Мясники становятся кулинарами
Крупнейший в Ростовской области оптово-розничный продавец мяса «ВТД ТД» открывает новые магазины под вывеской «Свои» и «Мясной ряд», в них продают не только мясо, но и готовые блюда собственного приготовления. Отделы кулинарии начали появляться и в уже действующих магазинах сети «33 курицы». Группу кулинарии активно развивает в своих «Мясных лавках» крупный донской производитель мясных изделий ГК «Тавр». По оценкам компании, готовая еда — самая быстрорастущая группа на рынке продуктов питания.

Крупный оптово-розничный поставщик мяса ООО «ВТД ТД», который развивает на юге России сеть «33 курицы», открыл в Ростовской области несколько новых магазинов с вывесками «Мясной ряд» и «Свои». В них помимо мяса и колбасных изделий предлагают широкий ассортимент готовых блюд и выпечки собственного производства. В магазинах «Свои» даже есть возможность перекусить на месте. Судя по данным соцсетей, как минимум часть точек открыты по франшизе. Сегодня два магазина «Мясной ряд» работают в Ростове, три магазина «Свои» — в Морозовске, Сальске и Семикаракорске.
Отметим, что магазины сети «33 курицы» тоже расширяют ассортимент за счет готовых блюд: по данным на конец мая, кулинария появилась в 33 торговых точках из 108. Эта розничная сеть работает в основном в Ростовской области, несколько точек есть в Волгоградской области, Краснодарском и Ставропольском краях.
По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «ВТД ТД» в 2024 году составила 9,3 млрд рублей (снижение 2%), компания зафиксировала убыток 51,7 млн против чистой прибыли 57 млн годом ранее. По итогам 2024 года компания заняла первое место в пятерке крупнейших по выручке оптовых поставщиков мяса, зарегистрированных в Ростовской области. В пятерку вошли «Эверест» (выручка в 2024 году 3,6 млрд рублей), «ЮСС» (2,85 млрд рублей), «МДК» (2,69 млрд рублей) и «Донские традиции» (2,2 млрд рублей). «ВТД ТД» управляет распредцентрами в Ростовской, Волгоградской областях, Краснодарском, Ставропольском краях и Республике Крым. У компании есть небольшой цех, который обрабатывает более 10 тонн мяса в сутки (то есть примерно 2,47 тыс. т в год) и выпускает 120 наименований мясных изделий.
Другой крупный поставщик мясной продукции — ГК «Тавр» активно развивает группу кулинарии в своей сети магазинов «Тавр Мясная лавка» (более 70 магазинов в Ростовской области и Краснодарском крае) . В компании считают категорию кулинарии самой перспективной, сообщила исполнительный директор сети Анна Лорьян. По ее информации, в мясных лавках «Тавра» рост продаж готовой еды в сопоставимых магазинах составил более 40% за год.
— Готовая еда — самая быстрорастущая группа на рынке продуктов питания, — отмечает собеседница N. — Рост стабилен и составляет 30-50% в год. Для крупных сетей эта категория обеспечивает 15% от общей выручки, а для отдельных продуктовых магазинов — до 35%. Покупка готовой еды, как правило, сопровождается приобретением сопутствующего товара (хлеб, напитки, кондитерские изделия), что ведет к увеличению среднего чека. Наша стратегия — акцент на гарантии свежести (значит, безопасности) и разнообразии мясных блюд. За 15 лет существования сети «Тавр Мясная лавка» мы сформировали устойчивое доверие покупателей к свежести и широте ассортимента мясной и колбасной продукции. Это преимущество мы используем сейчас для развития группы готовых блюд, где качество и безопасность являются ключевыми. Процесс строго контролируется на всех этапах — от производства до условий хранения на витрине. При отборе поставщиков и сейчас мы проводим аудиты производственных площадок, условий упаковки и транспортировки фреш-продукции.
Судя по данным сервисов «Яндекс.Карты» и «2ГИС», в Ростове действуют более десятка магазинов и небольших сетей, которые специализируются на кулинарии: например, «Лисичкино» (2 торговых точки), «Доброе семя» (2), «101 рецепт», «Кулинарный дом Робенса» (2), «Рогалик» (4), «Шарлотка» (2), «О! Мясо мио», «Гостинец» (7). Некоторые кулинарии работают только как магазины, другие — как магазины-столовые. Среди последних выделяется сеть «За100лье», которая насчитывает 13 столовых в Ростове, Азове и Новочеркасске.
