«Моя аудитория тоже в восторге от мухоморов!»
Владелица бренда керамики Ann Hazel Анна Рябова продает колдовские котлы, мухоморы и парадные кубки, которые пригодятся на обычной городской кухне .Анна — противница минимализма. Ее личный ответ моде на практицизм и лаконичность в быту — вещи, напоминающие экспонаты из лаборатории чародея. Она рассказала N, что нашлось немало людей, мечтающих, как и она сама, окружать себя уютными вещами.
А.Р.: — По задумке, моя керамика должна стать тем мостиком, что переносит тебя в волшебные миры. Тем осязаемым актом творчества, что содержит в себе детали, которые хочется рассматривать и трогать-трогать-трогать. И людям это нужно! Люди не только хвалят, но и готовы тратить приличные суммы. На ярмарках нередко покупают товаров на четыре-шесть тысяч в одни руки. Один из последних заказов в Москву обошелся девушке в 12 тысяч. С другой стороны, нельзя сказать о какой-то массовости — интерес к изделиям ручной работы растет постепенно.
N: — Мастерская — основная ваша работа?
А.Р.: — Было бы потрясающе, но сейчас это лишь дополнительный заработок, хобби. Очень хочется, чтобы моя мастерская стала делом всей моей жизни, но пока есть необходимость в основной работе — это цех по созданию керамической посуды, где мы реализовываем большие тиражи для ресторанов и кафе. И так будет еще, по крайней мере, до конца этого года.
N: — Ваше образование связано с керамикой?
А.Р.: — У меня вышел очень извилистый и интересный путь. Я была творческой девочкой, много рисовала, варила мыло, плела ловцы снов, лепила украшения из полимерной глины и собирала браслеты. Родители всегда поддерживали мои увлечения. Но думали, что я буду лингвистом. Потом думали, что программистом. А я взяла и поступила на факультет медиакоммуникаций в ДГТУ. Мне понравилась возможность «пощупать» сразу несколько сфер — дизайн, звукорежиссуру, фото, видеосъемку, создание сайтов и игр. Была мысль с подругами открыть студию 3D-печати после выпуска. Но на третьем курсе у меня появилась навязчивая идея — заняться гончарным делом. Я видела много вдохновляющих керамистов и желала делать что-то настолько же крутое. Появлялось все больше идей. В феврале 2020 года я записалась на курс, а в марте нас всех закрыли на карантин из-за пандемии. Летом удалось реализовать задуманное, а уже в августе у меня появился первый, самый дешевый круг, и я начала пробовать. Я сразу серьезно отнеслась к этому ремеслу — темой диплома стала разработка бренда, который я имею сейчас. По профессии я не проработала ни дня, сразу после защиты начала работать гончаром в одной ростовской мастерской и параллельно развивать свой собственный маленький магазинчик.
N: — Вы работаете одна?
А.Р.: — Именно с керамикой — да. Все, что есть в мастерской — моя работа от начала и до конца. Но у меня есть команда поддержки: моя мама и мой молодой человек. Они сопровождают меня на каждой ярмарке, помогают с транспортировкой, погрузками, сборами и даже продажами. Не будь у меня таких помощников — мне было бы очень и очень тяжело.
N: — Какие вложения потребовались? Когда можно будет говорить об окупаемости?
А.Р.: — Сейчас еще сложно говорить о состоявшемся бизнесе. Оборудование требует затрат. На текущий момент все приобретается при помощи семьи и моих собственных сбережений. Возможно, попробуем привлечь программы господдержки, но сперва нужно тщательно все изучить, особенно по части региональных программ и их нюансов. Летом у меня появилось помещение для своей мастерской, я приобрела потрясающий круг и свою собственную печку. Обустраивала мастерскую, заказывала стеллажи, стол, перевозила оборудование, а теперь готовлю множество новых изделий, которых раньше у меня не было, и разрабатываю свои собственные глазури для покрытия керамики. Процесс долгий, рецепт разработать не так просто, а еще нужно провести тесты насколько безопасно созданное покрытие для посуды. Помещение, конечно, хочется украсить подходящим мне стилистически декором и, возможно, перекрасить, но пока весь бюджет уходит на материалы и аренду. О привлечении инвесторов речи нет, поскольку это, в первую очередь, мой собственный проект, что-то, что носит отпечаток моего собственного мировоззрения и личности и превращать это в сугубо коммерческую историю я не хочу. Это авторское видение и мои собственные попытки через свое творчество поделиться своим теплом с миром.
