г. Ростов-на-Дону
20 февраля 2025 23:48:05
90.43
94.08

«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»

Изделия мастерской Марии Шаровой — от недорогих детских оберегов до эксклюзива стоимостью в несколько тысяч рублей — представлены на маркетплейсах и этнофестивалях. Историк и мастер лемпворка Мария Шарова сделала из исторического украшения модный аксессуар. Продажи достигают ста штук в день. С недавнего времени реплики стеклянных бусин, найденных археологами, можно купить и в Азовском музее-заповеднике.
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»

N: — Договор с Азовским музеем-заповедником можно считать этапом развития розничной продажи ваших украшений?

М.Ш.: — В первую очередь этапом личной исторической реконструкции. Как и много веков назад, стеклянные бусины из Крыма едут на север, раскатываются по городам. Конечно же, они просто обязаны быть и в Азове! Одна из главных моих идей — познакомить через стеклянные бусы с историей костюма и быта, заинтересовать детей и взрослых изучением истории. Поэтому сотрудничество с музеями, где посетители видят эти бусины в витринах, а затем могут купить и унести домой достоверные реплики, меня очень привлекает. Также я участвую в музейных мероприятиях, где можно показать технологию производства бусин вживую. За несколько лет бусины появлялись в 22 музеях, в том числе, в Государственном историческом музее на Красной площади.

N: — Хобби переросло в профессию?

М.Ш.: — Прямо сейчас перерастает. Хобби — это то, что нравится. Я люблю работать со стеклом, проводить мастер-классы, а то, что за это платят, — приятное дополнение. Но сейчас я еще и руководитель мастерской, и доход для меня — не только мои личные потребности, но и развитие и потребности моей команды. В хобби никому ничего не должен, кроме того что получаешь удовольствие. А работа приносит обязательства — перед коллегами, перед заказчиками. Я могу в какой-то момент прийти в мастерскую и что-то делать в удовольствие, неделю потратить на изобретение украшения по вдохновению. Принесет мне это доход? Возможно, но не факт. Это не бизнес-план, это прихоть мастера. Я пытаюсь оберегать это ощущение, удовольствие от экспериментов, создания нового. Без художника не будет мастерской. С другой стороны, у меня есть четкие планы, бухгалтерия, аренда, каталог изделий, план по изготовлению бусин, бизнес-встречи, идеи по расширению мастерской, вложениям в дальнейшее развитие. Иногда бывает тяжело заниматься всем сразу. Но здесь выручают люди и отношения с ними. Самое главное для меня — это взаимопонимание и дружба. Находить общие цели и быть полезными друг другу. Такие отношения я выстраиваю и внутри мастерской, и с музеями, со всеми, с кем мне по пути.

N: — Почему именно бусины?

М.Ш.: — Сначала были уроки истории, которые наша учитель Елена Феофановна очень увлекательно вела. Так я поступила на исторический факультет Кемеровского государственного университета. Потом познакомилась с ролевиками и реконструкторами, которые делают предметы одежды и быта в точном соответствии с историческими образцами, попутно возрождая этнографию. Тема моего диплома — «Одежда Новгорода, IX-XII век», и я хотела сделать для себя полный комплект горожанки. А бусы — обязательный элемент. Старшие коллеги недоумевали, зачем я в Сибири занялась изучением Новгорода. А судьба сложилась так, что я переехала в Севастополь, буквально под стены того самого Херсонеса, из которого бусины и разъезжались по всей Руси.

N: — Какие вложения потребовались?

М.Ш.: — Мое хобби сразу стало дорогим. Я откладывала с зарплаты, покупала постепенно. Были куплены кислородный концентратор, баллон, стекла, горелка и вентиляция, плюс мелкий инструмент — в итоге около 100 тысяч рублей. Научившись работать с горелкой, я быстро научилась и технологии тысячелетней давности, с использованием глиняного горна, кузнечных мехов и древесного угля, где температура может быть 800-1000 градусов. Но это для фестивалей на свежем воздухе. Сейчас, как ни удивительно, часть оборудования стала заметно дешевле. Концентратор я покупала за 40 тысяч, а сейчас можно найти за 15. Выбор горелок тоже увеличился. А вот импортное стекло заметно подорожало. Когда мастерская обрела четкие формы, появилась возможность прибыль вкладывать в расширение. Одеяло из минеральной ваты я заменила на муфельную печь за 50 тысяч, модификация под лампворк обошлась в 15 тысяч. Далее вложения именно для развития бизнес-направления — небольшие, но регулярные. Это качественные фурнитура и упаковка. К примеру, для музеев у нас специальное оформление с информационным вкладышем, с тематическим дизайном. Оказалось, что упаковка — отдельное искусство!

N: — Как удается конкурировать с массовыми китайскими сувенирами?

М.Ш.: — Объемами и ценой — невозможно. Но можно историей. Сейчас для туриста уже важно не просто привезти магнитик, а чтобы эта вещь была связана с местом приобретения, чтобы она была сделана со смыслом. Успех во многом зависит от сувенирной лавки. Были примеры, когда просто год пролежали бусины без внимания. В других — сотрудник сам заинтересован предложить стоящий сувенир ручной работы, реплику археологической находки. Рассказать историю, что вот такую бусину вы видели в таком-то зале, в витрине. Тогда будут продажи. На маркетплейсах много информации не воспринимается, но там рядом выложены фабричные образцы, и сразу видно разницу.

N: — Сколько люди тратят на стеклянные бусы?

