«Каждое изделие должно нести элемент этого совместного творчества»
Создатели семейной творческой мастерской «Лавка искусников» Лидия Карнаух и Максим Коштунков мечтают из личных увлечений создать общее семейное дело. Мастера из Таганрога делают посуду, предметы декора, необычные игрушки и обучают ремеслам взрослых и детей. Максим много лет занимается резьбой по дереву, а Лидия отдает предпочтение макраме из натуральных материалов. В этом году супруги приняли решение развивать совместный бренд и уделять больше времени совместному творчеству.
N: — Как вы пришли в ремесло?
М.К.: — Я вырос в Томской области. С детства увлекался ремеслами: занимался вырезанием по дереву, пробовал себя в токарном деле. После школы поступил в университет на «Промышленную электронику», проучился четыре года и понял, что это не мое. Ушел из университета в техникум на «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и успешно окончил в 2017 г. Участвовал в международном фестивале-конкурсе «Праздник топора» в Томске. Являюсь победителем Межрегионального фестиваля казачьей культуры Сибирского федерального округа «Сибирская братина» в 2019 г. Пробую свои силы в исторической реконструкции — миски, ложки, гребни, набойки по ткани и деревянные игрушки получаются максимально приближенными к работам мастеров, трудившихся столетия назад.
Л.К.: — Меня всегда привлекало творчество, еще в старших классах окончила курсы макраме и цветоделия. После школы поступила в ростовский лицей на «Художественные изделия из керамики», экспериментировала в создании изделий, соединяющих в себе керамику и макраме. Но после выпуска у меня не было возможности и оборудования заниматься керамикой. Я переехала в Таганрог. Несколько лет преподавала в Центре внешкольной работы Таганрога, вела кружки по макраме и цветоделию. Потом долгое время занималась семьей и детьми, учебой и выпала из творческой жизни. Получила образование психолога. Сейчас я счастливая мама троих детей, самой младшей дочери два года. Последние несколько лет потихоньку возвращаюсь в творчество. Начала проводить обучающие и просветительские мастер-классы — письмо гусиным пером, история письменности, макраме.
N: — Дети тоже участвуют в жизни «Мастерской»?
Л.К.: — Дети посещают с нами фестивали, приобщаются потихоньку к ремеслу и русской культуре.
N: — Почему именно семейная мастерская?
Л.К.: — Мы два творческих человека, любим творить. Каждый привнес что-то свое. Мы помогаем друг другу, дополняем друг друга. Я могу предложить идею изделия Максиму, помочь ее оформить. Если мне для мастер-класса требуется какой-либо предмет, оборудование, идея для исполнения, Максим мне помогает. Поэтому решили сделать именно формат семейной мастерской.
N: — Главное направление — резьба по дереву?
М.К.: — Сперва страница в соцсетях была посвящена моим работам, потом мы ее начали переоформлять под семейную. Поэтому там больше публикаций о резьбе. У Лидии, увы, не сохранилось фото старых работ, она в процессе экспериментов в малой форме, ее раздел пока совсем небольшой. Для глобального переоформления соцсетей пока нет времени.
Л.К.: — Я пробую различные материалы. В технике макраме я люблю плести из натуральных материалов: джут, лен, шерсть, хлопок. Сейчас пробую работать с эпоксидной смолой, керамикой. Интересно попробовать совместить с макраме и деревом.
N: — Сейчас есть спрос на обучение ремеслам или это больше развлекательный формат?
Л. К.: — Индивидуальные и групповые мастер-классы — это важная часть работы мастерской. Востребован развлекательный, развивающий и просветительский формат. Я проводила летом занятия в рамках литературного клуба «Слово». Это познавательный и при этом очень веселый урок «Откуда азбука пришла», где ребята писали на церах — специальных дощечках, залитых воском, а еще пробовали перьями выводить аккуратные буквы. Для современного школьника это экзотика, позволяющая интересно рассказать об истоках славянской письменности и культуры.
N: — Мастерская — основная работа и заработок?
Л.К.: — Мы только в начале пути, скажем так, хобби с претензией на основную работу.
N: — Как приходят идеи?
М.К.: — Карандаш, ластик, лист бумаги — и вперед! Сначала выполняется эскиз, потом делается заготовка, наносится рисунок на заготовку с помощью кальки, копирки или трафарета, а потом уже вырезается. Идеи нас окружают — были на исторических фестивалях, стали делать мечи; родилась дочка, попробовали грызунки делать.
