выбирала себе поставщика порошка. Мы участвовали в этом тендере, но тогда наша продукция не прошла по определенным характеристикам. После этого они около года сотрудничали с одним из зарубежных производителей, но в результате обратились к нам. Сейчас мы выпускаем для них всю линейку экопорошков.
N: — По каким характеристикам не проходила ваша продукция в тендере?
М.Я.: — Проблема нашего порошка заключалась в том, что его запах был схож с запахом хозяйственного мыла. После выполаскивания этого запаха, конечно же, не оставалось, но покупатели привыкли к более приятным ароматам, а с этим не поспоришь. Благодаря сотрудничеству с «Арнестом», тщательной проработке технологии и качеству сырья нам удалось решить эту проблему.
N: — Ваша продукция представлена в крупных розничных сетях?
М.Я.: — Если говорить о порошке «Чистаун», то он представлен на полках местных сетей «Солнечный круг», «Артемида», «Тихий Дон», «Семейный квартал», «Мое солнышко». Также его можно приобрести в интернет-магазинах. «Чистаун» реализуют в разных городах России, даже на Дальнем Востоке. Порошок Garden продается во многих крупных розничных сетях по всей России.
N: — Какую долю рынка производства экопорошков ваша компания занимает в России?
М.Я.: — По нашим данным, мы занимаем практически половину российского рынка экопорошков, но сам рынок невелик. По схожей технологии в промышленных масштабах в России не работает ни один производитель. В основном на этом рынке представлены экопорошки немецких и японских производителей. Но цена этой продукции гораздо выше нашей. Стоимость зарубежного экопорошка составляет от 400 до 1000 рублей за кг, но тем не менее его покупают.
N: — В каком ценовом сегменте вы продаете порошок?
М.Я.: — Мы позиционируем свою продукцию в сегменте «выше среднего», т. е. на одном уровне со стоимостью топовых марок порошков крупных производителей — 70–80 рублей за 400 г. В этом году планируем наладить выпуск порошка в премиум-сегменте под собственной торговой маркой Belive. Для его производства будем использовать более дорогое зарубежное сырье.
N: — Почему вы решили выйти в премиум-сегмент?
М.Я.: — Если говорить о «Чистауне», то мы все-таки поспешили с выводом этого продукта в средний ценовой сегмент. Конкуренция в этом сегменте очень мощная. Мы поняли, что наш продукт в настоящее время, к сожалению, не массовый, а нишевый.
N: — С какой рентабельностью вы работаете?
М.Я.: — На сегодняшний день нам удалось выйти в режим самоокупаемости. Сейчас у нас большое количество ручного труда, поэтому все ресурсы брошены на максимальную механизацию производства для того, чтобы снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.