г. Ростов-на-Дону
23 декабря 2024 05:17:15
102.34
106.54

«Эффективность повышаем за счет покупки техники»

Группа компаний «Радуга», специализирующаяся на вывозе и размещении отходов, по словам гендиректора Алексея Петрова, занимает второе место на рынке Ростова после «Чистого города». В условиях конкуренции и низких тарифов «Радуге» приходится постоянно снижать себестоимость за счет обновления техники, увеличения объемов работ и оптимизации маршрутов.


По оценкам гендиректора ГК «Радуга» Алексея Петрова, за 8 лет работы на рынке Ростова компания заняла долю 8–10%. «Радуга» расширяется не только в Ростове, но и в области, работает в Батайске, Азове, Аксае и в районах. В этом году компания планирует вложить в покупку новой техники до 30 млн руб. N: — Какова доля вашей группы компаний на рынке Ростова и области?

А.П.: — На рынке Ростова наша доля — 8–10%, еще два-три года назад она не превышала 5%. Основные клиенты — это около двух десятков крупных и средних УК, а также многочисленные ТСЖ и ЖСК. Общая площадь домов у нас в обслуживании за прошедший год выросла примерно на 500 тыс. кв. м — до 2–2,5 млн кв. м. Но доля рынка за этот год не изменилась, поскольку мы приросли за счет новостроек: ежегодно в Ростове вводится 1–2 млн кв. м жилья. Кроме жилого фонда активно работаем с рынками и ТЦ, с производственными предприятиями, не обходим стороной малый бизнес и ИП. Мы рады любому клиенту, который нуждается в наших услугах. Это позволило группе компаний за 8 лет работы в Ростове стать второй после «Чистого города». Сейчас активно развиваем сеть обслуживания в области — работаем в Батайске, Азове и Аксае, в Азовском, Аксайском и Багаевском районах — и рассматриваем варианты дальнейшего расширения.

N: — Насколько сильна конкуренция на рынке Ростова?

А.П.: — Здесь работает около 10 компаний, которые активно конкурируют между собой, но только 3–4 из них стараются обновлять парк. В их числе я могу отметить «Южный город» и «ГКС», остальные работают в основном на старой технике или имеют небольшой парк из 2–4 единиц, что не позволяет им решать сложные задачи.

Но сейчас рынок меняется: УК укрупняются и приводят своих перевозчиков. К примеру, одна из крупнейших УК на рынке — «Филипп» — уже практически вытеснила «Чистый город» из Первомайского района и совместно с «ГКС» занимается там вывозом мусора.

Конкуренция растет, часть компаний не выдерживает работы в таких условиях и уходит с рынка.

N: — Каков тариф на вывоз мусора в Рос­тове? Из каких составляющих он формируется?

А.П.: — Тариф на вывоз отходов из многоквартирного жилого фонда в Ростове один из самых низких по сравнению с другими городами — он не менялся 4 года. В Ростове тариф составляет 2–2,2 руб. за кв. м, в Петербурге — в 1,5 раза выше, в Москве — в 2 раза. Однако сейчас администрация рассматривает вопрос об увеличении норм накопления отходов, и я надеюсь, что эта мера позволит поднять тарифы.

Основные составляющие тарифа: зарплата персонала, плата за размещение отходов на полигоне, топливо и запчасти. Поскольку мы регулярно обновляем автопарк, немало средств уходит на обслуживание кредитов и лизинга.

N: — Если все компании работают по одинаковым тарифам, за счет чего вы добиваетесь эффективности на рынке в условиях роста цен, в том числе на ГСМ?

А.П.: — Эффективность повышаем в основном за счет покупки новой мощной техники, которая благодаря своей производительности позволяет вывозить больший объем отходов. 2–3 новых мусоровоза заменяют 4–5 старых. Для привлечения клиентов мы стараемся пополнять парк разными модификациями мусоровозов. Где-то требуется мусоровоз с боковой загрузкой, где-то — с задней, где-то — мультилифт. Есть места с трудным проездом, где не проходят большие мусоровозы, там мы применяем более компактные. В декабре — январе мы приобрели 6 новых мусоровозов. Сейчас наш парк состоит из 26 мусоровозов и еще 10 единиц вспомогательной техники: «Газелей» и самосвалов. В этом году планируем заменить 2–3 и дополнительно приобрести еще 5–7 новых мусоровозов. Для достижения этих целей только в этом году нам может потребоваться до 30 млн руб. вложений. Планируем покупать технику в кредит или в лизинг.

