г. Ростов-на-Дону
17 декабря 2025 17:15:29
79.43
93.81

«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»

Мастер-мозаичист Марина Яблонская стала одной из победительниц регионального этапа федеральной грантовой программы «Мама-предприниматель-2024». Она принимала участие в восстановлении таких значимых для Ростова объектов, как мозаики в подземных переходах, фонтан «Лиры» и скульптурная композиция «Рыбка и волна» на Пушкинской.

Марина Яблонская — член Союза реставраторов России, а ее работа по сохранению монументальных мозаик XX века в Ростове отмечена Международной премией имени Алексея Комеча. Она рассказала, что интерес к художественной мозаике есть и у общественности, и у частных заказчиков, ценящих эксклюзивность интерьера. На сегодняшний день мастерская Art Mosaic работает как небольшой семейный бизнес, но в планах — создание Ростовской реставрационно-мозаичной мастерской, где смогут реализовать заказы самого разного масштаба.

N: — Как вы пришли в мозаику?

М.Я.: — Я закончила Ростовское художественное училище им М. Б. Грекова по направлению «станковая живопись», пять лет обучения. Затем — четыре года в бакалавриате ЮФУ по направлению «преподаватель ИЗО», также в ЮФУ закончила магистратуру в Академии архитектуры и искусств — «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», потом в академии еще два года — ассистентура — стажировка — «Искусство скульптуры», и в сентябре меня ждет защита скульптуры. И все это необходимо для того, чтобы работать с мозаикой — и творческая составляющая, композиция, гармония, и множество технологических тонкостей, работа с разными материалами.

N: — Где и как учат мозаичистов? Какие особые навыки и таланты требуются?

М.Я.: — В отделении монументально-декоративного искусства, и в этом году я вела мозаику в Академии архитектуры и искусств ЮФУ. Как и в любых начинаниях, прежде всего нужны терпение и желание научиться чему-то новому.

N: — Вашу мастерскую можно назвать состоявшимся бизнес-проектом?

М.Я.: — Я работаю в этом направлении много лет, в том числе как в некотором роде популяризатор. Но именно рост интереса от частных заказчиков начал оформляться совсем недавно, и было принято решение развивать собственную мастерскую. Как ИП работаю меньше года, и обороты не очень большие. Но есть интерес, есть планы.

N: — Вы работаете одна?

М.Я.: — Я работаю как самостоятельный художник, но мне очень сильно помогает муж, и на большие проекты я собираю команду.

N: — Мозаики — это дорого? Насколько они вписываются в современные интерьеры?

М.Я.: — Я бы сказала, что мозаичное панно — явно для людей с достатком, чувством вкуса. Стоимость одного метра из смальты может варьироваться от 60 до 110 тысяч рублей. Это зависит от сложности исполняемой работы. Сейчас мозаика — это часть тренда на индивидуальность. Это то, что нельзя сделать быстро или перепоручить неквалифицированным рабочим — работа с мозаичным панно является довольно трудоемким процессом, требующим навыка, немалых временных и материальных ресурсов.

N: — Ваши работы есть в публичном доступе?

М.Я.: — В 2021 году был создан проект «Ничего страшного» в поддержку и развитие уличного искусства Ростова, в рамках проекта было выполнено мозаичное панно. Это мой подарок городу, от идеи до финансовой составляющей. Панно смонтировано на стену у входа в галерею «Ростов» и перенести его не получится, да и оно очень тяжелое.

N: — Как вас находят заказчики?

М.Я.: — Сейчас все приходят через сарафанное радио или через дизайнеров, с которыми я постоянно работаю. Опять же много запросов на реставрационные работы как мозаичных объектов, так и скульптурно-декоративных элементов.

N: — Какие проекты самые запоминающиеся?

М.Я.: — Конечно, всегда запоминается реставрационная работа с волонтерами! Происходят разные интересные истории, появляются новые знакомства, и решается много задач, в ходе которых приобретается опыт. В том числе опыт взаимодействия с людьми, которые любят Ростов и стремятся сохранить его уникальность. Во время реставрации уникальной советской мозаики фонтана «Лиры» и скульптурной композиции «Рыбка и волна» я курировала все реставрационные этапы, распределяла волонтеров на разные виды и участки работ, следила за таймингом, составляла сметы, подбирала палитры из смальты... Эти проекты научили меня терпению, готовности, что обязательно будет какая-то неожиданность, которую я не закладывала в смету и которая сдвинет сдачу объекта. Как всегда, сюрпризы с погодой: то слишком жарко, то слишком дождливо, то закончились перчатки, то еще что-то стряслось — настоящее приключение.