— Спрос на готовые блюда неизменно стабильно растет. Кулинарии в каждом сетевом ретейле это подтверждают, — отмечает основатель ростовского вегетарианского ресторана Uncle Frank Сергей Курапов. — У нас нет идей о своей кулинарии, потому что это несколько противоречит общей концепции, но мы будем делать консервы, которые будут, по сути, готовыми к употреблению блюдами типа лобио, лечо и пр. Рисков на рынке кулинарии много — это очень высокая цена входа на рынок и необходимость длительного формирования стабильного спроса на конкретной точке продаж. Продукция, как правило, скоропортящаяся, и есть риски терять прибыль, если нет должного клиентопотока. Если у компании есть уже готовая розничная сеть, то открытие кулинарии там — отличное решение!
По данным пресс-службы сети «Магнит», за девять месяцев 2024 года в магазинах «у дома» продажи кулинарии выросли на 80% в натуральном выражении. По информации «Пятерочки», за весь 2024 год продажи выросли в 2,5 раза в упаковках (продано всего 284 миллиона упаковок).
С 2022 года «Магнит» продает готовую еду под собственным брендом «М Кухня» (продукцию для этого бренда выпускают поставщики «Магнита») и в ближайшие два года собирается наладить ее поставки в 100% своих магазинов «у дома». В среднем речь идет о 35 наименованиях готовых блюд «М Кухня» в одной точке. По данным компании, лидеры продаж — котлеты с пюре, плов, паста «Карбонара», спагетти «Болоньезе», салаты «Оливье», «Сельдь под шубой». Самую высокую динамику продаж показывают модные направления: продукты для перекусов (сэндвичи, сэндвич-роллы) и блюда азиатской кухни (онигири, воки, боулы).
«Готовая еда — стратегически важное направление, которое мы продолжим активно развивать, одним из фокусов станет расширение площадок по производству готовых блюд в различных регионах страны», — приводит пресс-служба «Пятерочки» слова директора департамента категории «Готовая еда» торговой сети «Пятерочка» Антон Воеводин.
Любопытно, что в недавнем интервью газете «Ведомости» президент X5 Group Елена Лобачева отметила, что в текущем году происходит снижение спроса. На этом фоне в «Пятерочке» предпринимают шаги, чтобы оптимизировать производство кулинарии: освоили производство порций, замороженных шоковым методом. Это позволяет сохранить вкус, при этом продлить срок годности и обезопасить продукцию от микробов, что удобно для продавцов. «Пятерочка» планирует приложить усилия, чтобы донести информацию о пользе такой продукции до покупателей.
По данным Россельхозбанка, объем рынка готовой еды в России за пять лет вырос почти втрое: с 347 млрд рублей в 2019 году до 997 млрд рублей по итогам 2024 года. Росту способствовало стремление россиян к экономии времени и спрос на разнообразие в питании. В ходе Всероссийского дня поля, который состоялся в начале июля, зампред правления Россельхозбанка Ирина Жачкина заявила, что основным драйвером этого роста был не ресторанный сектор, а активное развитие сегмента готовой еды в федеральных торговых сетях, которые создают собственные производства и развивают партнерство с поставщиками.
По прогнозу аналитиков банка, к 2030 году рынок готовой еды вырастет в 3,6 раза, до 3,61 трлн рублей. При этом в Южном федеральном округе объем рынка готовой еды будет расти быстрее и в следующие пять лет увеличится в 5 раз: со 113 млрд рублей по итогам 2024 года до 578 млрд рублей по итогам 2030-го. К отличительным драйверам рынка именно юга России относят прирост постоянного населения в некоторых регионах ЮФО (Краснодарский край, Адыгея, Астраханская область, Крым), растущий туристический поток, интерес к развитию этого направления со стороны крупных ретейлеров. По оценкам банка, для реализации прогноза по ЮФО отрасли потребуются инвестиции в размере около 50 млрд рублей.