Кроме того, мы минимизируем расходы за счет увеличения объемов работ, оптимизации маршрутов мусоровозов. Живем в режиме жесткой экономии. В настоящий момент внед­ряем спутниковую систему навигации и контроля, которая поможет отслеживать расход топлива и эффективность работы техники.

N: — Как конкурируете с «Чистым городом»?

А.П.: — Мы индивидуально подходим к клиентам: за каждым закрепляется персональный менеджер, который помогает оперативно решить все вопросы. Кроме того, мы имеем несколько тарифных планов, суть которых сводится к тому, что чем больше вывозимый объем отходов, тем ниже тариф. У нас есть и высокие тарифы с более высоким уровнем обслуживания и дополнительными сервисами. Мы знаем все нюансы этого бизнеса и можем предложить каждому клиенту то, что ему нужно. Поэтому от нас клиент уходит очень редко. В основном это бывает, когда конкуренты предлагают очень низкий тариф. Мы понимаем, что за эти деньги качественное обслуживание невозможно, но, как показывает практика, тех, кто ушел, качество не интересует, для них важна только цена.

N: — Как взаимодействуете с ростовской администрацией?

А.П.: — У нас сложились хорошие, деловые отношения. Нас приглашают на совещания, касающиеся уборки города, где мы высказываем свои замечания и пожелания. Правда, не всегда наши мнения совпадают, но мы стараемся находить решение, которое устраивало бы все стороны.

N: — Почему решили развиваться в областных городах?

А.П.: — Потому что в Ростове очень сильна конкуренция. В прошлом году мы зашли в Азов и уже заняли там примерно 30–40% рынка. Присматриваемся и к другим городам и готовы заходить туда, где администрациям будут интересны компании, способные улучшить качество вывоза и уборки отходов.

N: — Там конкуренция меньше?

А.П.: — Это небольшие города и районные центры с населением 30–70 тыс. человек. Вывозом отходов там занимаются муниципальные предприятия. Городов, где проживает 100 тыс. человек, не считая Ростова, в области шесть — там помимо МУП работают одна-две коммерческие компании. И там уже тоже тесно работать, так как потенциальных клиентов на порядок меньше, чем в Ростове, и за них еще надо побороться.

N: — Не везде местные власти идут навстречу?

А.П.: — В свое время мы обращались в администрацию Шахт с предложением работать на их рынке вывоза мусора, но нам отказали, заявив, что хотят развивать свои муниципальные предприятия. А работать без поддержки администрации практически нереально, особенно в небольших населенных пунктах. Однако я считаю, что МУП не могут эффективно работать, поскольку у них просто нет заинтересованности и зачастую отсутствуют квалифицированные кадры.

N: — Сколько инвестиций нужно для того, чтобы начать работу на этом рынке?

А.П.: — В основном для вывоза мусора применяются 4 модификации мусоровозов, не считая вспомогательной техники. Чтобы с нуля начать работать на этом рынке, нужно не менее 8–10 машин, то есть 20–30 млн рублей, если техника отечественная, или в 2–3 раза больше, если техника импортная. Но в связи с жесткой конкуренцией проще начинать работу не с нуля, а инвестировать в уже работающую на рынке компанию или покупать ее целиком.

N: — С какими полигонами вы сотрудничаете?

А.П.: — Со всеми близлежащими полигонами в Ростове, Аксае, Новочеркасске, Азове и т. д. Условия работы у них похожи. Но полигоны переполнены, и когда их закроют, во­зить мусор будет некуда. И во многих городах может возникнуть проблема с вывозом мусора, как в Батайске, где осенью закрыли городской полигон.

N: — В администрации Батайска говорят, что бизнес в этом сегменте развивается активно, но проблема в отсутствии эффективных компаний. Что мешает компаниям быть эффективными и решить эту проблему?

А.П.: — Проблемы в Батайске возникли из-за неэффективного решения задач, касающихся организации вывоза и размещения отходов на местном полигоне, что и привело местное МУП к банкротству. Администрация мало что делает для того, чтобы улучшить ситуацию на рынке вывоза мусора, до сих пор не установлены четкие правила работы. Правда, 2 года назад в городе применили хорошую идею, но, к сожалению, не довели ее до конца. Администрация утвердила новый тариф на вывоз мусора, разделив его на 2 части. Первая часть — это вывоз мусора на полигон, вторая — обслуживание и содержание площадок, куда входили их уборка в радиусе 5 метров, ремонт и обустройство. Но если за первую часть тарифа отвечал возчик, то вторую оставили на усмотрение УК и дали им самостоятельно решать, кто будет выполнять эти работы. Все УК оставили вторую часть тарифа себе, при этом на площадках, находящихся у них в управлении, грязь как была, так и осталась. Мы только в прошлом году смогли заключить с управляющими компаниями в Авиагородке договор на обслуживание площадок возле домов, находящихся в их управлении. После этого ситуация стала улучшаться, я думаю, за 2–3 года мы приведем эти площадки в нормальное состояние и их можно будет ставить в пример.