N: — С какими сложностями приходилось сталкиваться?
А.Р.: — Я несколько лет работала с немецкими керамическими массами, и они очень мне полюбились, но сейчас цены выросли в два раза и достать их можно только через перекупщиков. Я взялась за тестирование масс отечественных производителей, заказала на пробу четыре разных вида и, прежде чем смогу начать делать посуду, проверяю, насколько приятно с ними работать, подружатся ли они с моими глазурями и подойдут ли они для производства посуды.
N: — Интерес к керамике растет?
А.Р.: — И очень заметно. Не только к изделиям. Появляется все больше предложений по мастер-классам, мероприятиям — людям нужны позитивные эмоции и новые впечатления, а разве может гончарное свидание и условный ресторан стоять на одном уровне по этим критериям? В моей мастерской тоже появились индивидуальные мастер-классы для тех, кто старше 11 лет.
N: — Как люди вас находят?
А.Р.: — Социальные сети, ярмарки и аренда полочки в магазине. Хорошо работает и сарафанное радио, его не стоит недооценивать.
N: — Где черпаете вдохновение?
А.Р.: — Я не ищу намеренно. У меня, в принципе, всегда идей гораздо больше, чем времени на их воплощение. И пока занимаюсь чем-то одним, в голове может появиться что-то другое. Помогает просто обращать внимание на все вокруг — природу, фильмы, игры, музыку, да тот же Pinterest. Можно смотреть работы других мастеров и на их основе генерировать что-то новое, это не запрещено. Главное, не заниматься плагиатом, и это та причина, по которой я не берусь повторять чужие работы на заказ.
N: — Вы работаете на заказ?
А.Р.: — Не люблю. Это большой стресс, дедлайны, правки, страх того, что изделие на каком-то этапе треснет... Нет, мне спокойнее работать в формате выпуска готовых изделий раз в какое-то время. Тем более что мои идеи многим нравятся. Моя аудитория тоже в восторге от мухоморов! Изделия с ними разбирают с фантастической скоростью, недавнюю партию я даже не смогла выложить в соцсетях, так как на ярмарке сразу все разобрали. Хотя и среди заказов были настоящие приключения. Самое интересное — клубочница «Леший». Такая миска для пряжи. Снаружи миски было лицо, древесная фактура, грибы, мох, а в носу у лешего дырочки, через которые можно было бы протягивать кончик пряжи.
N: — Ваши изделия — это только про волшебство или еще про эргономику и практичность?
А.Р.: — Есть более практичные, а есть менее. К кружкам с мухоморными ручками нужно привыкнуть. Но эффектность того стоит! А кружки-котелки имеют не только более стандартную по форме ручку, так еще и ямочку под большой палец. Востребован большой объем. Пока многие керамисты делают кружки по 200-350 мл, у меня можно найти объемы 500+, и любители не ходить по сто раз доливать чай выбирают меня. Еще радует надежность моей керамики. Одна девушка говорила, что мой котелок и тарелка уже неоднократно падали с большой высоты и абсолютно целенькие. А жена одного мужчины, который покупал у меня кружку на ярмарке, шутя говорила, что он даже ванну принимает с моей кружкой. Думаю, можно смело сказать, что моя керамика доказала свою практичность.
N: — В последнее время можно заметить рост предложений от мастерских. С чем это связано?
А.Р.: — Мне кажется, все переплетено. Многие мастера стали выходить из тени, достать изделия каких-то мастеров из других стран становится еще более сложной задачей. Люди просто стали больше тянуться к творчеству. Многие уходят с работы в офисах и выбирают ремесло. И я их понимаю. Я с детства считала, что самым печальным сценарием для меня будет скучная работа за компьютером. Поэтому я очень рада, что смогла прийти к тому, что имею сейчас