г. Ростов-на-Дону
08 ноября 2025 07:11:26
81.23
93.84

«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»

Изделия мастерской Марии Шаровой — от недорогих детских оберегов до эксклюзива стоимостью в несколько тысяч рублей — представлены на маркетплейсах и этнофестивалях. Историк и мастер лемпворка Мария Шарова сделала из исторического украшения модный аксессуар. Продажи достигают ста штук в день. С недавнего времени реплики стеклянных бусин, найденных археологами, можно купить и в Азовском музее-заповеднике.

N: — Договор с Азовским музеем-заповедником можно считать этапом развития розничной продажи ваших украшений?

М.Ш.: — В первую очередь этапом личной исторической реконструкции. Как и много веков назад, стеклянные бусины из Крыма едут на север, раскатываются по городам. Конечно же, они просто обязаны быть и в Азове! Одна из главных моих идей — познакомить через стеклянные бусы с историей костюма и быта, заинтересовать детей и взрослых изучением истории. Поэтому сотрудничество с музеями, где посетители видят эти бусины в витринах, а затем могут купить и унести домой достоверные реплики, меня очень привлекает. Также я участвую в музейных мероприятиях, где можно показать технологию производства бусин вживую. За несколько лет бусины появлялись в 22 музеях, в том числе, в Государственном историческом музее на Красной площади.

N: — Хобби переросло в профессию?

М.Ш.: — Прямо сейчас перерастает. Хобби — это то, что нравится. Я люблю работать со стеклом, проводить мастер-классы, а то, что за это платят, — приятное дополнение. Но сейчас я еще и руководитель мастерской, и доход для меня — не только мои личные потребности, но и развитие и потребности моей команды. В хобби никому ничего не должен, кроме того что получаешь удовольствие. А работа приносит обязательства — перед коллегами, перед заказчиками. Я могу в какой-то момент прийти в мастерскую и что-то делать в удовольствие, неделю потратить на изобретение украшения по вдохновению. Принесет мне это доход? Возможно, но не факт. Это не бизнес-план, это прихоть мастера. Я пытаюсь оберегать это ощущение, удовольствие от экспериментов, создания нового. Без художника не будет мастерской. С другой стороны, у меня есть четкие планы, бухгалтерия, аренда, каталог изделий, план по изготовлению бусин, бизнес-встречи, идеи по расширению мастерской, вложениям в дальнейшее развитие. Иногда бывает тяжело заниматься всем сразу. Но здесь выручают люди и отношения с ними. Самое главное для меня — это взаимопонимание и дружба. Находить общие цели и быть полезными друг другу. Такие отношения я выстраиваю и внутри мастерской, и с музеями, со всеми, с кем мне по пути.

N: — Почему именно бусины?

М.Ш.: — Сначала были уроки истории, которые наша учитель Елена Феофановна очень увлекательно вела. Так я поступила на исторический факультет Кемеровского государственного университета. Потом познакомилась с ролевиками и реконструкторами, которые делают предметы одежды и быта в точном соответствии с историческими образцами, попутно возрождая этнографию. Тема моего диплома — «Одежда Новгорода, IX-XII век», и я хотела сделать для себя полный комплект горожанки. А бусы — обязательный элемент. Старшие коллеги недоумевали, зачем я в Сибири занялась изучением Новгорода. А судьба сложилась так, что я переехала в Севастополь, буквально под стены того самого Херсонеса, из которого бусины и разъезжались по всей Руси.

N: — Какие вложения потребовались?