Другая проблема Батайска заключается в решении установить контейнеры в частном секторе. Как только их поставили, жители, вместо того чтобы за свои деньги нанять транспорт и грузчиков, понесли к контейнерам все подряд, включая деревья и строительные отходы. Мы год вывозили по 15–20 «Камазов» отходов в неделю из Восточного микрорайона Батайска, которые нам никто не оплачивал. Устав от этого, мы остались работать только там, где осуществляется поведерный вывоз мусора.

N: — В Ростове такой проблемы нет?

А.П.: — В Ростове большинство контейнерных площадок за кем-то закреплены: либо за УК, либо за «Чистым городом», либо за другими компаниями. Если лицо, отвечающее за определенную площадку, не выполняет своих обязанностей, его штрафуют. Что касается многоквартирного жилого фонда, то в Ростове ситуация лучше. Но проблема несанкционированных свалок в частном секторе здесь так же сильна, как в других городах области. Низкая культура жителей у нас везде. Мусор после ремонта или спила деревьев жители сваливают прямо в контейнеры для бытовых отходов. Но для строительного мусора мусоровозы не предназначены, из-за него зачастую происходят поломки гидравлики, ремонт которой в отечественной машине обходится в 20–50 тыс. рублей, в импортной — до 1 млн руб.

Очень сложно заключать договоры на вывоз мусора с людьми в сельской местности, где все привыкли бесплатно все выкидывать. К примеру, в Багаевском районе мы работаем уже 2 года и за это время заключили всего лишь 30–40% договоров. Сейчас ставим вопрос, продолжать ли там работать, единственное — жалко своих времени и труда.

N: — На сайте вашей компании в разделе «Клиенты» значатся «Юг Руси» и гипермаркеты «МЕТРО», «О’Кей» и др. Как складывается сотрудничество с ними?

А.П.: — С «Югом Руси» уже не работаем несколько лет. С сетями сотрудничаем, но на этом рынке тоже жесткая конкуренция, многие компании, стремясь заполучить этих клиентов, занижают тарифы до такой степени, что вывоз становится убыточным, потом они надеются опять взвинтить цену. Поэтому мы сконцентрировались на работе с многоквартирным жилым фондом, а также с предприятиями малого и среднего бизнеса и ИП.

N: — Это выгоднее?

А.П.: — Это стабильнее.

N: — А как же проблема хронических неплатежей жителей?

А.П.: — Там много проблем. Дело в том, что мы заключаем прямые договоры не с жителями, а с УК, поэтому проблема сбора денег лежит на них. Кроме того, мы работаем ниже среднего на рынке тарифа. Это позволяет УК вовремя собирать деньги и расплачиваться с нами. Встречаются, конечно, УК, которые не выполняют своих обязательств. Так, только одной компании из Батайска нам пришлось простить 3 млн рублей, а суммарный долг всех обанкротившихся батайских УК превышает 5 млн рублей. На эти деньги мы могли бы купить пару новых мусоровозов.

N: — Вы покупаете только отечественные мусоровозы?

А.П.: — Да, работаем напрямую с заводами-изготовителями. Импортная техника, хоть и лучше, стоит в 3 раза дороже.

N: — Каковы история создания и структура компании?

А.П.: — После окончания института и службы в армии я занялся поисками работы. Мне повезло, весной 2000 года я устроился на «Ростсельмаш», где работал с новой командой управленцев, которые пришли поднимать наш комбайностроительный завод. За 4 года работы набрался опыта, который помог мне самостоятельно идти по жизни и развивать уже свои предприятия. Одна из сфер, которые я курировал на заводе, была связана с уборкой предприятия и вывозом отходов. Уйдя оттуда, я решил самостоятельно заняться этим бизнесом, и в декабре 2005 года мы с другом создали свою первую компанию — ООО «Радуга». В настоящее время это группа компаний, в нее входит 4 организации, и до конца года, я думаю, их будет уже 6. За 8 лет работы мы прошли путь от никому не известной компании до одного из региональных лидеров рынка отходов. Работать за 8 лет не только не надоело, а наоборот, стало еще интереснее, хотя трудностей и преград хватает с лихвой, но когда их преодолеваешь, получаешь истинное удовольствие. Правда, приходится мириться с отсутствием свободного времени, его не всегда хватает.

