«Когда ушли Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, мы заметно подросли»
Уход зарубежных брендов одежды с рынка спровоцировал интерес российских производителей к размещению на торговых офлайн-площадках. Появилась возможность передела рынка, говорит Николай Константинов, управляющий универмагом «Телеграф», расположенным в «Галерее Астор».
Универмаг «Телеграф» фиксирует рост заявок на размещение российских брендов одежды. За последнее время площадка заключила договоры о сотрудничестве с двумя отечественными производителями. В ближайшее время планируется подписать документы еще с четырьмя партнерами. Российские бренды сейчас видят перспективы для роста и надеются, что покупатель обратит на них внимание. Правда, быстро заменить зарубежный масс-маркет в том объеме, который он продавал, быстро не получится, говорит Николай Константинов. Отечественная текстильная промышленность находится в упадочном состоянии. Производители вынуждены покупать материалы для пошива в Турции или Китае и сейчас опасаются проблем с логистикой.
N: — Зарубежные компании массово приостанавливают работу на российском рынке. Много ли брендов ушло из «Телеграфа» за последние две недели?
Н.К.: — Никто не ушел. У нас представлены в основном отечественные бренды. Мы сейчас наблюдаем усиленный спрос на площадку со стороны российских производителей одежды, обуви и аксессуаров. Подписали договор с брендом Sodamoda, который владеет федеральной сетью одноименных магазинов, и с известным российским брендом Alena Akhmadullina dreams. Они заходят в «Телеграф» уже на этой неделе. Каждый день мы получаем по 1-2 заявки от разных производителей. Всех не можем принять из-за ограниченной площади — 1700 метров. Почти все места в универмаге заняты. В ближайший месяц мы планируем пересмотреть площади резидентов, которые показывают слабую динамику продаж, и подписать договоры реализации еще с четырьмя партнерами.
N: — Усиление спроса со стороны российских брендов спровоцировано уходом крупных международных компаний с рынка?
Н.К.: — Да, наши компании понимают, что эта волна дает перспективы большого роста, они хотят и готовы развиваться. Возврат зарубежных брендов будет происходить медленно, не за один день. Появилась возможность перераспределения рынка.
Альтернативы остается немного, поэтому покупатели, которые раньше выбирали зарубежный масс-маркет и middle-сегмент, обратят внимание на российских дизайнеров. Отечественные бренды зачастую не выбирали по причине специфического стереотипного отношения к ним. Из-за отсутствия личного опыта покупок одежды российских марок у многих покупателей остается недоверие. Сейчас у клиентов появится возможность попробовать и оценить уровень российских брендов и в дальнейшем переключиться на них.
N: — Есть ли у российских производителей мощности, чтобы быстро масштабироваться?
Н.К.: — Есть, но не у всех. В таком объеме, как продавали Zara, Bershka, H&M, мы быстро не сможем начать производить. Заменить их российскими дизайнерами в кратчайшие сроки не получится, на это нужно время. Отечественная текстильная промышленность сейчас находится в упадочном состоянии, ее нужно возрождать. У нас есть производство одежды, но нет производства ткани и фурнитуры. Все вынуждены покупать сырье за рубежом, в основном в Турции или Китае. Многие зависят от этих поставок — это общая проблема для отечественных производителей одежды.
Есть бренды, которые часть товара производят на российских фабриках, часть отшивают в Китае. Сейчас все опасаются проблем с логистикой и задержками поставок.
Расчет с зарубежными поставщиками производится в долларах. Из-за скачков курса невозможно зафиксировать цены. Вчера доллар 105 рублей, сегодня 120. Эта разница очень ощутима. В рублях российские производители ежедневно теряют большие деньги.
N: — Сказалось ли уже это на поставках одежды в универмаг и на ценах?
Н.К.: — Цены пока не поднялись, но это вопрос времени. Я предполагаю, они вырастут на 30-40% из-за скачков доллара, повышения стоимости логистики и материалов.
Проблемы с поставками сырья существенны, но пока не критичны. Весеннюю коллекцию готовят заранее — в декабре-феврале. Большинство брендов успели привезти материал и отшить одежду, поэтому с ассортиментом на весну и лето проблем не будет. Новая коллекция уже пришла в универмаг в большом объеме и продолжает поступать, мы готовы одевать ростовчан. Если у кого-то возникнут проблемы с логистикой, мы сможем компенсировать этот пробел на площадке за счет других брендов, у которых нет проблем с поставками. Сейчас в «Телеграфе» около 65 партнеров.
Стоит вопрос, что будет с сезоном «осень-зима». Все в подвешенном состоянии. Непонятно, в каком объеме заказывать сырье, на какие деньги, по какому курсу расплачиваться, через какие логистические цепочки привозить материал и товар.
N: — В каком состоянии в целом находятся российские производители одежды последние несколько лет?
Н.К.: — Они на подъеме с 2014 года и заметно шагнули вперед. Помимо «Телеграфа» в Ростове я управляю московским универмагом «Телеграф» в Сокольниках и веду еще несколько крупных торговых проектов, специализирующихся на продажах товаров российских производителей. Несмотря на инфляцию, в столице идет ежегодный стабильный рост по объему продаж и финансовым показателям, от года к году примерно +25-30%. Пандемия и закрытие некоторых стран в 2020 году также поспособствовали этому росту.
Многие российские дизайнерские бренды выпускают вещи намного качественнее, чем некоторый зарубежный масс-маркет за эти же деньги. У нас огромное количество сильных компаний, которые сами разрабатывают лекала и сами производят одежду. Это Gate 31, Alena Akhamdullina, Katya Erokhina, Solo U. Ребята стараются и точно делают не по принципу «скопировали у кого-то и сшили».