М.Ш.: — Мое хобби сразу стало дорогим. Я откладывала с зарплаты, покупала постепенно. Были куплены кислородный концентратор, баллон, стекла, горелка и вентиляция, плюс мелкий инструмент — в итоге около 100 тысяч рублей. Научившись работать с горелкой, я быстро научилась и технологии тысячелетней давности, с использованием глиняного горна, кузнечных мехов и древесного угля, где температура может быть 800-1000 градусов. Но это для фестивалей на свежем воздухе. Сейчас, как ни удивительно, часть оборудования стала заметно дешевле. Концентратор я покупала за 40 тысяч, а сейчас можно найти за 15. Выбор горелок тоже увеличился. А вот импортное стекло заметно подорожало. Когда мастерская обрела четкие формы, появилась возможность прибыль вкладывать в расширение. Одеяло из минеральной ваты я заменила на муфельную печь за 50 тысяч, модификация под лампворк обошлась в 15 тысяч. Далее вложения именно для развития бизнес-направления — небольшие, но регулярные. Это качественные фурнитура и упаковка. К примеру, для музеев у нас специальное оформление с информационным вкладышем, с тематическим дизайном. Оказалось, что упаковка — отдельное искусство!

N: — Как удается конкурировать с массовыми китайскими сувенирами?

М.Ш.: — Объемами и ценой — невозможно. Но можно историей. Сейчас для туриста уже важно не просто привезти магнитик, а чтобы эта вещь была связана с местом приобретения, чтобы она была сделана со смыслом. Успех во многом зависит от сувенирной лавки. Были примеры, когда просто год пролежали бусины без внимания. В других — сотрудник сам заинтересован предложить стоящий сувенир ручной работы, реплику археологической находки. Рассказать историю, что вот такую бусину вы видели в таком-то зале, в витрине. Тогда будут продажи. На маркетплейсах много информации не воспринимается, но там рядом выложены фабричные образцы, и сразу видно разницу.

N: — Сколько люди тратят на стеклянные бусы?

М.Ш.: — В прошлом году средний ценник был около 500 рублей. Цены на лето еще не сформировались. Границы очень широкие — небольшая бусинка для детского оберега стоит меньше 100 рублей, а есть сложнейшие эксклюзивы до трех тысяч, и их тоже покупают. В музеях это коллекции, готовые украшения. На маркетплейсах еще наборы для самостоятельной сборки.

N: — Какое направление работы мастерской — самое любимое?

М.Ш.: — Изначально — каждое. Мне нравится сидеть в мастерской, воссоздавать исторический образец или придумывать что-то свое. Мне нравится проводить мастер-классы, приезжать на фестивали, показывать ремесло, вести группы в соцсетях с рассказами об истории и интересных археологических находках. Главное — все чередовать, не выдыхаться. Прямо сейчас я хочу заниматься новыми направлениями — научиться делать бусины со сложными муринами (технология, при которой мозаичные изделия собираются из маленьких стеклянных фрагментов — мурин, а потом сплавляются вместе под действием высокой температуры. — N). Хочу освоить технику создания мурин с лицами, такие бусины находили археологи. Хочу научиться делать медузок в стекле. Каждое направление очень важно для развития мастерской. К счастью, у меня есть замечательная команда, которая горит фестивалями: ехать, показывать, общаться. Благодаря им я стала руководителем наших маленьких экспедиций на мероприятия, получила новую должность директора для разнообразия своей деятельности.

N: — Уже можно говорить о состоявшемся личном бренде?

М.Ш.: — Скорее нет, я его пока не ощущаю. Хотя есть торговое наименование, узнаваемость, фирменный стиль, определенная известность. Когда кто-то ко мне обращается, с вопросом или коммерческим предложением, я каждый раз приятно удивляюсь. Для меня важнее то, что люди будут узнавать историю по моим бусинам, а не меня.

N: — Насколько быстро растет мастерская?

