г. Ростов-на-Дону
15 ноября 2025 14:09:14
81.13
95.1

«Дома надо стараться о работе не говорить»

Мастерская «Хорошко» имеет историю более четверти века. У ее руля стоит мастер по дереву в третьем поколении Михаил Хорошко. Его дед был плотником на предприятии, и к нему после армии пришел Михаил на стажировку. В 1994 году была образована столярная мастерская «Хорошко», в которой сейчас помимо Михаила с супругой работает и его сын — Артем Хорошко.

Сначала они производили двери и окна, затем построили новое производство в Ленинаване, расширились до 1500 квадратных метров и начали специализироваться на изготовлении дверей, мебели, лестниц и модульного паркета в премиум-сегменте.

— Отец у меня творческий человек. Я сейчас занимаюсь автоматизацией производства, маркетингом, делаю предприятие еще более современным. Мама руководит финансовым отделом. Они с отцом больше 30 лет вместе в бизнесе, как открылись, она с самого первого дня, — рассказывает Артем.

Клиенты больше доверяют семейному бизнесу, потому что у него крепкая основа, считает Михаил Хорошко.

— Если семья хрупкая, то ваше общее дело долго не проживет. А если у людей есть сплоченность, любовь и дружба, то это все позитивно влияет на компанию. Когда в семейном предприятии нет любви, а только бизнес, то это неправильно, — уверен он.

С ним согласен и Артем, отмечая, что для любого партнерского бизнеса, не только семейного, нужно «дорасти головой».

— Надо понимать, что у каждого есть своя зона ответственности и свои задачи. Семейный бизнес еще сложен тем, что, например, если со сторонним партнером есть какие-то недопонимания или, еще хуже, конфликт, если зашли в тупик, всегда можно разойтись, а вот в семье этого допускать нельзя, — говорит Артем.

По словам Артема, у них иногда бывают разногласия из-за каких-то рабочих вопросов, но чтобы настоящий конфликт — такого не случается.

— Мы каждый высказываем свою точку зрения и сходимся на чем-то одном. В этом плане мне очень повезло с отцом, с мамой, что у них тоже такая позиция, и мы можем аргументированно все обсуждать, — отмечает он.

— Хорошо иметь общий бизнес, когда у вас есть понимание и диалог в семье, вместе работаете над общими задачами. Когда цели достигаются, то это, конечно, укрепляет отношения. Но при этом нужно понимать, что также есть личная жизнь. Дома надо стараться о бизнесе не говорить, иначе все превращается в бесконечный рабочий процесс, — рассказывает Артем.

Мастерская сейчас работает в нише премиум-сегмента.

— Мы берем проекты. То есть когда человек построил дом или офис, у него есть дизайн-проект, а дальше он заказывает сразу мебель, двери, гардеробные, лестницу. Из-за высокой стоимости изделий наш клиент не относится к массовому. Но у нас много проектов. Поскольку работаем уже 30 лет, бренд говорит сам за себя, — поясняет Артем.

По его словам, основной источник продвижения — личные рекомендации. Можно через соцсети или через прессу поддерживать имидж компании, чтобы бренд был на слуху, но 80% — это рекомендации, в премиум-сегменте работают практически только они, говорит Артем.

Сейчас в компании — 17 сотрудников и административный персонал, всего около 20 человек. Отвечая на вопрос, нужны ли какие-то дополнительные льготы семейному бизнесу, Артем говорит, что компания и так активно пользуется помощью Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства, получает льготные займы.

— Государство спрашивает бизнес: чем помочь вам? А бизнес всегда отвечает, вы нам, главное, не мешайте, мы справимся. Поэтому те меры поддержки, которые сейчас представлены, вполне отвечают нашим потребностям, — говорит собеседник.

Мастерская работает не только на ростовский рынок, клиенты есть также в Москве, Краснодаре, Чеченской Республике, Санкт-Петербурге.

— Конечно, хотим быть представлены еще больше на федеральном уровне, этому бы помогло открытие шоурума в столице. А так у нас построено новое и современное предприятие, надо наладить работу, оптимизировать процессы, а дальше можно расширяться. Нет того, чего бы мы не могли сделать. Это, наверное, наше преимущество. Люди могут походить по разным предприятиям, там откажут, тут откажут, потому что это непростая работа. Мы беремся за проекты любой сложности, — отмечает Артем.

Всем, кто планирует начать семейный бизнес, он советует стремиться слышать друг друга. Это ключевое условие, чтобы бизнес вообще существовал.

— Уметь договариваться и друг друга слушать. Важно, когда каждый из членов семьи вовлечен в работу, знает точно границы, за что он отвечает, а за что — его родственник. И зоны ответственности не пересекаются. Вот тогда все хорошо. Иначе возникают споры и конфликты, — подытожил Артем.

Его отец, отвечая на вопрос, хочет ли он, чтобы следующие поколения продолжили их общие дело, отметил, что дети должны сами делать выбор:

— Конечно, хотелось бы, чтобы они были вовлечены в наше дело, потому что оно мне кажется интересным. Но заставлять никого точно не надо. Надо заниматься тем, что по душе.

Просмотров: 2064

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«Дома надо стараться о работе не говорить»
Ростовский бренд одежды DNK Russia совместно с Роскосмосом выпустил новую лимитированную коллекцию, флагманом которой стала обновленная куртка-скафандр. После того как в прошлом году на продукцию ростовской компании обратил внимание Владимир Путин, компания отметилась совместным проектом со спортивным клубом ЦСКА и сейчас готовит к выпуску еще ряд ностальгических национальных коллекций. Корреспондентка N поговорила о развитии компании с одной из основательниц бренда Анной Ничковой.
Практика бизнеса
«Дома надо стараться о работе не говорить»
Компания «Аква-Юг», входящая в торгово-производственную группу «XXI век», наладит на недавно приобретенном ликеро-водочном заводе «Стандартъ» в Нижегородской области производство безалкогольных напитков под марками Cola Origin, Lemon Strike и др. Для этого на предприятии установят новое оборудование. Пока завод выпускает алкогольную продукцию, будет ли сохранено это производство, новый собственник еще не решил.
Практика бизнеса
«Дома надо стараться о работе не говорить»
На винодельне «Вина Арпачина» заработала первая очередь гостиницы. Винодел Юрий Малик запустил на винодельне «Вина Арпачина» гостиничные номера в высоком ценовом сегменте. У нескольких региональных винзаводов уже есть собственный номерной фонд, однако эти варианты размещения в разы дешевле. Участники рынка и эксперты говорят о перспективности винного туризма и незанятости ниши. Единственным прямым конкурентом, по их словам, может стать винодельня в х. Старозолотовском, которая готовится к запуску в следующем году.
Практика бизнеса
«Дома надо стараться о работе не говорить»
С 1 ноября красное и белое вино винодельческого хозяйства «Эльбузд» из Ростовской области продается в вагонах-бистро двух поездов. Первый — «Тихий Дон», который следует по маршруту Ростов — Москва. Второй — «Премиум». Он работает на линии Анапа — Москва, идет через Ростов.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.