г. Ростов-на-Дону
02 апреля 2025 1:40:06
84.87
91.96

«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»

Мастер-мозаичист Марина Яблонская стала одной из победительниц регионального этапа федеральной грантовой программы «Мама-предприниматель-2024». Она принимала участие в восстановлении таких значимых для Ростова объектов, как мозаики в подземных переходах, фонтан «Лиры» и скульптурная композиция «Рыбка и волна» на Пушкинской.

Марина Яблонская — член Союза реставраторов России, а ее работа по сохранению монументальных мозаик XX века в Ростове отмечена Международной премией имени Алексея Комеча. Она рассказала, что интерес к художественной мозаике есть и у общественности, и у частных заказчиков, ценящих эксклюзивность интерьера. На сегодняшний день мастерская Art Mosaic работает как небольшой семейный бизнес, но в планах — создание Ростовской реставрационно-мозаичной мастерской, где смогут реализовать заказы самого разного масштаба.

N: — Как вы пришли в мозаику?

М.Я.: — Я закончила Ростовское художественное училище им М. Б. Грекова по направлению «станковая живопись», пять лет обучения. Затем — четыре года в бакалавриате ЮФУ по направлению «преподаватель ИЗО», также в ЮФУ закончила магистратуру в Академии архитектуры и искусств — «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», потом в академии еще два года — ассистентура — стажировка — «Искусство скульптуры», и в сентябре меня ждет защита скульптуры. И все это необходимо для того, чтобы работать с мозаикой — и творческая составляющая, композиция, гармония, и множество технологических тонкостей, работа с разными материалами.

N: — Где и как учат мозаичистов? Какие особые навыки и таланты требуются?

М.Я.: — В отделении монументально-декоративного искусства, и в этом году я вела мозаику в Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Как и в любых начинаниях, прежде всего нужны терпение и желание научиться чему-то новому.

N: — Вашу мастерскую можно назвать состоявшимся бизнес-проектом?

М.Я.: — Я работаю в этом направлении много лет, в том числе как в некотором роде популяризатор. Но именно рост интереса от частных заказчиков начал оформляться совсем недавно, и было принято решение развивать собственную мастерскую. Как ИП работаю меньше года, и обороты не очень большие. Но есть интерес, есть планы.

N: — Вы работаете одна?

М.Я.: — Я работаю как самостоятельный художник, но мне очень сильно помогает муж, и на большие проекты я собираю команду.

N: — Мозаики — это дорого? Насколько они вписываются в современные интерьеры?

М.Я.: — Я бы сказала, что мозаичное панно — явно для людей с достатком, чувством вкуса. Стоимость одного метра из смальты может варьироваться от 60 до 110 тысяч рублей. Это зависит от сложности исполняемой работы. Сейчас мозаика — это часть тренда на индивидуальность. Это то, что нельзя сделать быстро или перепоручить неквалифицированным рабочим — работа с мозаичным панно является довольно трудоемким процессом, требующим навыка, немалых временных и материальных ресурсов.

N: — Ваши работы есть в публичном доступе?

М.Я.: — В 2021 году был создан проект «Ничего страшного» в поддержку и развитие уличного искусства Ростова, в рамках проекта было выполнено мозаичное панно. Это мой подарок городу, от идеи до финансовой составляющей. Панно смонтировано на стену у входа в галерею «Ростов» и перенести его не получится, да и оно очень тяжелое.

N: — Как вас находят заказчики?

М.Я.: — Сейчас все приходят через сарафанное радио или через дизайнеров, с которыми я постоянно работаю. Опять же много запросов на реставрационные работы как мозаичных объектов, так и скульптурно-декоративных элементов.

N: — Какие проекты самые запоминающиеся?

М.Я.: — Конечно, всегда запоминается реставрационная работа с волонтерами! Происходят разные интересные истории, появляются новые знакомства, и решается много задач, в ходе которых приобретается опыт. В том числе опыт взаимодействия с людьми, которые любят Ростов и стремятся сохранить его уникальность. Во время реставрации уникальной советской мозаики фонтана «Лиры» и скульптурной композиции «Рыбка и волна» я курировала все реставрационные этапы, распределяла волонтеров на разные виды и участки работ, следила за таймингом, составляла сметы, подбирала палитры из смальты... Эти проекты научили меня терпению, готовности, что обязательно будет какая-то неожиданность, которую я не закладывала в смету и которая сдвинет сдачу объекта. Как всегда, сюрпризы с погодой: то слишком жарко, то слишком дождливо, то закончились перчатки, то еще что-то стряслось — настоящее приключение.

