г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:50:04
102.58
107.43

«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»

Совладелец мастерской Trouvaille Евгений Кивокурцев рассказал о творческих поисках и своем понимании смыслов. Фарфор — это не только чашки и статуэтки. Ростовская семейная мастерская Trouvaille уже пять лет выпускает фарфоровые броши, кольца и серьги, которые подойдут и к вечернему платью, и к спортивной толстовке. Строгих стрижей и веселых котов мастера делают вручную и продают сами, отказавшись от идеи массового производства.

N: — Что такое Trouvaille?

Е.К.: — Trouvaille с английского прямо не переводится, самое близкое по смыслу — «случайная, счастливая находка». То, что мы в своих творческих поисках для себя нашли, и то, что находят наши покупатели в украшениях. Trouvaille — это я и моя жена Анна Гагина. У нас небольшая семейная мастерская, ставшая промежуточным итогом 18 лет совместного творчества. В 2019 году после очень долгих экспериментов с фарфором мы отработали метод изготовления и решили продавать украшения. Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал, с которым когда-либо приходилось работать.

N: — Это ювелирные украшения?

Е.К.: — Золотыми в теории могут быть крепления, швензы, булавки, но с золотом работать сложно и очень ответственно. Мы делаем бижутерию, а ювелиры — украшения из драгоценных металлов. Разный ценовой сегмент, разные технологии. С другой стороны, бижутерия — это что-то сиюминутное, ее не хранят в шкатулках, и бабушки не дарят ее внучкам на торжественную дату, а наши украшения занимают эту почетную нишу. В направлении фарфора экспериментируют многие мастера в России, и некоторые называют свои украшения ювелирными. У нас драгметаллы используются только в виде люстра, это покрытие фарфора из настоящего золота, но очень малым количеством. У нас есть в планах эксперименты с металлом в изделиях, но пока не оформились.

N: — В направлении фарфора высока конкуренция?

Е.К.: — Сейчас многие художники работают с фарфором, мы не одиноки. Но это очень творческие изделия, у каждого свои, а объемы совсем небольшие. Так что это совсем не конкуренция.

N: — У вас широкий ассортимент?

Е.К.: — Начали с пяти позиций, сейчас около 80. Первыми были броши, потом прибавились серьги, кольца, кулоны. Все изделия имеют малый тираж, то есть украшения из одной партии похожи, но все равно не идентичны. Мы сохраняем мастер-модели своих работ, чтобы потом, может, как-то переосмыслить, или повторить наиболее востребованные.

N: — Фарфоровые украшения не слишком тяжелые?

Е.К.: — Многие уверены, что фарфор — это что-то тяжелое и очень хрупкое. Понятно, что наш фарфор требует бережного обращения, как и любые украшения, которые нельзя бить или царапать. Но это и не «фарфоровая ваза», при виде которой страшно дышать. Фарфор прозрачен, очень тверд, и он очень тонок. Наши украшения — это пустотелые отливки, вес у них совсем небольшой. Как раз одно из самых сложных в разработке было найти баланс между тонкостью и прочностью. Понадобилось несколько лет проб и ошибок.

N: — Как появляются сюжеты?

Е.К.: — Самая тонкая сфера. Нет алгоритма вдохновения, невозможно планировать: «К началу декабря мы представим пять новых идей, которые всем понравятся». Это абсолютно непредсказуемо. Например, брошь-мухомор Анна сделала, болея гриппом, с температурой. А теперь это очень популярное украшение, которое пользуется стабильным спросом у покупателей вот уже несколько лет. Другой пример — наша узнаваемая брошь «Стриж». Мы нашли и выкармливали стрижа, упавшего из гнезда, несколько месяцев и были настолько впечатлены их стрижиными обычаями, что получилась брошь. И у каждого изделия или серии есть какая-то такая история. Нас вдохновляет многое — и елочные игрушки, и детские сказки, и средневековая гравюра, и просто коты.

N: — Какие потребовались вложения?

Е.К.: — Никаких особых вложений не потребовалось, так как мы занимаемся керамикой около 25 лет, и навыками и оборудованием мы были обеспечены с начала работы с фарфором. Главное вложение — достаточно дорогая печь для обжига, где рабочая температура 1230 градусов и сложная схема эксплуатации. Основные расходы были на стадии экспериментов, когда мы выбирали материалы, разрабатывали собственные приемы работы, которые обычно несвойственны традиционному фарфору.

N: — Все технологические процессы объединены в вашей мастерской?

Е.К.: — Мы пока не делаем фурнитуру. После долгих экспериментов берем готовые краски и фарфоровую массу — есть несколько производителей, у которых высокий уровень производства, повторить который в маленькой мастерской сложно, да и нет такой цели. Нам интереснее именно работа с формой.

N: — Где приобретаете материалы, инструменты?

Е.К.: — Часть расходников импортная, в том числе из Китая. Ручной инструмент в основном делаем сами, именно для нашей технологии. В России есть несколько крупных продавцов сырья и оборудования для художников по керамике и фарфору, например «Керамика Гжели», «БризКолор», «Портал Керамики» и другие.

N: — Как вас находят покупатели?

Е.К.: — Мы не работаем с посредниками, только в наших собственных группах в соцсетях. Украшения индивидуальны, покупатели неповторимы, их путь друг к другу должен быть коротким.

N: — Кто ваши покупатели?

Е.К.: — В подавляющем большинстве — прекрасный пол. Возраст — самый разный, у нас есть идеи и для подростков, и для взрослых. Покупают из всех регионов, иногда отправляем за рубеж. Есть внушительная аудитория заинтересованных людей, которые совершают покупки неоднократно, есть коллекционеры, которые приобретают украшения.

N: — Вы привлекали инвестиции или господдержку для развития?

Е.К.: — Не возникало такой необходимости.

N: — У вас много сотрудников?

Е.К.: — Основной состав — мы с супругой. Постоянных помощников у нас нет, иногда привлекаем под определенные задачи.

N: — Можно назвать Trouvaille состоявшимся бизнесом?

Е.К.: — Trouvaille — это не проект или стартап и точно не бизнес. Это «эволюционный этап» развития нас как художников. Доход, безусловно, очень важен, но не первичен для нас. Главное — что люди носят украшения нашей работы с удовольствием. Наш девиз — цитата из Стругацких: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!»

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые компании
«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»
Владелец компании «Будда Керамикс» Антон Кириллин в 21 год имеет два профильных образования, ориентируется на британские модели семейного бизнеса и считает, что главное условие финансового успеха — постоянное совершенствование мастерства. Антон Кириллин вырос в Чкаловском микрорайоне, знает множество шуток про глину и хочет разграничить хендмейд и профессиональное ремесло. Студенческий стартап получил государственный грант и вырос из магазина керамических изделий ручной работы в небольшое производство, где все — от добычи сырья до изготовления инструмента — делается вручную.
Просмотров: 4252

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«Фарфор для нас — это самый чудесный и таинственный материал»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.