Донской обувщик построил производственный комплекс площадью 1,8 тыс. кв. м
Донской производитель обуви Basarab построил собственный производственный комплекс площадью почти 1,8 тыс. кв. м в Пролетарске, в два раза больше, чем компания занимала на арендованных площадях. Это позволит компании в течение года увеличить объем производства на 20-30%. В планах на 2024 год — открытие фирменного магазина в Москве. Один из участников рынка говорит, что конкуренция среди продавцов сумасшедшая, но и спрос на обувь за последний год заметно вырос.
Производитель обуви Basarab открыл новые цеха, склад готовой продукции и офис в Пролетарске. Земельный участок для реализации проекта компания приобрела в середине 2021 года. Строительство шло больше полутора лет. До открытия собственного комплекса Basarab работал в арендованных помещениях. После переезда от аренды отказались.
— Наше развитие очень сдерживали стены. Мы около трех лет топтались на месте. Хотели расти, но не могли. Элементарно нового сапожника некуда было посадить, — говорит основательница бренда Basarab Инна Яцко. — Когда мы открывали бизнес, арендовали помещение в двухэтажном здании площадью 150 кв. метров. Потом захватили еще 100 кв. м и весь первый этаж, потом перешли на второй этаж и в итоге заняли все 600 кв. м. Плюс отдельно арендовали склад площадью 250 кв. м. Мы уперлись в эти стены и понимали, что нужно срочно строить собственное здание и переезжать.
Новая площадка компании более чем в два раза больше предыдущей. Теперь производственный блок занимает 960 метров, склад — 500 кв. м, офис — 330 кв. м. В строительство комплекса вложили около 60 млн рублей. Сейчас сотрудники компании налаживают производство на новом месте. Переезд дает возможность разместить оборудование, которое в прошлом здании не помещалось, отмечает Инна Яцко. Так, в новом здании установили станок для прошивки обуви, который простаивал в предыдущем помещении из-за нехватки места для рабочего, и приобрели аналогичный новый станок. В старом помещении некоторые станки просто не могли внести в цех из-за узких проемов. Новое производство построено с учетом технологического расширения.
В течение года компания планирует увеличить объем производства на 20-30%. Сейчас Basarab производит 130-150 пар обуви в день. В планах на 2024 год — разместить в новом здании блок станков, который упростит и автоматизирует затяжку пяточной и носовой частей обуви. Это позволит улучшить качество изделий и наладить массовый выпуск моделей, которые Basarab хочет производить большими объемами, говорит Инна Яцко:
— Нам важно, чтобы при росте производства не страдало качество. Можно расти очень быстрыми темпами, но тогда обязательно начнет страдать качество. Мы за рост по чуть-чуть, а не за ударные пятилетки. У нас все-таки ручной труд, и мы не хотим переводить производство на бездушный поток. Мы если и ставим станки, то в первую очередь не для количества, а для качества. Автоматическая затяжка пятки и носа дает возможность использовать подносок — это деталь обуви, встроенная внутрь носочной части обуви и необходимая для защиты изделия от деформаций и защиты ноги от ударов и падений тяжелых предметов. Кроме того, у нас появляется возможность использовать материал пяточной части, который не намокает и не теряет свою форму. Пятка не просаживается и за счет этого срок службы обуви увеличивается, она носится долгие-долгие годы.
В ближайшие 2-3 года компания рассматривает возможность строительства отдельного здания для склада готовой продукции площадью около 1,5 тыс. кв. м. В помещении, где сейчас располагается склад, в будущем разместится цех конвейерного пошива. Реализация этих планов будет зависеть от кадрового вопроса.
— Швейный труд мы никак не автоматизируем, поэтому все будет зависеть от того, сможем ли мы найти в Пролетарске нужное количество сотрудников, уточняет собеседница N.
Компания планирует расширять не только производство, но и каналы продаж. В 2024 году Basarab нацелен открыть магазин в одном из торговых центров в Москве. Сейчас компания продает свои изделия через собственный сайт и свои соцсети.
— Свой магазин — это первый наш серьезный шаг в офлайн-бизнес, — считает Инна Яцко. — У нас большая часть клиентов из Москвы. Чаще всего обувь заказывают оттуда. Клиенты из других регионов бывают в Москве чаще, чем, например, в Ростове, поэтому выбор пал на Москву. В торговых центрах из обуви, по сути, нечего выбрать. Хорошего продукта катастрофически не хватает. Я думаю, мы найдем и займем свою нишу на рынке розничных магазинов.
Комментируя ситуацию на рынке обуви, Инна Яцко говорит, что спрос в течение прошлого года был сбалансированным:
— Уход зарубежных брендов с рынка способствовал увеличению спроса, однако из-за ряда негативных социально-экономических факторов мы наблюдали и периоды снижения спроса. Люди сейчас придерживают деньги, поэтому спрос сбалансированный — одни рыночные факторы уравнивают другие.
Один из участников рынка гендиректор ростовского обувного предприятия ООО «Бекар» (ТМ Yuros, Coexo и InYour) Антон Ростовцев говорит, что спрос на обувь за последний год заметно вырос, но и конкуренция стала сумасшедшей:
— Рынок занимают мастодонты онлайн-рынка, которые вагонами привозят из Китая дешевую обувь и продают здесь через маркетплейсы, а также федеральные сети розничных магазинов. Крупных производителей обуви в Ростовской области уже не осталось. Трудоспособного населения, которое готово и хочет работать в отрасли, мало. Опытные кадры из старшего поколения, кто работал лет 20 лет назад, уходят на пенсию, а новые кадры в отрасль не пришли. Спрос на обувь растет, но расширять производство не получается из-за нехватки специалистов и проблем с логистикой. Кожевенные заводы не могут быстро выдавать необходимые объемы материала из-за недостатка химии, импортируемой из-за рубежа.
«Бекар» продает 80-90% своего ассортимент на маркетплейсах, 10-20% — оптом. По словам Антона Ростовцева, покупатель становится менее избирательным и готов покупать малораскрученные неизвестные бренды, в приоритете у него доступная цена и хорошее качество:
— Мы делаем ставку на электронную торговлю. Офлайн-торговля была на пике в 2010-2014 годах. Сейчас идет переоценка ценностей. Ускоренный темп жизни не оставляет человеку времени ходить по магазинам.
По данным Росстата, объем производства обуви в России в 2022 году вырос на 5,3%, до 112 млн пар обуви в год.