М.Ш.: — Очень активно, я не успеваю осознать, а нам уже нужно что-то расширять, у нас новые заказы. Продажи зависят от сезона, от фестиваля, но уже сейчас это в среднем по 100 бусин в день. И главное — есть кому эти заказы делать, приходят люди, увлекаются, повышают мастерство, расширяют наш совместный горизонт. История моих бусин основана не на бизнесе, не на прибыли здесь и сейчас. Это именно жизнь мастерской, которая растет, вовлекает новых людей, плодоносит идеями. Результат, который я хочу видеть, — это не конкретные цифры, а люди, которые продолжат мое дело — возрождение элементов античной моды, возрождение и продолжение истории бусинок. Чтобы история стекла имела продолжение, а прошлое стеклянных бусин сохранилось и стало известным каждому человеку. Пусть банально, но лишь зная свое прошлое, мы можем уверенно создавать будущее. И бизнес здесь лишь только инструмент.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
В городе
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Программист по профессии и мастер кольчужного плетения по призванию Вера Кулешова создает уникальные украшения и мечтает сделать из средневекового ремесла прибыльный бизнес. Сегодня украшения Веры Кулешовой предлагают пять ростовских магазинов, при этом целевая аудитория разнится от неформалов и творческих людей до модниц, следящих за свежими трендами.
Новые компании
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Юлия Попова окончила экономический факультет с красным дипломом, но по специальности работать не стала. На 4-м курсе она увлеклась рукоделием и решила превратить хобби в бизнес, открыв собственную мастерскую украшений. N поговорил с начинающей предпринимательницей о том, как без специальных знаний и знакомств в ювелирной сфере начать и раскрутить дело с нуля.
Просмотров: 2905

Справка

Сувениры в Азовском музее

В Азовском музее-заповеднике много лет развивается направление оригинальных сувениров и реплик археологических предметов. Первый директор музея Анатолий Горбенко рассказывал N (см. N, № 7 (1215)), что выручка с продаж при таком подходе в 10 раз превышала аналогичный показатель других музеев региона. Специалист по связям с общественностью Азовского музея-заповедника Лариса Мазурчик сообщила, что музей всегда проявляет интерес к новым ремесленникам: «Такие сувениры пользуются большим спросом у посетителей музея, как местных жителей, так и приезжих туристов. Сейчас в сувенирной лавке представлена продукция 21 мастера: это изделия из керамики, дерева, стекла — матрешки, народные детские игрушки, посуда, украшения и др. Мастера в основном из Ростовской области, а также из Краснодарского края, Москвы, Крыма».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
На винодельне «Вина Арпачина» заработала первая очередь гостиницы. Винодел Юрий Малик запустил на винодельне «Вина Арпачина» гостиничные номера в высоком ценовом сегменте. У нескольких региональных винзаводов уже есть собственный номерной фонд, однако эти варианты размещения в разы дешевле. Участники рынка и эксперты говорят о перспективности винного туризма и незанятости ниши. Единственным прямым конкурентом, по их словам, может стать винодельня в х. Старозолотовском, которая готовится к запуску в следующем году.
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
Компания «Аква-Юг», входящая в торгово-производственную группу «XXI век», наладит на недавно приобретенном ликеро-водочном заводе «Стандартъ» в Нижегородской области производство безалкогольных напитков под марками Cola Origin, Lemon Strike и др. Для этого на предприятии установят новое оборудование. Пока завод выпускает алкогольную продукцию, будет ли сохранено это производство, новый собственник еще не решил.
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
С 1 ноября красное и белое вино винодельческого хозяйства «Эльбузд» из Ростовской области продается в вагонах-бистро двух поездов. Первый — «Тихий Дон», который следует по маршруту Ростов — Москва. Второй — «Премиум». Он работает на линии Анапа — Москва, идет через Ростов.
Практика бизнеса
«Люди будут узнавать по моим бусинам историю, а не меня»
В свежий рейтинг «TOP-100 wines» журнала «Форбс» вошли 3 вина, произведенных в Ростовской области от трех производителей — Vinabani, завода «Цимлянские вина» и «Винодельни Ведерниковъ» (входит в ГК «Абрау Дюрсо»). Вино семейной винодельни Vinabani Юрия Химичева попало в рейтинг впервые.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.