г. Ростов-на-Дону
19 декабря 2025 07:25:51
80.03
94.25

«До 30% прибыли дают сопутствующие услуги»

ООО «ГЭС розница», управляющее из Ростова федеральной сетью АЗС «Газпром», за год вложит в модернизацию станций и улучшение сервиса более миллиарда рублей. По словам гендиректора компании Анатолия Ващенко, программа-максимум — довести долю сопутствующих услуг до 50% в общем объеме валовой прибыли.

Анатолий Ващенко Ростовское ООО «ГЭС розница», развивающее сеть из 480 АЗС под брендами «Газпром» и SALAVAT, приостановило ее количественный рост. Гендиректор компании Анатолий Ващенко объясняет, что число станций оптимально и соответствует объемам выпуска продукции нефтезаводами «Газпрома», которому опосредованно принадлежит «ГЭС розница». Точкой роста глава компании называет модернизацию станций и развитие дополнительных сервисов. В 2016 году инвестпрограмма на эти цели превысила 1 млрд руб., и в этом ее размер будет сопоставим. 20–25% суммы — затраты на обновление АЗС «Газпром» в Ростовской области.

N: — В октябре прошлого года вы говорили N, что сеть АЗС «Газпром» представлена в 24 регионах России, а общее количество станций — 472. Что изменилось за прошедшее время? А.В.: — Существенных количественных изменений не произошло. За прошлый год мы приросли всего 8 заправками в Астраханской, Волгоградской и Белгородской областях. Прежде они управлялись другими «дочками» нашей головной компании — АО «Газпром газэнергосеть», но затем были переданы в управление нам. Были также проведены полная реконструкция и ребрендинг нашей сети в Оренбурге. Заправочные станции, которые ранее работали под брендом SALAVAT, были приведены к единому фирменному стилю сети АЗС «Газпром».

В целом в 2016 году инвестпрограмма составила более 1 млрд руб., из них около 250 млн руб. — вложения в станции, расположенные в Ростовской области. Эти средства потрачены на модернизацию АЗС, замену оборудования для налива топлива, увеличение количества дополнительных услуг, расширение площади магазинов на станциях и ассортимента товаров.

Среди прочего мы сделали на станциях хорошие туалетные комнаты. Казалось бы, простая вещь, но немаловажная. Это может прозвучать нескромно, но сейчас по всей трассе М-4 наши санузлы — лучшие. Все эти дополнительные услуги привлекают клиентов, людям в поездке эти детали очень важны.

N: — В этом году модернизация продолжится? А.В.: — Да, инвестпрограмма уже утверждена. Она составит не менее 1 млрд руб. Конкретную цифру я смогу назвать, когда мы ее освоим. В Ростовской области намереваемся вложить около 200-260 млн руб. Новые заправки открывать не планируем. При этом в течение 2 лет будут обновляться наши АЗС в Башкирии, сейчас они работают под брендом SALAVAT. Также обновление коснется части АЗС в Краснодарском крае, в Ростовской, Воронежской, Тульской и Липецкой областях.

Одна из главных задач этого года — улучшение обслуживания в магазинах на АЗС. Заменим часть кофемашин для более оперативного обслуживания клиентов, а также для расширения ассортимента напитков; улучшим качество кофейного зерна. Мы видим спрос, это точка роста в сопутствующих товарах и услугах.

N: — Получается, вы второй год подряд не расширяете сеть, а только вкладываете в сервис и допуслуги… А.В.: — Раньше мы с конкурентами еще сражались за качество продукта, а сейчас у крупнейших игроков оно, по сути, одинаковое. У всех — 5-й класс топлива, тут уже ничего не придумаешь. Обыграть можно только сервисом, уровнем обслуживания.

Сопутствующие услуги растут существенно. Сейчас на их долю в валовой прибыли компании в некоторых регионах присутствия нашей сети приходится до 30%. Головной компанией — АО «Газпром газэнергосеть» — принята программа расширения сети магазинов на АЗС. Мы меняем форматы, увеличиваем внутреннее пространство: чтобы клиент, заправившись, прошел по магазину, смог поесть, купить что-то нужное в дорогу. В Европе, к примеру, можно часто наблюдать, как люди заезжают на заправку, чтобы просто перекусить в кафе.

N: — Рассчитываете на дальнейший рост этого направления? А.В.: — Да, конечно. Хороший показатель — это 50%. Пока в России подобных результатов добилась только сеть BP в Москве. Там водитель заправляет автомобиль, спокойно оставляет свою машину на стоянке у АЗС, а затем отправляется пить кофе в магазин на заправке. И за чашечкой кофе может приятно провести время, отдохнуть. Формат больших комплексов, безусловно, перспективен. Особенно на трассах, когда водителю предстоит длительная поездка.