N: — Вы работаете только на заказ?

М.Я.: — В подавляющем большинстве случаев — да. Каждое панно создается под определенный интерьер, в строго определенном размере, да и материалы стоят весьма дорого. Но изредка участвую в выставках с небольшими картинами, которыми можно украсить интерьер или заказать подобное под свой дизайн.

N: — Какие вложения потребовались для открытия мастерской на старте?

М.Я.: — На начальном этапе главными инвесторами стали папа, который финансово вложился, муж, который давал мне возможность постоянно учиться, и мама, которая очень помогала с воспитанием детей. А еще постоянные заказы, которые позволили сформировать небольшой капитал для дальнейшего развития.

N: — Каковы планы?

М.Я.: — На данном этапе все заработанные деньги идут на развитие мастерской, на эксперименты с разными материалами, на улучшение жизни моей семьи. Сейчас мастерская живет заказами на полгода вперед, что позволяет прогнозировать финансовый поток, грамотно распределять его и строить планы на несколько лет вперед, но говорить о состоявшемся бизнесе в обыденном смысле рано. Тем более хочется развить Art Mosaic в большую Ростовскую реставрационно-мозаичную мастерскую, которая сможет и частные заказы самого разного масштаба выполнить, и качественную реставрацию объектов городской среды, и будет иметь достаточно ресурсов для популяризации и развития всего направления.

N: — Это не первый ваш опыт в бизнесе?

М.Я.: — Как только я открыла ИП в 2016 году, я забеременела и ходила с диким токсикозом. Потом родилась моя младшая дочь, и я была близка к мысли, что ИП нужно закрывать, потому что большие проекты очень тяжело реализовывать с ребенком на руках.

N: — Как пришло решение участвовать в грантовом проекте? Как вы оцениваете этот опыт?

М.Я.: — Я очень люблю учиться! Ехала из Москвы домой и зашла в чат «Телеграма», в котором была ссылка на обучение мам-предпринимателей. Мне повезло, что я соответствовала заявленным требованиям. Почувствовав внутреннее желание развиваться, я подала заявку, чтобы найти вектор дальнейшего развития мастерской, тогда он не был определен, и мне хотелось больше разобраться с тем, чего я хочу. Опыт проживания обучающей программы позволил мне разобраться с теми сферами, которые всегда были интересны, но не было компетентного человека в моем окружении.

N: — Как планируете распорядиться грантом? Хватит ли его?

М.Я.: — Выигранные средства гранта — капля в море, которая не решит вопрос с закупкой оборудования, но он дает возможность участвовать с моим проектом на федеральном уровне, где есть большие финансовые возможности для открытия смальтоварни. Смальта — это цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки. Нужно две печи — в одной стекло будет «вариться», а после отливки в специальных формах оно отправится в другую печь на обжиг. С проблемой, когда в наличии нет стекла нужного цвета, приходилось сталкиваться довольно часто. Если открыть собственную смальтоварню, это поможет в поиске нужного материала и даст возможность экспериментировать с цветом.

Просмотров: 2481

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Агропромышленный холдинг «СТЕПЬ» утвердил пятилетний план развития «РЗ Агро». Ранее этой компанией «СТЕПЬ» владела напополам с членами французской бизнес-семьи Луи-Дрейфус. В середине марта 2025 года стало известно, что донская агрогруппа получила полный контроль над предприятием. По данным руководства «СТЕПИ», потенциал «РЗ Агро» позволяет ежегодно увеличивать прибыль холдинга на 2,5 млрд руб.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
В Ростове-на-Дону прошла Альфа-Конфа — лучшее событие для бизнеса, объединяющее выступления известных спикеров с обширными возможностями для нетворкинга. Приглашенные банком эксперты поделились с гостями своим опытом решения предпринимательских задач и разобрали реальные кейсы участников мероприятия. Представители ростовского бизнес-сообщества отметили, что полученные знания можно сразу применять на практике.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Предприниматель Алексей Чернявский, основавший в Сальске улиточную ферму, открыл гастробар, основой меню которого стали блюда из улитки собственного производства. Объемы выпуска фермы пока небольшие — 1,5 тонны улитки в год. Гастробар станет основным каналом сбыта готовой продукции.
Практика бизнеса
«Мозаика — это часть тренда на индивидуальность»
Вино пяти донских виноделен в этом году попало в рейтинги белых, красных и крепленых вин России, которые составил Роскачество. Большинство напитков получили высокую оценку — 4 балла из 5.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.