N: — Как бы вы посоветовали сейчас развиваться российским брендам? Сконцентрироваться на онлайн-продажах или открывать офлайн-магазины?
Н.К.: — Я думаю, стратегия должна быть гибридной. Во-первых, не поддаваться истерии и все тщательно просчитывать, не бежать сломя голову занимать площади торговых центров. Пока непонятно, что будет с трафиком в больших ТЦ, учитывая количество брендов, которые там остаются работать. Если все-таки решились на открытие офлайн-магазина, трезво оцените ресурсы.
Онлайн-продажи и реклама в интернете в текущих условиях ограничений в «Фейсбуке», «Инстаграме» (запрещены в РФ, компания-владелец «Мета» признана в РФ экстремистской организацией ) и «ТикТоке» могут стать невозможными. Уже сейчас это не такой качественный ресурс, как несколько недель назад. Направление онлайн-продаж непременно стоит развивать, но при этом детально просчитывать риски с учетом ежедневно меняющейся реальности.
Я бы, конечно, предложил рассмотреть возможность размещения в универмагах, где нет регулярных расходов, или выход на российские маркетплейсы. Если не поддаваться панике и грамотно просчитать риски, то есть возможность вырасти.
N: — Насколько для крупных ТРЦ, на ваш взгляд, ощутим уход иностранных брендов?
Н.К.: — Очень ощутим. Зарубежный масс-маркет во многих ТЦ составляет более 50% рынка. Возвращение будет небыстрым. Оно произойдет только после стабилизации острой ситуации в мире, логистических цепочек и курса доллара. Это точно вопрос не одного месяца. Условия оплаты аренды площадей, которые большинство компаний хотят оставить за собой, зависят от каждого конкретного договора. В нем должно быть прописано, есть ли у бренда возможность просто так закрыть двери и не работать.
В текущих условиях быстро найти арендаторов на такие площади практически невозможно. Передел рынка может произойти и в пользу азиатских, турецких и китайских брендов, но в условиях, когда мир недружелюбно к нам настроен, это тоже нелегко. Сегодня перед торговыми центрами стоит большой вопрос: что делать дальше.
N: — А насколько российский потребитель зависит от зарубежных компаний, в частности таких крупных, как Zara, H&M, Mango, Bershka?
Н.К.: — Морально и психологически сильно зависит, потому что это недорогие и быстрые покупки. Известный факт — вещи в этих магазинах среднего или невысокого качества, но молодые люди любят их, потому что за сравнительно небольшие деньги, 3-4 тысячи рублей, могут купить там модную одежду из последних мировых трендов.
N: — Как за последнее время изменились поток покупателей в «Телеграфе» и спрос на одежду?
Н.К.: — На минувших выходных, когда ушли Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius, мы заметно подросли в продажах. В период пандемии, особенно после введения QR-кодов, огромное количество людей перестало ходить в торговые центры, и мы это почувствовали на себе. Последнее время фиксировали падение посещаемости. Сейчас на фоне закрывающегося масс-маркета начался серьезный рост. Продажи в последние дни увеличились, трафик и конверсия также пошли вверх на 30%. Есть небольшая волна истерии, люди пока не понимают, что будет завтра, и целенаправленно идут покупать, боятся роста цен и пытаются успеть обновить гардероб.
N: — Изменились ли условия размещения на площадке «Телеграфа» в связи с текущей ситуацией?
Н.К.: — Нет, мы всегда лояльны к партнерам и не создаем сложностей. У нас нет прямой аренды и ежемесячных фиксированных платежей, бренд не несет расходов на вход. Работаем по договору реализации. Если понимаем, что ассортимент, который предлагает производитель, нам нужен, то договариваемся о поставке и размещаем. Партнеры привозят нам товар, мы его реализуем и берем процент от оборота. Вход на площадку простой и быстрый.
N: — Как вы относитесь к предложениям национализировать имущество ушедших компаний?
Н.К.: — Мне сложно сказать, я не политик. Идет большая игра, непонятно, какими будут последствия этих мер. Чисто технически использовать оборудование магазинов, наверное, возможно, но там огромные площади, у нас нет такого количества профессиональных брендов, которые могли бы занять и обеспечивать товаром десятки тысяч освободившихся квадратных метров.
N: — Какой поддержки от властей сейчас ждете?
Н.К.: — От малого до большого — уменьшение налоговой нагрузки, отказ от маркировки товара хотя бы на год. Необходимо возрождение производства ткани и сырья для пошива, потому что все бренды зависят от поставок. Если на государственном уровне будет принято решение о развитии текстильных производств, мы перестанем зависеть от Китая и Турции. Тогда можно говорить про светлое будущее и реальное импортозамещение. Если начать сейчас, лет через 5 мы сможем производить все внутри страны.
Справка
Универмаг «Телеграф» открылся в 2019 году в Ростове-на-Дону. Занимает второй этаж ТЦ «Астор», который входит в группу компаний «ААА». Представляет собой торговое пространство без границ с единой кассой и зоной примерочных. Площадь — 1700 метров.
Николай Константинов родился в 1984 году в Ставрополе. Окончил факультет филологии и журналистики РУДН. После вуза стал заниматься запуском торговых пространств. Участвовал в открытии универмага «Цветной» и магазинов Burberry в Москве. Сейчас управляет универмагами TrendIsland и «Телеграф» в Москве и универмагом «Телеграф» в Ростове-на-Дону.