N: — Земельные участки под АЗС у вас в собственности? А.В.: — Сегодня более 70% участков у нас в собственности.

N: — Почему вы прекратили строить новые станции? А.В.: — Сейчас у нас оптимальное количество автозаправочных станций. И оно соответствует объему нефтепродуктов, поставляемых с заводов Группы «Газпром».

В дальнейшем при наращивании объемов выпуска светлых нефтепродуктов на заводах можно будет говорить и о расширении сети. Ведь розничное предложение должно соотноситься с производственными возможностями. А мы поставляем бензины и дизель с газпромовских предприятий и, соответственно, исходим из объемов их выпуска.

Так что пока делаем акцент на качественных дополнительных услугах.

N: — Кто главные конкуренты сети АЗС «Газпром»? А.В.: — Самая крупная компания в стране — это «РОСНЕФТЬ». Затем идет «ЛУКОЙЛ», на юге его позиции особенно сильны. В том числе потому, что здесь работает сбытовое подразделение «ЛУКОЙЛ-Нижне­волж­скнефтепродут». Наша сеть — третья на южном розничном рынке по численности активов. В Ростовской области дела обстоят схожим образом.

Как я уже сказал, обыграть сейчас можно только сервисом. По этой причине у нас всегда и на всех АЗС работают заправщики. Тем более что сейчас все больше женщин становятся водителями. А они часто не очень дружат с заправочными пистолетами и топливными баками. Чем потом ремонтировать колонки, лучше сразу нанять заправщиков. (Смеется.)

Заправщики работают у нас во всех регионах. Причем, когда мы начинали работать в Башкортостане, в центральных регионах России, не на многих АЗС можно было встретить заправщика, а потому это стало одним из конкурентных преимуществ компании.

Борьба за каждого клиента сегодня очень плотная — мы никого из игроков не сбрасываем со счетов, включая региональные сети, АЗС «Прогресс» например.

N: — По нашим данным, «Газпромнефть» — другая розничная сеть ПАО «Газпром», не представленная в Ростовской области, — планирует прийти в регион. Как вы оцениваете вероятность такого шага? А.В.: — Что касается появления заправок «Газпромнефти» в Ростовской области, возможно, они и появятся. Но у меня есть сомнения. Мы с «Газпромнефтью» конкурируем. Пересекаемся в Смоленской, Калужской и Самарской областях, а также в Краснодарском крае. Так сложилось, и в большинстве случаев наши позиции в «общих» регионах немного слабее.

Вообще, решения в «Газпроме» принимаются консолидированно, смысла заводить две аналогичные сети в один регион нет. Мы практически идентичны, но они главным образом развивают АЗС в Сибири и центральной полосе России, а мы — на юге. Когда в регион заходят компании с аналогичным брендом, конкуренция становится такой, что ни одна из них не оказывается в выигрыше.

N: — Какие факторы влияют на ценообразование? На какие из них можете повлиять вы? А.В.: — Наша компания покупает нефтепродукты по цене товарно-сырьевой биржи в Санкт-Петербурге. Это контролируется ФАС. Каждые 10 дней мы отправляем им строгий отчет. Основное ценообразование складывается не на заправках, а при производстве нефтепродуктов. Существенная часть цены — это акцизы, налоги. Как мы можем на них повлиять? С 1 января, например, они опять были подняты. Больше 70% в составе цены — это налоги.

На наши АЗС поставляются нефтепродукты с заводов группы «Газпром». Решение о создании и развитии сети АЗС было связано с тем, чтобы обеспечить бесперебойный сбыт бензинов и дизельного топлива, произведенных на заводах.

N: — Как в этом году изменится цена на бензин? А.В.: — Я думаю, что рост в течение года составит не меньше рубля за литр.

N: — Вырос ли на фоне кризиса и роста цен на топливо спрос на топливо автоматизированных АЗС? А.В.: — Такие заправки сейчас достаточно популярны, и продажи на них растут. Разница в 50–60 копеек за литр, которая раньше не так стимулировала клиентов, все чаще становится определяющей. Пока на их долю приходится около 5–7% всех наших продаж, но тем не менее это перспективное направление. В настоящее время у сети «Газпром» 57 автоматических АЗС. И 13 из них работают в Ростовской области.

