Бывшие конкуренты объединились ради скидок на алкоголь
Таганрогская сеть алкомаркетов «Градус» и продуктовых супермаркетов «Аида» открыли три магазина под общей вывеской «Аида». В рамках проекта по открытию совместных магазинов «Градусу» и «Аиде» удалось повысить размер предоставляемых дистрибьюторами скидок на алкоголь, а также укрепить свои позиции в конкурентной борьбе, которая в последнее время ужесточилась в связи с появлением на таганрогском рынке новых игроков.
Таганрогская сеть алкомаркетов «Градус», удвоившая за два года свою сеть до 20 магазинов, открыла три магазина под общей вывеской «Аида» с одноименной продуктовой сетью. Они представляют собой супермаркеты площадью 250, 450 и 1000 кв. м с большим ассортиментом алкоголя, сообщил N учредитель сети «Градус» Армен Егиазарян. Площадь алкомаркетов «Градус» составляет от 65 кв. м.
— За последние два года на таганрогском рынке появились новые игроки, в частности открылась новая «Лента» (второй в Таганроге гипермаркет «Лента» открылся в конце 2016 года, он стал одним из крупнейших магазинов сети на юге России. — N), кроме того, федеральные ретейлеры — «Пятерочка», «Магнит» — значительно повысили качество своего ассортимента и ценовую политику в плане алкоголя, — говорит г-н Егиазарян. — Открылись также магазины других сетей алкомаркетов. Мы поняли, что алкомаркетам в чистом виде, без продуктов, конкурировать в таких условиях будет очень тяжело.
По словам предпринимателя, он инициировал переговоры о запуске совместного проекта с собственником «Аиды» Эдвардом Леоняном, поскольку его сеть была самым сильным конкурентом «Градуса» в центре Таганрога.
— Они («Аида». — N) нас активно мониторили с точки зрения цен, и они популярны у покупателей как продовольственные магазины с доступными ценами и качественными товарами, что дает им дополнительные преимущества, — объясняет Армен Егиазарян. — При этом дистрибьюторы алкоголя использовали нашу конкуренцию в своих интересах. Их менеджеры, например, могли давить на меня, рассказывая, что «Аида» закупает ту или иную позицию по определенной цене, поэтому им нет смысла давать мне дополнительную скидку. Наше объявление о планах слияния позволило получить у поставщиков более выгодные условия сотрудничества. Если раньше мы считали очень хорошей скидку в размере 30%, то сейчас она доходит до 40%.
Для открытия совместных магазинов «Аида» и «Градус» выбрали площадки на улицах Таганрога с наиболее оживленным трафиком: Чехова, Дзержинского и Петровской. Объем вложений в запуск сети не разглашают, по словам г-на Егиазаряна, это «очень дорогостоящий» проект, только оборудование для каждого из супермаркетов обошлось в 10–12 млн рублей. Это одна из причин того, что на данный момент конкретных планов по открытию новых магазинов у ретейлеров нет, хотя они могут появиться, если будет предложение помещения подходящей площади в месте с хорошей проходимостью.
Раздел выручки производится на основе «джентльменского соглашения», уточнил представитель «Градуса».
Помимо больших вложений развитие сети ограничивает неопределенная ситуация на рынке, говорит представитель «Градуса». В частности, пока неизвестно, как изменится стратегия развития «Магнита» после смены его руководителя. Кроме того, в Таганроге активно развивается федеральная сеть алкомаркетов «Красное & Белое», уже открывшая в городе семь магазинов. Большее количество алкомаркетов сети открылось в Ростовской области только в Шахтах, где их 8. Стоит отметить, что в ассортименте «Красного & Белого» присутствуют продукты помимо снеков и закусок — мясные, хлебобулочные, бакалея, фрукты, овощи и т. д.
По наблюдениям корреспондента N, цены на продукты по ряду позиций в этой сети ниже, чем в большинстве других торговых точек Таганрога.
В сети «Красное & Белое» на запрос N не ответили. В 2015 году (сеть «Красное & Белое» вышла на рынок в 2006 году) в интервью «РБК» основатель этой сети Сергей Студенников утверждал, что добавил в ассортимент своих магазинов продукты питания по просьбам покупателей, которые предпочитают совершать небольшие покупки в магазинах у дома. Предприниматель объяснил это тем, что в условиях падения доходов люди стремятся избежать лишних расходов, связанных с походами в крупные магазины и торговые центры. Это вполне соответствует действиям сети в Таганроге, где 6 из 7 магазинов «Красное & Белое» открылись за пределами центра города.
— Играет свою роль и стагнация в экономике — покупатели чаще выбирают более дешевые марки, — добавляет Армен Егиазарян. — На фоне этого в нашем ассортименте растет доля отечественной продукции. Если 2 года назад на российские вина приходилось около 20% ассортимента, то сейчас этот показатель — около 50% за счет крымских, кубанских и донских вин. Виски раньше был на 100% импортный, а в настоящее время за счет того, что ряд производителей начали или начинают разливать его в России, причем речь идет о популярных марках, в частности White Horse и William Lowson’s, около 10% этого сегмента заняла отечественная продукция — это обусловлено падением курса рубля и отсутствием соответствующего роста доходов населения.
По мнению руководителя таганрогской сети продовольственных магазинов «ИванКа» Сергея Великотского, совместный проект с «Аидой» может быть для «Градуса» эффективным путем развития в условиях падения спроса на алкоголь и его смещения в низкий ценовой сегмент.
Эксперт предполагает, что сеть алкомаркетов столкнулась с уменьшением потока покупателей в собственных магазинах. В продовольственных же супермаркетах алкоголь может быть сопутствующей покупкой к тому или иному набору продуктов.
— Если раньше в ассортименте и выручке продовольственного магазина алкоголь занимал 25–35%, то сейчас это максимум 20%, — пояснил г-н Великотский. — Особенно сильно упали продажи импортного алкоголя, на которых отразилась девальвация рубля в 2014– 2015 годах. Люди стали пить более дешевый алкоголь, и очень многие начали изготавливать крепкие напитки дома.