Донской производитель оборудования растет на импортозамещении и консервах
Производитель оборудования для пищевой промышленности «БЕСТЕК-Инжиниринг», столкнувшись с ограничением поставок из-за границы машин для своих линий, разработал собственные. Предприятие увеличило мощности и расширило штат сотрудников благодаря росту спроса со стороны производителей консервов, во многом обусловленному увеличением госзаказа на фоне СВО.
«БЕСТЕК-Инжиниринг» начал выпуск этикетировочных машин, аналогов которых в России еще нет, и увеличил локализацию большинства своих линий почти до 100%. Объем отечественного производства пищевого оборудования в последние годы стабильно растет благодаря импортозамещению. Расти есть куда: доля импорта на российском рынке по итогам 2022 года составила 45%.
До 2022 года производитель пищевого и перерабатывающего оборудования «БЕСТЕК-Инжиниринг» комплектовало линии из оборудования собственного производства и импортных машин в соотношении примерно 50 на 50 (в зависимости от проекта и запросов клиентов это соотношение довольно сильно менялось), рассказывает генеральный директор Максим Лемешевский. Оборудование заказывали со всего мира: из Болгарии, Польши, Италии, Турции и других стран. Этикетировщики и наполнители мяса (оборудование для фасовки мясного или мясо-растительного сырья в тару) закупали на Украине. После начала СВО украинские предприятия прекратили поставки.
— Консервы, которые выпускаются большими партиями, как правило, имеют бумажную этикетку. Этикетировочные машины, которые их наносят, производили в Черкассах, и это был наш поставщик, с которым мы работали до СВО. Наполнители мяса мы тоже заказывали на Украине. После начала военных действий сотрудничество прервалось, — говорит Максим Лемешевский.
Предприятие оказалось в сложном положении. Клиенты заказали и оплатили линии с украинскими машинами, а импортировать и поставить их было невозможно. Заменить тоже не получалось, производителей аналогичного оборудования в России просто нет, отмечает гендиректор «БЕСТЕК-Инжиниринг».
— Повезло, у меня сработала интуиция, и за полгода до СВО я дал задание нашим конструкторам разработать наполнитель для мяса и этикетировщик. Ситуация в мире была неспокойная, и я подумал: надо делать свое. И в общем-то, угадал.
Правда, разработать свои машины в компании не успели. После прекращения поставок из Украины оказались в цейтноте и тогда не по своей воле подвели клиентов.
Разработки пришлось ускорить. За полгода компания завершила проектирование и выпустила на рынок собственный наполнитель мяса и этикетировщик.
— Мы провели, как сейчас модно говорить, реверсный инжиниринг. Нам попался этикетировщик французского производства на одном из предприятий наших клиентов, и они нам позволили на него внимательно посмотреть и вдохновиться им, — шутит Максим Лемешевский. — Что-то взяли у французской машины, что-то у украинской, что-то добавили свое, внесли изменения с учетом потребностей российского рынка. Проектируя наполнитель мяса, мы смотрели на украинские машины, но практически все переделали, где-то упростили, где-то сделали сложнее. Наша машина не требует сложного обслуживания, но выполняет те же функции с той же скоростью, что и зарубежные аналоги.
За 8 месяцев 2023 года предприятие произвело семь наполнителей мяса и четыре этикетировщика. До конца года сделает еще восемь наполнителей и семь этикетировочных машин. На 2024 год «БЕСТЕК-Инжиниринг» уже получил около 20 заявок на производство таких машин.
Мощность спроектированного этикетировщика — 500 банок в минуту. Это достаточно высокая производительность, отмечает Максим Лемешевский и подчеркивает, что сопоставимые по производительности машины в России никто не делает.
Основными клиентами компании являются предприятия, изготавливающие различные виды консервов: тушенку, каши с мясом, детское питание, рыбные, овощные и фруктовые консервы, джемы, соки, сгущенное молоко и корма для животных. За последние полтора года спрос на оборудование для производства консервов сильно вырос, говорит Максим Лемешевский:
— Спрос рос и так, потому что у нас не очень много конкурентов на российском рынке, а цены на европейское консервное оборудование всегда были высокие. Плюс, выросли потребности Росрезерва, Минобороны и других ведомств, с которыми сотрудничают наши клиенты, изготавливая по их заказу тушенку, каши с мясом и другие консервы. Я раньше думал, спрос на наше оборудование ограничен и консервы делают только крупные предприятия, но нет, в последнее время появилось много небольших производителей.
