«Каргилл» остановит экспорт зерна из России, «Витерра» — под вопросом
Российская «дочка» американской «Каргилл» со следующего сезона прекратит экспорт зерна из России, компания планирует пересмотреть принадлежащий ей портфель активов, связанных с экспортом зерна. Появились слухи и об уходе международного трейдера «Витерра». Обе компании владеют зерновыми терминалами в Ростовском морском порту. Руководитель крупного донского сельхозпредприятия считает, что уход «Каргилла» на местном зерновом рынке не отразится, а «Витерра» вряд ли уйдет.
Российская «дочка» американского поставщика сельхозпродукции «Каргилл» прекратит экспорт зерна из России в следующем сельскохозяйственном году, об этом узнал РБК. По информации издания, компания уведомила о своих планах замглавы Минсельхоза РФ Оксану Лут. Источник уточнил, что в сезоне 2023/2024 ООО «Каргилл» не планирует осуществлять экспорт зерна из России «в соответствии с состоявшимся ранее обсуждением вопросов зернового экспорта и рекомендациями Министерства сельского хозяйства». Отгрузки, запланированные на текущий сезон, будут выполнены в соответствии с квотой. Как писал N, «Каргилл» получил квоту на экспорт 958 тыс. тонн зерна с 15 февраля по 30 июня 2023 года.
Помимо остановки экспорта «Каргилл» пересмотрит принадлежащий ей портфель активов, связанных с экспортом зерна. Конкретные планы не называют. Основные связанные с экспортом зерна активы «Кагрилла» в России — это 25% в КСК, глубоководном терминале Новороссийска и зерновой терминал в Ростовском морском порту. Как ранее сообщал N, в 2020 году компания объявила о планах инвестировать 1,5 млрд рублей в реконструкцию ростовского терминала, чтобы увеличить мощности перевалки зерна с 650 тыс. т до 1 млн т. Однако весной прошлого года головной офис (американцы) объявили о прекращении инвестиций в России.
Вскоре после появления новостей о «Каргилле» агентство «Блумберг» сообщило, что глобальный продавец продуктов питания «Витерра» тоже планирует уйти с российского экспортного рынка и вскоре объявит о своем решении. Позже «Интерфакс» уточнил, что в компании «Витерра Рус» отказались прокомментировать это сообщение.
В Ростовской области «Витерра Рус» владеет зерновым терминалом мощностью до 1,5 млн тонн зерна в год. Также ей принадлежит 50% в глубоководном порту Тамань мощностью до 5 млн тонн зерна в год.
— Я считаю, что уход «Каргилла» на местном рынке не отразится. Объемы в Ростовской области они закупали небольшие, — сообщил N Александр Ярошенко, основатель и президент холдинга «Урал-Дон», управляющий сельхозпредприятиями в Ростовской области. Комментируя вопрос N по поводу возможного ухода «Витерры», собеседник N сказал, что не верит, что эта компания прекратит экспорт зерна из России:
— Скорее всего, это фейк, они не уйдут, не бросят свои активы. Но если даже уйдут, элеваторы, портовые терминалы останутся в России и продолжат работать либо с новыми собственниками, либо с арендаторами.
Напомним, в прошлом году губернаторы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев обратились к президенту с предложением законодательно ограничить 20 процентами максимальную долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях АПК, прежде всего занимающихся экспортом зерна. А также обязать российских владельцев активов АПК провести редомициляцию головных компаний из иностранных юрисдикций в РФ. Инициативу об ограничении присутствия иностранных компаний выдвигал и Андрей Костин, глава банка ВТБ, который является совладельцем зернового «Деметра-Холдинга». Пока что никаких решений федеральных властей по поводу этих обращений озвучено не было.
На минувшей неделе в ходе пресс-конференции президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, комментируя ситуацию на рынке зерна, отметил, что сегодня экономика экспортеров из-за снижения мировых цен находится «на грани убыточной зоны»:
— Мы видим активные отгрузки по взятым (экспортерами. — N) обязательствам, но не видим активных закупок. Затраты на новые закупки не вписываются в экономику. Выполним ли мы запланированный объем экспорта 62 млн т зерна в этом сезоне — неизвестно. Для этого надо грузить по 6 млн т в месяц. Инфраструктурные возможности это позволяют, а экономика — нет. Фактически, если бы пошлины не было, экономика экспортеров была бы в нормальном состоянии.
Г-н Золочевский отметил, что текущая ситуация усугубляется тем, что в этом году выросли издержки на ж.-д. транспортировку (от 37% до 50% и выше в зависимости от транспортного плеча), а автомобильные перевозки выросли чуть ли не в 2 раза в отношении к прошлому сезону.