«Мы сами создали дополнительный нужный нам спрос на шахматы»
Ростовчанка Ольга Арчакова развивает в столице собственную сеть шахматных школ «Феномен-Москва». Первая школа была готова к открытию в марте 2020 года, накануне самоизоляции. Сейчас «Феномен-Москва» — это клуб и школа для всех возрастов, почти 300 постоянных учеников, 10 филиалов, детский шахматный лагерь и возможность дистанционного обучения. Опыт рекрутера помог Ольге Арчаковой понять шахматы, ее семейный бизнес устоял в период пандемии.
N: — Как ваша семья оказалась в Москве?
О.А.: — Я давно мечтала о переезде в Москву. Для меня было важно развивать свою карьеру, я была успешным, востребованным рекрутером. В 2010 году вопрос о переезде назрел — хотелось, чтобы сын учился в языковой спецшколе, каких в Ростове очень мало. Я всегда была убеждена, что за школьные годы ребенок должен получить какой-то ценный навык, профессию. В Москву я переехала работать в рекрутинговую компанию, муж некоторое время поддерживал мой рывок финансово, продолжая работать в Ростове, через месяц уволился и переехал ко мне вместе с нашим четырехлетним сыном, а через неделю уже устроился руководителем отдела в федеральное СМИ. Трудности были со здоровьем сына, а потом и с моим работодателем. Я перешла на работу в иностранную компанию — в плане карьеры жизнь тогда полностью удалась. Но мне надоело жить работой. Я видела своего ребенка полчаса в сутки, читала ему книжки заплетающимся языком в полдвенадцатого ночи. И я решила, что больше так не будет. Муж, как всегда, поддержал меня во всем. Восемь лет дома: «Кухня — дети — церковь». Старший ребенок — художественная спецшкола, 12 побед в олимпиадах по ИЗО, карьера актера дубляжа, победы на международных конкурсах чтецов, съемки на ТВ, съемки в кино. Младшая в два с половиной научилась читать, в три года выучила английский и математику для второго класса, в четыре на английском уже свободно читала, писала, говорила, получила приглашение на шоу «Лучше всех». Снова захотелось перемен, и я открыла шахматную школу.
N: — Почему школа? Почему шахматы?
О.А.: — Выявление и развитие талантов — мой лучший божий дар. Рядом со мной ученики и педагоги раскрывают свои лучшие способности и расцветают в самореализации. Мои успехи в подборе персонала были основаны на той же способности — видеть, кто на что способен и что ему требуется для реализации. А еще в детстве я занималась шахматами. В 10 лет у меня был первый спортивный разряд. Но я считала себя безнадежной неудачницей, решила, что дальше мне ничего не светит, поэтому в 12 лет уже посыпала голову пеплом и бросила шахматы. Сейчас понимаю, что шахматы — не только спорт высших достижений. С 1-м разрядом можно быть отличным тренером, шахматным судьей, играть в корпоративных турнирах, прекрасно реализовываться и зарабатывать шахматами. Только когда моя дочь в два с половиной года начала активно проявлять свои способности, меня осенило. Вот она, реализация нашей семейной шахматной мечты! Такая умная, она обязательно будет шахматной чемпионкой! В итоге дочь тоже бросила шахматы. Но прежде я искала для нее шахматную школу в нашем округе, нам с ней ничего не понравилось, и мы открыли свою школу.
N: — Шахматная школа — основное занятие?
О.А.: — Первые полтора года этот бизнес по мере сил развивала я. Одновременно продолжая быть домохозяйкой, поваром, менеджером, секретарем, водителем и учителем двоих детей. Собралось 90 учеников. Основным доходом продолжала быть зарплата мужа. А с прошлого года это основная работа для нас обоих. Непростая, но самая благодарная. Мы видим рост детей — наших учеников, радость их родителей от того, что дети заняты настоящим делом, развиваются, увлечены, стремятся и побеждают... Это очень круто! Это — настоящее. На наших глазах открылось и закрылось несколько школ детского программирования, ментальной арифметики и прочих модных направлений. А у нас — каждый год рост в два раза. Сейчас 280 активных учеников. Потому что шахматы — вечны, им 5000 лет, и ничто им не страшно, даже ковид.
N: — С какими проблемами столкнулись на старте?
О.А.: — Главным сюрпризом оказался полный локдаун. Мы арендовали помещение, сделали ремонт, закупили инвентарь, оплатили методику, вложили все деньги, и через три дня началась самоизоляция. Многие закрылись, отложили бизнес до лучших времен, но мы за всю жизнь ни разу не отступали! Организовали групповые онлайн-занятия. Сейчас таких полно, а тогда никто не умел этого делать. Перешли на преподавание онлайн, а фишкой сделали занятия на русском и английском языках. Затем добавили французский. Формат онлайн на русском, английском, немецком языках и сейчас востребован. Дочь училась в билингвальном детском саду, среди ее друзей было много детей, хорошо владеющих английским, и их родители были рады одновременной практике языка и шахмат. Также мы обучали онлайн эмигрантов по всему миру, а они приводили с собой в наши онлайн-группы своих зарубежных друзей. Только с февраля-марта 2021 года москвичи начали записываться на офлайн-уроки. Казалось бы — жизнь налаживается! И вот тут тренер, которая вела у меня всю основную онлайни офлайн-нагрузку, уволилась одним днем и попыталась увести всех учеников. У нее уже был подготовлен сайт, ИП, соцсети, все такое. Но это все у нее быстро сдулось.