Сейчас заказов много, сроки выполнения расписаны до середины следующего года. Чтобы справиться с возросшим спросом, компания расширила мощности, докупила станки, переехала в новое помещение, увеличила штат сотрудников. Площадь производства и офисного помещения выросла почти в два раза: сейчас производство занимает 550 кв. м, а офис — 370 кв. м.
Предприятие также расширило конструкторское бюро: сейчас в нем работают шесть человек. Последние несколько лет компания развивает ассортимент и налаживает собственное производство машин, которые ранее закупали за границей.
— Создание полноценного конструкторского бюро — это инвестиции в мозги. Два года назад мы делали конвейеры и простое технологическое оборудование для обвязки консервных линий. Сейчас мы производим уже сложные машины для консервной, овощной, рыбной и мясоперерабатывающей промышленности: наполнители мяса, этикетировочные машины, дозаторы жидких продуктов, машины для ошпарки, мойки и сушки банок, загрузчики/разгрузчики автоклавных корзин, обжарочные печи, чешуесъемные и панировочные машины, подъемники чан-тележек и т. д. В каждую линию, например тушеночную, входит около 20 единиц оборудования. Раньше мы поставляли линии, в которых основные узлы были импортные, в основном украинские, турецкие, итальянские. Сегодня нам осталось импортозаместить только автоклав и закаточную машину. Сейчас наши конструкторы занимаются их разработкой. Все остальное мы делаем самостоятельно.
По информации Минпромторга РФ, которую приводит «Интерфакс», рост отечественного производства оборудования для пищепрома в 2019-2022 годах в среднем составлял 17,5%.
По данным Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ), в 2021 году объем внутреннего рынка оборудования для пищевой промышленности приблизился к 150 млрд рублей. Доля оборудования отечественного производства на внутреннем рынке в 2021 году составила чуть более 40%. Значительная часть оборудования импортировалась в основном из стран ЕС — Германии, Италии, Дании, Польши и Франции. Совокупный объем выпуска оборудования в России оценивался в более чем 80 млрд рублей, при этом часть поставлялась на экспорт, в основном в страны бывшего СССР. По подсчетам N на основе этих данных, объемы экспорта оборудования отечественного производства составляли примерно 20 млрд рублей.
В 2022 году на фоне сокращения поставок из-за рубежа доля отечественного оборудования на внутреннем рынке увеличилась до 55%. Объемы производства в России выросли на 14,1%, до 100,4 млрд рублей. Экспорт составил 16,2 млрд рублей.
Для сравнения: в 2014 году доля отечественного оборудования на внутреннем рынке составляла 12%.
На текущий год Минпромторг РФ прогнозирует рост объемов производства на 4,9% — до 105,3 млрд рублей, объемы экспорта на уровне 16,4 млрд рублей и увеличение доли отечественных производителей до 57%. Исходя из приведенных данных, увеличение объемов внутреннего производства в 2022-2023 годах произойдет за счет импортозамещения, т. к. в целом рост рынка — на уровне 1,3-2% в год.
По прогнозу АЦ, мировой рынок пищевого оборудования до 2026 года будет расти на 6% в год (до 175 млрд долларов), в частности в связи с ужесточением правил обработки и безопасности пищевых продуктов. Кроме того, как отмечают аналитики, потребительские предпочтения смещаются в пользу свежих и скоропортящихся продуктов, а значит, производители продуктов питания должны применять новые технологии обработки и консервирования, то есть им потребуется технологически более совершенное оборудование. Отсюда — новый вектор развития пищевого машиностроения.
Среди рисков, которые могут повлиять на развитие отечественного машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, в Минпромторге называют нестабильность потребительского спроса на продукты питания, колебания курса рубля, рост цен на сырье, материалы, комплектующие и энергоносители, а также увеличение логистических затрат. Это повлечет за собой повышение себестоимости готовой машиностроительной продукции и сокращение экспортных рынков сбыта.