N: — Какой оборот у вашей группы компаний?

А.П.: — Ежемесячные обороты приближаются к 10 млн рублей, и, как всегда, их не хватает. Чем больше бизнес, тем все больше приходится вкладывать.

N: — Как складываются ваши отношения с банками?

А.П.: — Сейчас банки ужесточили условия выдачи кредитов, ставки поднялись минимум на 3–4%. Но даже с такими ставками взять кредит в размере 10–15 млн рублей довольно проблематично. В настоящее время мы активно ищем банк, в который переведем на обслуживание нашу группу компаний и который будет готов финансировать наше развитие, так как обслуживаться и кредитоваться в разных банках не очень удобно.

N: — Вы не пробовали заниматься переработкой мусора, чтобы повысить эффективность бизнеса?

А.П.: — Переработка мусора — дорогостоящая вещь. В нашей стране она практичес­ки отсутствует, есть лишь небольшие сортировочные производства, которые в большинстве своем убыточны, так как из привозимого к ним мусора они могут отбирать в лучшем случае 10–20% вторсырья, остальное отправляется на полигоны, которых с каждым годом становится все меньше.

Мы занимаемся сбором картона и полиэтилена: заготавливаем его и сдаем заводам-переработчикам. Но конкуренция здесь тоже довольно сильна.

N: — На вашем сайте сказано, что вы оказываете услуги клининга и эколо­гичес­кого сопровождения предприятий. Как развиваются эти направления работы?

А.П.: — Этот рынок серый, на нем трудятся в основном гастарбайтеры с зарплатами в конвертах. Поскольку, работая официально, конкурировать нереально, мы отошли от этого рынка. Услугу экологического сопровождения мы оказываем, однако она не пользуется особым спросом. Ее у нас заказывают в основном крупные предприятия, у которых образуется большое количество различных отходов.

N: — Какие перспективы есть в вашей отрасли?

А.П.: — Надо развивать переработку мусора, но пока не введут жесткие экологические налоги, ничего не получится. В нашей стране с 2002 года не могут принять закон об упаковке и упаковочных отходах, который смог бы регламентировать ответственность за использование упаковки и фасовки. Нам и придумывать ничего не надо, необходимо брать положительные примеры, которые есть в Европе, и применять здесь. Ведь большую часть отходов можно не закапывать в землю, а перерабатывать и использовать повторно, тем самым снизив нагрузку на планету и сделав мир вокруг чище и светлее.

Просмотров: 37515

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Эффективность повышаем за счет покупки техники»
В Ростове прошла Альфа-Конфа Практика — масштабное мероприятие для предпринимателей, которое ранее состоялось в 26 городах России. Особенность Альфа-Конфы Практики в уникальном формате бизнес-интенсива от преподавателей лучших бизнес-школ и владельцев крупнейших компаний страны. В течение дня всех участников погружали в реальные кейсы, бизнес-симуляторы, практические решения для бизнеса.
Практика бизнеса
«Эффективность повышаем за счет покупки техники»
Ростовский Агрохолдинг «Степь» подвел итоги своей социальной программы «Люди труда» за 2024 год. Заявленный вектор программы — развитие сельских территорий. За год компания вовлекла в свои активности около 4 миллионов человек (в том числе в офлайн-формате — почти 40 тысяч жителей Дона, Кубани и Ставрополья), реализовала порядка 100 проектов и более 70 мероприятий.
Практика бизнеса
«Эффективность повышаем за счет покупки техники»
Компании «Импэкс-Дон» и «РегионКапСтрой» («РКС») подписали соглашение о строительстве домов для работников шахт на новых территориях. Организации связаны с семьей ростовских бизнесменов Грызловых. Предприниматели контролируют Ростовский порт и с 2024 года работают в угольной отрасли ДНР.
Практика бизнеса
«Эффективность повышаем за счет покупки техники»
По словам Александра Варламова, основателя ростовского производителя аппаратов высокого давления ГК «Интерпромо», в результате ухода европейских поставщиков из России и удорожания их продукции у компании появилась возможность укрепить свои позиции на рынке, она осваивает производство оборудования для молочной отрасли.