Сегодня очень сложно получить разрешение на строительство полноформатной АЗС в городе. Нужны большие санитарно-защитные зоны, значительные по площади неосвоенные участки, которых в городах почти что нет. А малый формат таких площадей не требует. Разместить подобную станцию можно на двух сот­ках земли.

N: — Вы уже ощутили конкуренцию со стороны автоматизированных мини-АЗС FLASH, сеть которых развивает ваш бывший руководитель Алексей Фролов? А.В.: — Я видел их. Станции красивые.

N: — Заправлялись? А.В.: — Не заправлялся, но, естественно, анализировал. (Смеется.)

N: — Как вам работается без г-на Фролова, долгое время руководившего сетью АЗС «Газпром»? А.В.: — Алексей Валентинович выстроил компанию, отладил все бизнес-процессы. Создание и развитие сети до существующего масштаба — это его заслуга. Мы продолжаем начатое им дело.

N: — Чем можно объяснить сегодня, что федеральная сеть АЗС управляется из Ростова? А.В.: — Так сложилось истори­чески. С конца 1990-х и до 2006 года ростовская группа «Инвестпром» занималась продажами ГСМ. 

В 2006 году наша материнская компания — АО «Газпром газэнергосеть» (до 2010 г. — ОАО «Газэнер­госеть», с 2010 по 2014 гг. — ОАО «Газпром газэнергосеть») — приобрела активы «Инвестпрома» и учредила для развития сети заправочных станций Южную нефтегазовую компанию. От нее управление перешло к ТД «Альфа-Трейд, а в апреле 2014 года — к ООО «Газэнергосеть розница» (новой дочерней структуре АО «Газпром газэнергосеть»).

До покупки «Инвестпрома» АО «Газпром газэнергосеть» работало только с газовыми розничными активами. С нами компания начала развивать нефтяную розницу. Руководство решило не переводить управление из Ростова в Москву.

Когда мы выстраивали сеть, концепция была довести ее хотя бы до Москвы. И не просто покупать участки. Мы понимали, что заправки на трассе должны находиться на расстоянии 250–300 км — примерно на столько рассчитан топливный бак дальнобойщика. В итоге мы дошли до Южного Урала.

Отсюда и результаты. Залог успеха — это грамотно выстроенная сеть и правильно подобранный коллектив.

N: — С какими местными компаниями вы работаете? А.В.: — В Ростовской области мы работаем с местными поставщиками товаров и услуг по направлениям деятельности всех отделов компании. Это поставка товаров в магазины, хозяйственное снабжение АЗС, рекламно-информационные услуги и т. д.).

N: — Выручка в размере 70,2 млрд руб. по итогам 2015 года сделала «ГЭС розницу» крупнейшей компанией региона. Удалось ли вам повторить успех по итогам прошлого года? А.В.: — Мы нарастили выручку. Но окончательные итоги мы подведем только в конце февраля.

Просмотров: 24826

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«До 30% прибыли дают сопутствующие услуги»
Агропромышленный холдинг «СТЕПЬ» утвердил пятилетний план развития «РЗ Агро». Ранее этой компанией «СТЕПЬ» владела напополам с членами французской бизнес-семьи Луи-Дрейфус. В середине марта 2025 года стало известно, что донская агрогруппа получила полный контроль над предприятием. По данным руководства «СТЕПИ», потенциал «РЗ Агро» позволяет ежегодно увеличивать прибыль холдинга на 2,5 млрд руб.
Практика бизнеса
«До 30% прибыли дают сопутствующие услуги»
В Ростове-на-Дону прошла Альфа-Конфа — лучшее событие для бизнеса, объединяющее выступления известных спикеров с обширными возможностями для нетворкинга. Приглашенные банком эксперты поделились с гостями своим опытом решения предпринимательских задач и разобрали реальные кейсы участников мероприятия. Представители ростовского бизнес-сообщества отметили, что полученные знания можно сразу применять на практике.
Практика бизнеса
«До 30% прибыли дают сопутствующие услуги»
Предприниматель Алексей Чернявский, основавший в Сальске улиточную ферму, открыл гастробар, основой меню которого стали блюда из улитки собственного производства. Объемы выпуска фермы пока небольшие — 1,5 тонны улитки в год. Гастробар станет основным каналом сбыта готовой продукции.
Практика бизнеса
«До 30% прибыли дают сопутствующие услуги»
Вино пяти донских виноделен в этом году попало в рейтинги белых, красных и крепленых вин России, которые составил Роскачество. Большинство напитков получили высокую оценку — 4 балла из 5.

Для удобства работы с сайтом мы используем Cookies, оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения.