Безалкогольные напитки потеснят ликеры и водку
Компания «Аква-Юг», входящая в торгово-производственную группу «XXI век», наладит на недавно приобретенном ликеро-водочном заводе «Стандартъ» в Нижегородской области производство безалкогольных напитков под марками Cola Origin, Lemon Strike и др. Для этого на предприятии установят новое оборудование. Пока завод выпускает алкогольную продукцию, будет ли сохранено это производство, новый собственник еще не решил.
Производитель напитков компания «Аква-Юг», входящая в состав ГК «XXI век», собирается наладить производство безалкогольных напитков на ликеро-водочном заводе «Стандартъ» в городе Выксе Нижегородской области. О покупке ростовской группой этого завода недавно сообщал N. Планами в отношении нового актива с корреспонденткой N поделилась директор по развитию ООО «Компания “Аква-Юг”» Любовь Процкова.
— Группа компаний «XXI век» не рассматривала выход на алкогольный рынок. Интерес к предприятию ООО «Стандартъ» был связан с возможностью расширения существующего бизнеса в сегменте безалкогольных напитков, — заявила г-жа Процкова. — На сегодняшний день значительная часть наших партнеров — это крупные федеральные и сетевые клиенты, такие как X5 Retail Group, а также «Светофор» и «Маяк», работающие преимущественно по тендерным контрактам, где важным критерием является наличие производственных мощностей в различных регионах страны. Приобретение завода стало стратегическим шагом, направленным на укрепление партнерских отношений, расширение географии присутствия и увеличение производственных возможностей группы. Сейчас мы ощущаем, что запрос на продукцию больше, чем наши производственные мощности. В планах на ближайший год — выход за пределы регионов присутствия и предложение нашей продукции более широкой аудитории.
По словам собеседницы N, на новой площадке планируется установка современной линии по розливу питьевой воды и безалкогольных напитков. На заводе наладят выпуск ключевых брендов — Cola Origin, Lemon Strike, Just Orange и OZKO.
— Эти торговые марки хорошо известны на юге России, мы развиваем их уже много лет, они зарекомендовали себя как качественные и конкурентоспособные продукты. Особая гордость нашей команды — сохраненные технологии, позволяющие обеспечивать максимально чистый состав при доступной цене. Мы используем натуральные ингредиенты, а основой всей продукции остается артезианская вода — одна из самых чистых и полезных природных основ, — сообщила г-жа Процкова.
Сейчас разрабатывается программа модернизации и технического переоснащения. Собеседница N уточнила, что сегодня завод выполняет обязательства по текущим партнерствам и разливает «родные» алкогольные бренды, но впереди реконструкция. Вопрос дальнейшего использования оборудования ликеро-водочного завода для компании пока остается открытым. Технологически оно не подходит для розлива безалкогольной продукции, поэтому рассматриваются несколько сценариев — от частичной модернизации до продажи.
— Окончательное решение будет принято после завершения технической оценки и утверждения проекта реконструкции, — отметила собеседница N.
Стоимость сделки в компании не раскрывают.
Насколько вырастут мощности «Аква-Юга», Любовь Процкова не уточнила. По ее словам, это станет ясно после того, как будут разработаны программа модернизации и инвестплан.
«Аква-Юг» выпускает безалкогольные напитки и питьевую воду под собственными марками и СТМ в селе Покровском Неклиновского района Ростовской области. Продукция поставляется в 20 регионов России помимо Ростовской области. Текущий объем производственных мощностей компания не раскрывает. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2024 году выручка ООО «Компания “Аква-Юг”» составила 767,2 млн рублей (рост 5% к 2023 году), чистая прибыль снизилась на 15%, до 65,2 млн рублей.
По данным исследования агентства MegaResearch, опубликованного в журнале «Российский продовольственный рынок», в 2024 году производство безалкогольных напитков в России выросло на 24,7% по сравнению с предыдущим годом и достигло рекордных 24,7 млрд литров. В стоимостном выражении объем производства превысил 450 млрд руб. Рост в объемах в 2024 году был гораздо выше среднего за последние годы что, по мнению аналитиков, отражает адаптацию отрасли к новым экономическим условиям. Небольшая часть произведенных объемов экспортируется: в 2024 году объем экспорта составил 26,3 млрд руб. (снижение 5%), основные покупатели — страны ЕАЭС.
Российские производители занимают значительную долю отечественного рынка. Объемы импорта безалкогольных напитков в 2024 году составили 64,6 млрд руб., за год он вырос на 22% в денежном выражении. За пять лет рост — 1,54 раза. В первую очередь он объясняется ослаблением рубля по отношению к доллару США (за этот же период — в 1,53 раза).
По оценкам аналитиков, к 2029-2030 году объем рынка безалкогольных напитков в России достигнет порядка 30-32 млрд литров при среднем ежегодном темпе роста около 5-6%. Рост будет стимулировать развитие сегментов минеральной и питьевой воды, функциональных напитков, а также напитков с пониженным содержанием сахара и натуральных ингредиентов. Импорт преимущественно будет замещаться локальным производством. Среди производителей выигрывать будут те, кто быстро подстраивается под новые привычки потребителей, предлагая полезные альтернативы, новые форматы и свежие вкусы.
Источник отмечает, что конкуренция между производителями в России растет. Сегодня реализуется несколько крупных инвестпроектов по созданию новых производств, уже существующие предприятия модернизируются и увеличивают мощности. В том числе в Ростовской области. Как писал N, в этом году в поселке Опытном Аксайского района Ростовской области ГК «Лидер» запустила новый завод безалкогольных напитков за 2,4 млрд руб. Проектная годовая производственная мощность превышает 200 млн литров.