N: — Вы работаете только на заказ?

М.Я.: — В подавляющем большинстве случаев — да. Каждое панно создается под определенный интерьер, в строго определенном размере, да и материалы стоят весьма дорого. Но изредка участвую в выставках с небольшими картинами, которыми можно украсить интерьер или заказать подобное под свой дизайн.

N: — Какие вложения потребовались для открытия мастерской на старте?

М.Я.: — На начальном этапе главными инвесторами стали папа, который финансово вложился, муж, который давал мне возможность постоянно учиться, и мама, которая очень помогала с воспитанием детей. А еще постоянные заказы, которые позволили сформировать небольшой капитал для дальнейшего развития.

N: — Каковы планы?

М.Я.: — На данном этапе все заработанные деньги идут на развитие мастерской, на эксперименты с разными материалами, на улучшение жизни моей семьи. Сейчас мастерская живет заказами на полгода вперед, что позволяет прогнозировать финансовый поток, грамотно распределять его и строить планы на несколько лет вперед, но говорить о состоявшемся бизнесе в обыденном смысле рано. Тем более хочется развить Art Mosaic в большую Ростовскую реставрационно-мозаичную мастерскую, которая сможет и частные заказы самого разного масштаба выполнить, и качественную реставрацию объектов городской среды, и будет иметь достаточно ресурсов для популяризации и развития всего направления.

N: — Это не первый ваш опыт в бизнесе?

М.Я.: — Как только я открыла ИП в 2016 году, я забеременела и ходила с диким токсикозом. Потом родилась моя младшая дочь, и я была близка к мысли, что ИП нужно закрывать, потому что большие проекты очень тяжело реализовывать с ребенком на руках.

N: — Как пришло решение участвовать в грантовом проекте? Как вы оцениваете этот опыт?

М.Я.: — Я очень люблю учиться! Ехала из Москвы домой и зашла в чат «Телеграма», в котором была ссылка на обучение мам-предпринимателей. Мне повезло, что я соответствовала заявленным требованиям. Почувствовав внутреннее желание развиваться, я подала заявку, чтобы найти вектор дальнейшего развития мастерской, тогда он не был определен, и мне хотелось больше разобраться с тем, чего я хочу. Опыт проживания обучающей программы позволил мне разобраться с теми сферами, которые всегда были интересны, но не было компетентного человека в моем окружении.

N: — Как планируете распорядиться грантом? Хватит ли его?

М.Я.: — Выигранные средства гранта — капля в море, которая не решит вопрос с закупкой оборудования, но он дает возможность участвовать с моим проектом на федеральном уровне, где есть большие финансовые возможности для открытия смальтоварни. Смальта — это цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки. Нужно две печи — в одной стекло будет «вариться», а после отливки в специальных формах оно отправится в другую печь на обжиг. С проблемой, когда в наличии нет стекла нужного цвета, приходилось сталкиваться довольно часто. Если открыть собственную смальтоварню, это поможет в поиске нужного материала и даст возможность экспериментировать с цветом.

Просмотров: 2208

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Основатель КФХ «Винодельня Молчанова» Николай Молчанов инвестирует в туринфраструктуру, чтобы увеличить продажи вина: 70% продаж происходит на винодельне. В этом году КФХ «Винодельня Молчанова» из Волгодонского района Ростовской области открывает дегустационный комплекс и кемпинг для посетителей, впервые проведет фестиваль «Лавандовое лето» для широкой публики. В развитие туринфраструктуры предприниматель вложил около 23 млн рублей, из них 10 млн — средства гранта. На предприятии рассчитывают, что увеличение турпотока позволит нарастить продажи вина с винодельни. Высокая розничная наценка сегодня ограничивает возможности сбыта в магазинах, а местные рестораны неохотно расширяют свои карты за счет донских вин.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
В ходе первичного размещения квазивалютных облигаций ростовская компания «Агро Зерно Юг» привлекла 1,34 млн долларов сроком на 3 года. Стоимость заимствований — 15%. Выход на фондовый рынок в компании объясняют ужесточением условий и непредсказуемостью банковского кредитования.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Компания «Лернако» президента ФК «Ростов» Арташеса Арутюнянца, которая построила продовольственный рынок в Октябрьском районе Ростова, решила переориентировать его на торговлю стройматериалами. По мнению эксперта, расположение выбрано удачно, а формат районных рынков не теряет свою актуальность.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Зарегистрированный в Ростове холдинг «Степь» и Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ) намерены совместно развивать кадровый потенциал агропромышленного комплекса.