Л.К.: — Источниками являются исторические материалы, собственные какие-то задумки, ну и куда без него — интернета. Когда я хочу придумать что-либо в технике макраме, я могу сначала попробовать сплести какие-либо элементы изделия, скопировать работу другого мастера, нарисовать эскиз, а может это быть и спонтанное творчество, когда выбор определенных узлов и комбинаций приходит в процессе.
N: — Есть какое-то «знаковое» изделие — что-то, что в разных вариациях повторяется, хорошо продается, востребовано?
Л.К.: — Пока нет. Но есть довольно оригинальные. Совсем недавно представили игрушку — топорик из каменного века. Древняя история всегда была притягательна для детского взгляда. Ну что может быть интереснее пещерных людей, которые охотятся за мамонтами? А еще эти люди были одеты в шкуры и в руках у них были каменные топоры! Очень интересно, особенно если между делом рассказать про добывание огня, приручение животных и наскальную живопись. И отличным подарком ребенку будет топорик из двух видов дерева, практически реконструкция того древнего орудия. Обработанный «камень» изготовлен из древесины ели, а рукоятка топорика — из светлой сосны, для стилизации использована джутовая веревка. Он задумывался как некая отправная точка. Больше всего такая игрушка подходит для групповых детских игр или игр со взрослыми, которые притворяются мамонтами или саблезубыми тиграми.
N: — Какие потребовались вложения в создание мастерской?
М.К.: — Много инструментов осталось в наследство, докупали циркулярную пилу, электропилу, фрезер, рубанки, струбцины. Материалы, конечно. Древесина разных пород — сосна, липа, бук, береза — покупается на складах и в магазинах. Ягодные деревья — абрикос, вишня, черешня, шелковица — находим в районе, когда их спиливают. Точно оценить трудно, процесс постепенный, но обошлись без займов. Господдержку пока не привлекали, но не исключаем такой вариант в будущем.
N: — Вы работаете вдвоем?
Л.К.: — Только вдвоем. Сама идея семейной мастерской на этом строится, чтобы каждое изделие несло элемент этого совместного творчества.
N: — Сколько изделий успеваете сделать?
М.К.: — Мы еще в самом начале пути, спрос нестабильный. В среднем — десяток изделий в месяц.
Л.К.: — У меня бывает по-разному, чаще всего какой-то взрыв в продуктивности творчества может быть к какому-либо событию, ярмарке, фестивалю. Мелких изделий — браслетов, бантиков, брелоков или подвесок — могу и несколько в день сделать, более крупное могу неделю одно делать.
N: — Резные изделия — это дорого?
М.К.: — Оценка стоимости резной работы зависит от материала, его расхода на изделие и сложность резьбы. Детские игрушки — лошадки, мечи, малая форма — у нас стоят от 250 до 800 рублей, малые скульптуры — до трех тысяч, побольше — 2000-5000 рублей.
N: — Высока ли конкуренция?
М.К.: — Да, но и интерес к натуральному, надежному растет. Работа с деревом, по моему мнению, сейчас наиболее развита в Сибири, где всегда было много лесов. Там есть спрос на резные изделия, проводятся ярмарки, конкурсы и фестивали, посвященные резьбе по дереву. На юге спрос только формируется, люди быстро учатся разбираться в материалах, качестве работы.
N: — Какие каналы продаж используете?
М.К.: — На ярмарках, группа в ВК. Был опыт продаж на Озоне, но слишком большой процент отдавать приходилось, без платной рекламы никто не видит работу, а если продаж нет какой-то период, в архив карточка уходит, поэтому сложно раскрутить. Часто же люди обращаются через сарафанное радио.
Справка
Максим Коштунков не завершил обучение в ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники) по специальности «Промышленная электроника». Окончил в 2017 году Томский механико-технологический техникум по специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву)». Владеет такими техниками резьбы, как геометрическая, контурная, плоскорельефная, рельефная, объемная и скульптурная. Победитель Межрегионального фестиваля казачьей культуры Сибирского федерального округа «Сибирская братина» в 2019 г. Лидия Карнаух в Ростове окончила Профессиональный строительно-художественный лицей № 10 по специальности «Изготовитель художественных изделий из керамики». Высшее образование — Южный федеральный университет по направлению «Психология».