М.Ш.: — В прошлом году средний ценник был около 500 рублей. Цены на лето еще не сформировались. Границы очень широкие — небольшая бусинка для детского оберега стоит меньше 100 рублей, а есть сложнейшие эксклюзивы до трех тысяч, и их тоже покупают. В музеях это коллекции, готовые украшения. На маркетплейсах еще наборы для самостоятельной сборки.

N: — Какое направление работы мастерской — самое любимое?

М.Ш.: — Изначально — каждое. Мне нравится сидеть в мастерской, воссоздавать исторический образец или придумывать что-то свое. Мне нравится проводить мастер-классы, приезжать на фестивали, показывать ремесло, вести группы в соцсетях с рассказами об истории и интересных археологических находках. Главное — все чередовать, не выдыхаться. Прямо сейчас я хочу заниматься новыми направлениями — научиться делать бусины со сложными муринами (технология, при которой мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов — мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры. — N). Хочу освоить технику создания мурин с лицами, такие бусины находили археологи. Хочу научиться делать медузок в стекле. Каждое направление очень важно для развития мастерской. К счастью, у меня есть замечательная команда, которая горит фестивалями: ехать, показывать, общаться. Благодаря им я стала руководителем наших маленьких экспедиций на мероприятия, получила новую должность директора для разнообразия своей деятельности.

N: — Уже можно говорить о состоявшемся личном бренде?

М.Ш.: — Скорее нет, я его пока не ощущаю. Хотя есть торговое наименование, узнаваемость, фирменный стиль, определенная известность. Когда кто-то ко мне обращается, с вопросом или коммерческим предложением, я каждый раз приятно удивляюсь. Для меня важнее то, что люди будут узнавать историю по моим бусинам, а не меня.

N: — Насколько быстро растет мастерская?

М.Ш.: — Очень активно, я не успеваю осознать, а нам уже нужно что-то расширять, у нас новые заказы. Продажи зависят от сезона, от фестиваля, но уже сейчас это в среднем по 100 бусин в день. И главное — есть кому эти заказы делать, приходят люди, увлекаются, повышают мастерство, расширяют наш совместный горизонт. История моих бусин основана не на бизнесе, не на прибыли здесь и сейчас. Это именно жизнь мастерской, которая растет, вовлекает новых людей, плодоносит идеями. Результат, который я хочу видеть, — это не конкретные цифры, а люди, которые продолжат мое дело — возрождение элементов античной моды, возрождение и продолжение истории бусинок. Чтобы история стекла имела продолжение, а прошлое стеклянных бусин сохранилось и стало известным каждому человеку. Пусть банально, но лишь зная свое прошлое, мы можем уверенно создавать будущее. И бизнес здесь лишь только инструмент.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Программист по профессии и мастер кольчужного плетения по призванию Вера Кулешова создает уникальные украшения и мечтает сделать из средневекового ремесла прибыльный бизнес. Сегодня украшения Веры Кулешовой предлагают пять ростовских магазинов, при этом целевая аудитория разнится от неформалов и творческих людей до модниц, следящих за свежими трендами.
Новые компании
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Юлия Попова окончила экономический факультет с красным дипломом, но по специальности работать не стала. На 4-м курсе она увлеклась рукоделием и решила превратить хобби в бизнес, открыв собственную мастерскую украшений. N поговорил с начинающей предпринимательницей о том, как без специальных знаний и знакомств в ювелирной сфере начать и раскрутить дело с нуля.
Просмотров: 308

Справка

Сувениры в Азовском музее

В Азовском музее-заповеднике много лет развивается направление оригинальных сувениров и реплик археологических предметов. Первый директор музея Анатолий Горбенко рассказывал N (см. N, № 7 (1215)), что выручка с продаж при таком подходе в 10 раз превышала аналогичный показатель других музеев региона. Специалист по связям с общественностью Азовского музея-заповедника Лариса Мазурчик сообщила, что музей всегда проявляет интерес к новым ремесленникам: «Такие сувениры пользуются большим спросом у посетителей музея, как местных жителей, так и приезжих туристов. Сейчас в сувенирной лавке представлена продукция 21 мастера: это изделия из керамики, дерева, стекла — матрешки, народные детские игрушки, посуда, украшения и др. Мастера в основном из Ростовской области, а также из Краснодарского края, Москвы, Крыма».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Конкурсный управляющий ООО «Новочеркасский рыбокомбинат» (ООО «НРК») планирует провести торги по продаже имущества предприятия осенью этого года, а до этого времени собирается сдать 4,23 тыс га пашни предприятия-банкрота в аренду.
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
«Агросоюз Юг Руси», входящий в ГК «Юг Руси», приобрел землю под Ростовским ипподромом (26,46 га) в 2005 году за 44,4 млн рублей, выяснил N. К моменту ее продажи в 2024 году она выросла в цене в 178,7 раза, за этот же период грамм золота (самый доходный объект инвестирования) подорожал в цене всего в 17,2 раза.
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Зарегистрированный в Ростове агропромышленный холдинг «Степь» и общественная организация «Российские студенческие отряды» (РСО) подписали соглашение о сотрудничестве. Партнеры намерены совместно работать над развитием карьеры молодых специалистов. Увеличится число студентов, которые смогут получить первый профессиональный опыт на предприятиях «Степи».
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Изменилась структура собственников ООО «Бетсити», которое контролирует одну из крупнейших ростовских компаний «Фортуна», управляющую сетью букмекерских контор «Бетсити».