N: — Помогают ли предыдущий опыт и образование в развитии проекта?
О.А.: — Конечно! Я всегда была талантливым рекрутером. Этот опыт я применяю как при выборе учителей и школ для моих собственных детей, так и при подборе тренеров, выстраивании работы. Правильный подбор персонала — это самое главное! Это не все понимают. У многих людей отсутствует понимание причинно-следственных связей, все у них в жизни случается случайно. Наверное, они шахматами не занимались. Кто хорошо играет в шахматы — тот прекрасно видит причины и следствия и становится хозяином своей жизни.
N: — Какие потребовались вложения — финансовые, организационные, временные?
О.А.: — Первоначальные — 700 тысяч рублей, потом еще около 300 тысяч. А потом — труд, труд, труд. Постоянно расширяемся, докупаем турнирный инвентарь, но это уже деньги из бизнеса, заработанные.
N: — Пришлось ли привлекать сторонние средства?
О.А.: — Ни в коем случае. Хватит с нас кредитов. Бизнес должен кормить себя сам.
N: — Как скоро можно будет говорить об окупаемости?
О.А.: — Мы живем полностью на эти доходы. Наша школа всегда была в прибыли, ни дня не была убыточной. Но это и не нефтяная скважина, сверхдоходов тут нет.
N: — А получилось ли воспользоваться господдержкой?
О.А.: — Финансово — только льготными рекламными кампаниями «Яндекса» по господдержке. И субсидиями бизнесу во время пандемии. Получили много полезных консультаций от московского центра поддержки предпринимателей. Наше становление освещалось в проекте «Дневник предпринимателя» — совместном проекте «Комсомольской правды» и департамента предпринимательства г. Москвы. Это очень помогло. Медийный след работает до сих пор.
N: — Сколько у вас филиалов и сколько сотрудников?
О.А.: — 10 филиалов. Крупных площадок три, остальные развивающиеся. В новом учебном году откроем еще не менее трех. Нам надо вовлекать в шахматы как можно больше детей, тогда среди них обнаружатся будущие чемпионы мира, а кто не пойдет в чемпионы, станут успешными предпринимателями, профессионалами, учеными, государственными деятелями. Тренеров — 11 человек. Изначально искала везде. И на «работных» сайтах, и в профильных вузах, в тренерских сообществах и чатах, и по рекомендациям от уже работающих тренеров. Сейчас такой вопрос вообще не стоит — я постоянно получаю предложения от тренеров.
N: — Насколько востребованы шахматы? Это мода или какое-то постоянное количество ценителей?
О.А.: — Прошлый учебный год мы закончили на 135 учениках, а этот — на 280! Шахматы гораздо более надежны, чем прикладные навыки. Любые прикладные навыки скоро заменят нейросети. Переводчики, программисты, копирайтеры, да вообще почти все профессии под угрозой вымирания. Не говоря уже о ручных технических профессиях. Останется ценным то, что делается не ради практической пользы, а именно ради азарта, соревнования, красоты, искусства, удовольствия от победы, радости от осознания своего совершенства, преодоления себя. Если ориентироваться только на спрос — это очень короткая перспектива. Не было никакого спроса на шахматы в нашем округе. Большинство наших учеников до нашего появления и не помышляли о шахматах, не искали их, не планировали, ничего не знали о рейтингах и разрядах. Мы сами создали дополнительный нужный нам спрос на шахматы. За три года благодаря нашей деятельности с шахматами познакомилось около 1000 детей. Мы безгранично верим в то, что шахматы — одно из самых нужных, полезных и перспективных занятий в мире.
Справка
Ольга Арчакова окончила ЮФУ по специальности «психофизиология и психология развития». В прошлом специалист по подбору персонала среднего и высшего звена, ведущий консультант компании «АНКОР», глава отдела персонала ростовского филиала санкт-петербургской компании «Лаверна», директор по персоналу французской логистической компании ID Logistics Rus в Москве. Супруг Сергей Арчаков — выпускник факультета журналистики ЮФУ, журналист («Комсомольская правда-на-Дону», «Вечерний Ростов»), главный редактор («Труд», Ростов-на-Дону), шеф-редактор спецпроектов («Вечерняя Москва | Новости»), директор коммерческого контента департамента спецпроектов («Комсомольская правда — KP.RU»). Дети. Андрей Арчаков (17 лет) — кинорежиссер и сценарист, актер озвучивания и дубляжа, актер кино, чтец стихов и прозы. Один из самых молодых кинорежиссеров мира. Член Евразийской творческой гильдии (Лондон, Великобритания, 2022), «Лучший молодой режиссер Евразии» (Евразийский кинофестиваль в Лондоне ECG Film Festival). Лада Арчакова (9 лет) — школьница, экстерн, в 9 лет пошла в 5-й класс, актриса дубляжа, выступает на московских городских площадках как вокалистка.