Юристу поможет робот
Предприниматели Сергей Черкашов и Антон Силинский разрабатывают платформу, которая упростит процесс подготовки документов для банкротства физических лиц, автоматизирует работу юристов и устранит бумажную волокиту. Кроме того, сервис позволит финансовым управляющим находить клиентов и выбирать дела по банкротству.
Чтобы обанкротиться и списать долги, нужно подготовить около 150 страниц документов для подачи в арбитражный суд. Такая информация, как ФИО банкрота, его доходы, сумма долга и причина банкротства, кочуют со страницы на страницу и набираются вручную. Автоматизировать процесс оформления документов на банкротство физических лиц и тем самым снять большую нагрузку с юристов решили руководители компании «Правое дело» Антон Силинский и Сергей Черкашов. Разработанная ими платформа, название которой еще не придумано, позволяет сократить время заполнения документов с 8 часов до нескольких минут. Клиент один раз заполняет анкету, а робот автоматически переносит данные в другие документы.
Идея автоматизировать процесс банкротства появилась, когда основатели проекта столкнулись с необходимостью заполнять документы десятков своих клиентов.
— У нашей компании был большой штат сотрудников — 29 человек. В 2014 году случился кассовый разрыв, и пришлось увольнять людей. Это была очень неприятная ситуация. Мы вели клиентов вдвоем. Сами начали оформлять все документы и поняли, что не справимся, если будем заполнять их вручную. Именно тогда мы стали делать первые шаги к автоматизации, — рассказывает директор юридической компании «Правое дело» Антон Силинский.
Банкротство — это набор документов, которые необходимо готовить к определенным датам, говорят предприниматели. Подавляющее большинство бумажек однотипны и ничем принципиально не отличаются.
— Возникла простая идея: зачем сотруднику заполнять документы вручную, если это может делать робот. Человек заполняет анкету в личном кабинете, выбирая варианты ответа, которые подходят его ситуации, и система автоматически переносит их в документ, например в бланк заявления о банкротстве, — говорит сооснователь проекта Сергей Черкашов. — Сотрудник делает это долго, допускает опечатки. Когда заполняешь сотню страниц, глаз замыливается, а робот работает быстро и без ошибок. Сейчас 5 юристов делают большую работу, чем в 2014 году 29 специалистов.
К платформе подключаются сам должник, сотрудник юридической фирмы и финансовый управляющий, который ведет процедуру банкротства. Для каждого из них приложением предусмотрен свой функционал. Клиент, который хочет списать долги и обращается в юридическую компанию, может не носить кипу бумаг в офис, а загрузить их через сайт. Кроме того, в личном кабинете каждого клиента размещается перечень справок, которые ему необходимо собрать. В приложении клиент заполняет анкету с базовой информацией о своей ситуации, а юрист там же ее редактирует:
— Клиент пишет обывательским языком. Наш сотрудник переводит текст на юридический. Фразу «меня обманули» заменяет на «действия данной кредитной организации ввели клиента в заблуждение». После заполнения анкеты, как правило, требуется еще пара звонков клиенту и уточнение некоторых данных. Потом они автоматически переносятся роботом в другие документы, — отмечает Антон Силинский.
Доступ к ним получает и финансовый управляющий, который ведет дело. Он видит сводную информацию о клиенте, получает возможность работать с готовыми бланками документов и быстро оформлять их.
Сейчас Сергей и Антон тестируют платформу внутри своей компании. В виде личного кабинета клиента она интегрирована в сайт «Правого дела». Создано и мобильное приложение.
— Изначально мы делали эту платформу для себя, но потом решили адаптировать ее для всех участников рынка. В следующем году планируем развивать b2b-направление и предлагать пользоваться сервисом другим юридическим компаниям. Сейчас финансовым управляющим довольно сложно работать на нашей платформе. Визуальная часть и функционал еще не совершенны. Мы подключили двух финансовых управляющих к программе, они дают нам обратную связь, говорят, что удобно, а что нет. Постепенно вносим изменения и совершенствуем систему, — говорит Сергей Черкашов.
На базе платформы предполагается создать и сервис, который позволит финансовым управляющим находить и выбирать дела по банкротству. Тот, кто хочет обанкротиться, вносит предоплату, заполняет анкету и дает разрешение на ее размещение в интернете. Финансовый управляющий в свою очередь получает доступ к базе людей, желающих списать долги и готовых платить за это, а также к информации о них.
По словам авторов проекта, совершенных механизмов поиска клиентов у финансовых управляющих сегодня нет:
— Чтобы привлечь нескольких клиентов, финансовые управляющие тратят на рекламу от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. Можно искать через арбитражный суд, который передает информацию о должниках в саморегулируемые организации, но суд не раскрывает данные о долгах, и финансовый управляющий берет кота в мешке. Пользуясь нашим сервисом, специалист получит не только клиента, но и возможность готовить все документы автоматически.
Модель монетизации проекта сейчас прорабатывается. Вероятнее всего, финансовые управляющие и юридические компании будут платить за возможность пользоваться сервисом 5–10 тысяч рублей каждые полгода.
Сейчас сервис позволяет упростить процедуру банкротства только физических лиц. Банкротство юридических лиц гораздо более сложный для автоматизации процесс:
— Рынок банкротств физических лиц огромный, поэтому мы сконцентрировались на них. По данным Центробанка, около 60% трудоспособного населения сейчас в долгах и испытывает трудности с их погашением. Это миллионы человек. В месяц в нашу компанию обращается около 500–600 клиентов, которые хотят списать долги. В основном это те, кто набрал кредиты и не может их вернуть. Стоимость процедуры банкротства на рынке составляет в среднем 120–180 тысяч рублей. Рациональнее заплатить эти деньги, чем долг размером 400 тысяч.
Основатели проекта отмечают, что к платформе возможно подключение и кредиторов, но банки пока не готовы к этому.
— Банки не заинтересованы в том, чтобы люди банкротились. Технически можно создать базу заемщиков для кредиторов. Они смогут делать спецпредложения для должника, что позволит реструктуризировать долг и предотвратить банкротство, но пока банки мыслят категориями «взыскать» и «наказать». Не всегда службы взыскания понимают, что реструктуризация или уменьшение долга — это не уступка, а способ вернуть хотя бы часть денег. Мы регулярно общаемся с кредиторами, но им наше предложение пока неинтересно.
Некоторые кредитные организации сейчас работают на предупреждение банкротств и стараются не допускать кризисных ситуаций с возвращением средств, обучают своих клиентов, действующих и потенциальных. Для этого, например, создан Центр финансовой грамотности банка «Центр-инвест». Там бесплатно можно получить консультацию о кредитах, узнать, как правильно его оформить, что делать, если ухудшилась финансовая ситуация.
На создание платформы Антон и Сергей потратили около 5 млн рублей. По их словам, сервис стал сердцем компании и помогает экономить до 1,5 млн рублей в месяц. В ближайшие два года они планируют доработать функционал и дизайн приложения и сделать его массовым.