Как подвинуть монстров ретейла?
Магазины сети «ВкусВилл», похоже, подобрали ключи к рынку донской столицы. Парадоксально, но ставка на средний класс, наиболее чувствительный к доброму слову и грамотной рекламе, похоже, срабатывает. Сеть открыла уже четыре магазина.
Появление первого магазина «ВкусВилл» в Ростове произвело мало эффекта. Куда они лезут со своим ценником и, типа, зеленым имиджем? В Ростове ценят простоту и дешевизну. Ну, кроме машин, конечно, и одежды. Примерно такая реакция была.
Вытоптанная «Магнитами» и «Пятерочками» поляна не обещала новичку ничего хорошего. Но за первым магазином на Садовой последовал второй, потом третий. Три магазина на главной улице, с которой в последние годы сбежало немало арендаторов, — это вызов! Четвертый магазин открылся на Пушкинской, и на его дверях красовалось наглое объявление о поиске новых помещений.
Удивление сменилось любопытством. Что это за 50 грамм луковых чипсов за 60 рублей? Йогуртовый тортик с маракуйей за 500 рублей? Издеваются, что ли? Полезно и вкусно? Проверим. Проверили. Купили еще, все еще покачивая головами и удивляясь.
И вот постепенно молочные продукты поставщиков сети обосновались в моем холодильнике.
На полках «ВкусВилла» оказалось много новых для южного рынка производителей из центральной и северной России. Среди них небольшие компании, которые делают ставку на качество, о чем весьма убедительно и грамотно рассказывается на сайте сети.
«В пригороде Нижнего Новгорода для «ВкусВилла» делают два сыра: «Губернский с пажитником» и «Белпер Кноле» в черном перце. Чтобы рассказать вам, кто и как их делает и что интересного в производстве этих двух продуктов, мы встретились с командой и поговорили» — так начинается рассказ об одном из партнеров.
Нельзя не увидеть высокий уровень работы маркетологов и рекламщиков сети, создающих клубное, а подчас и почти семейное отношение к покупателю, у которого возникает ощущение, что весь этот бизнес, тщательно отбирающий продукты и поставщиков, придуман именно для него. Похоже, это тот самый случай, когда предложение максимально точно соответствует спросу определенной части потребителей, уставших от матриц крупного ретейла. Разумеется, работает еще и эффект новизны: новые продукты, вкусы, сервисы.
На руку новой сети играет также заметное подорожание продуктов в крупном ретейле. Хотя цены на большинство позиций во «Вкусвилле» все равно заметно выше.
Но самое интересное другое. Похоже, происходит смена потребительской парадигмы. Новое поколение более трепетно относится к своей физической форме, здоровью, заражая этим и старичков. Теперь, как мне кажется, предпочтения в одежде — это тяга к простоте и удобству, а вот что касается еды — это легкая и здоровая пища. Трудно поверить, что окопавшиеся в крупных сетях и торгующие по всей стране производители делают ставку именно на это. Да что там, один из них — наш местный производитель молочных продуктов, который хвалится их натуральностью, дипломами и знаками качества, торгует творогом, который не выдерживает простейший йодовый тест. Неудивительно, что его точка на уличном рынке никогда не страдает от очередей, в отличие от расположенного неподалеку павильона, где молочкой торгуют частники.
Четыре магазина «ВкусВилла» в миллионном Ростове — это, конечно, еще не победа, но, скажем так, интересная заявка. История этой сети не выглядит спонтанной. Ей уже больше 10 лет и недавно она заявила о планах выпустить акции.