Консервам не хватает оборотных средств
ООО «Донской консервный завод» (ДКЗ), известное продукцией под ТМ «ХозяинЪ», ищет инвестора, который выкупит часть предприятия. Цена всего бизнеса — 160 млн рублей. Компании нужны средства на закупку сырья, а ставки по кредитам слишком высоки.
На сайте www.beboss.ru появилось объявление о продаже доли (вплоть до 100%) действующего ростовского завода по производству плодоовощных консервов за 160 млн рублей. Возраст бизнеса — 17 лет, выручка предприятия за год составляет около 500 млн руб. Кроме того, указано, что завод владеет собственной торговой маркой, а сбыт продукции налажен в 20 регионах РФ. Примерно такие же параметры присущи крупнейшему донскому производителю в этой сфере — ООО «Донской консервный завод», известному продукцией под ТМ «ХозяинЪ».
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка компании без НДС в 2014 году составила почти 423,4 млн рублей, чистая прибыль — 5 млн рублей. Наилучших результатов ей удалось добиться в 2012 году с выручкой 875,74 млн рублей. Сейчас компания, возглавляемая Андреем Волковым, на 100% принадлежит ООО «Участник», находящемуся в собственности ООО «ХозяинЪ» (91%) и Андрея Волкова (9%). В свою очередь ООО «ХозяинЪ» — стопроцентная собственность Анны Волковой.
— Мы не продаем предприятие, а ищем финансового партнера, — заявила N замдиректора ООО «Донской консервный завод» Анна Волкова. — Сейчас, хотя спрос на отечественные консервы возрос, возможностей эффективного ведения бизнеса становится все меньше. Одна из причин — ограничение доступа к кредитным ресурсам, высокие процентные ставки. Например, мы кредитуемся в Россельхозбанке под 24% годовых. В то же время наш бизнес перспективный, рентабельность по чистой прибыли составляет 30–40%. Мы работаем более 17 лет, производим качественную и вкусную продукцию. Хотим и дальше этим заниматься, но для ведения текущей деятельности нам нужен партнер. Например, сейчас, в сезон плодоношения, нам нужно аккумулировать оборотные средства, чтобы произвести достаточный объем продукции на весь производственный год — до мая 2017 года. Объявление о продаже бизнеса — это упрощенная форма поиска инвестора. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с несколькими компаниями, рассматриваем разные формы участия в нашей деятельности.
По словам Анны Волковой, выручка компании без НДС в 2015 году составила 350 млн рублей.
— Переработчики овощей столкнулись в этом году с 20–30-процентным падением продаж к аналогичному периоду прошлого года, но наша компания выросла более чем в 2 раза, — рассказал N Арам Сафарян, заместитель гендиректора ООО «Азия» (занимается заготовкой и засолкой овощей). — Плодоовощные консервы — это товар не первой необходимости, поэтому на нем экономят. К тому же на рынке переработки наблюдается высокая конкуренция. Однако в среднесрочной перспективе (2–5 лет) этот рынок остается наиболее перспективным в отрасли, поскольку все меньше людей занимаются домашним консервированием.
— В связи с введением продуктовых санкций у российских консервных заводов появился уникальный шанс занять освободившуюся нишу, чем они с успехом и воспользовались, — считает Алексей Сергеев, директор департамента оценки и консультационных услуг Swiss Appraisal в России и СНГ. — Общая экономическая ситуация в стране несколько изменила спрос на консервированные продукты в сторону увеличения. В связи с сокращением доходов населения некоторые категории граждан отказываются от свежих продуктов питания в пользу консервированных.
В итоге за последние два года рост выручки консервных заводов составил около 20–25%. Это очень внушительный рост, и на данный момент не видно предпосылок для его снижения. При этом рентабельность по чистой прибыли консервных заводов традиционно не очень высока и составляет около 1,5–2,5%. Сложившаяся ситуация делает данную отрасль привлекательной для потенциальных инвесторов, однако нивелирующим фактором выступает сложная экономическая ситуация в стране, поэтому глобальных сделок на данном рынке в ближайшее время ожидать не стоит.