В Ростове начали делать зарядные станции для электромобилей
Компания «СКАТ-ЭЛЕКТРО» наладила производство зарядных станции для электромобилей и аксессуаров для них. Среди первых покупателей — строители жилых комплексов. В Ростове начали производить станции мощностью до 22 кВт, которые заряжают любые электромобили. Доля импортных комплектующих — всего 20%. Цена — 150 тыс. руб., что делает станции доступными как для домашнего, так и для корпоративного использования. В компании отмечают стремительный рост продаж электромобилей, так как электроэнергия обходится в 1,5-4,5 раза дешевле бензина. Немаловажно и стремление населения жить в городах с более чистым воздухом и меньшим количеством шума. Появились государственные стимулы для развития электротранспорта.
Станция переменного тока SKAT ELECTRO TECHNO мощностью до 22 кВт, которую начала производить ростовская компания «СКАТ-ЭЛЕКТРО», подключается к трехфазной сети (380 В) и заряжает почти все виды электромобилей.
— На полную зарядку уходит в среднем 3-4 часа. Есть электромобили, которые могут принять не более 7 кВт, и поэтому время их зарядки будет больше, — поясняет корреспонденту N директор компании «СКАТ-ЭЛЕКТРО» Евгений Долматов.
Но далеко не всегда, по его словам, автомобиль, как и смартфон, нужно заряжать полностью. — Вы приехали в торговый центр или кафе, поставили машину на зарядку, и за то время, пока вы отдыхаете, она получит достаточный заряд. Мы сознательно сделали ставку на станции переменного тока, так как их стоимость на порядок ниже, чем стоимость станций постоянного тока — сейчас это 150 тысяч против 3,5 млн рублей. Преимущество станций постоянного тока в том, что они могут зарядить авто за 30 минут. Но всегда ли нужна такая скорость? Чем больше будет доступных и качественных зарядных станций, тем проще будет пользователям. Наши станции можно устанавливать в подземных паркингах, на открытых автостоянках. Они работают по универсальному протоколу OCCP1.6 и 2.0.1 JSON.
Одним из первых покупателей ростовских станций, по словам собеседника N, стала компания «ЮгСпецСтрой». Проявили интерес и другие застройщики, однако, как признают в компании, не все из них еще готовы учитывать современные тенденции. А они таковы, что горожане хотят дышать чистым воздухом и сильно устают от шума. Появление в китайских городах значительного количества электротакси и каршеринга существенно продвинуло их в решении этих проблем.
В Ростове, по данным сервиса «Яндекс.Карты», пока действуют 25 общественных зарядных станций, в том числе и одна от «СКАТ-ЭЛЕКТРО». Они размещены в паркингах и на открытых автостоянках. Основная проблема, судя по отзывам пользователей, в том, что нередко места рядом с зарядками заняты обычными автомобилями. С парковкой в Ростове, как известно, непросто.
Разумеется, тому, кто покупает за 5 и более миллионов рублей электромобиль, желательно иметь гараж и зарядную станцию.
— Ни для кого не секрет, что в крупных городах часто можно столкнуться с дефицитом электрических мощностей, которые распределены неравномерно. Городские сети не учитывают пока развитие электротранспорта. Проще всего поставить станцию владельцу индивидуального дома, — говорит Евгений Долматов. — Человеку, который купил, скажем, место в паркинге жилого комплекса и хочет поставить там станцию зарядки, нужно будет пройти немало бюрократических ступеней от собрания собственников квартир до согласования с сетями. Кроме того, потратить на это придется сумму, многократно превышающую стоимость зарядной станции. Это как раз та сфера, где нужны новые нормативы, планы развития инфраструктуры. Я знаю, что в Новосибирске есть неплохой опыт такой работы.
И тем не менее в компании «СКАТ-ЭЛЕКТРО» уверены, что прогресс не остановить. На начало года в России, по словам Евгения Долматова, насчитывалось более 40 тысяч электромобилей. В прошлом году российский рынок новых электромобилей, по данным Автостата, вырос почти в 4,7 раза: было реализовано 14 089 штук. Столько еще не продавали. Более четверти (26,4%) пришлось на китайский бренд Zeekr (3724 шт.), который официально свои модели в Россию не поставляет. А вот на втором месте находится отечественный Evolute, который продал 2020 штук. Напомним, что в сентябре 2022 года в Липецкой области на заводе ООО «Моторинвест» был запущен первый в России специализированный завод электромобилей под брендом Evolute. Производственный цикл предприятия включает сварку, окраску и крупноузловую сборку (на первом этапе) из китайских комплектующих. С 1 января 2023 года государство, как известно, компенсирует 25% стоимости (но не более 625 тыс. руб.) при покупке электромобиля российского производства. На минувшей неделе премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что у России есть шанс создать неплохой электромобиль. Речь шла о машине «Атом», которую будут собирать на заводе «Москвич». Опять же не без помощи Китая.
Покупателей электрокаров, заметим, не только отечественных, власти поддерживают отменой платы за проезд по платным дорогам, в некоторых регионах для них упразднили транспортный налог и плату за парковку.
— Я думаю, рынок будет расти. Электричество продолжит вытеснять бензин. На 100 км пути электромобиль тратит 17-18 кВт, традиционный — 10 литров бензина. В рублях это разница в 1,5-4,5 раза не в пользу традиционного топлива, — говорит Евгений Долматов.
Сейчас ростовский производитель может делать до сотни станций в месяц. Продажи, учитывая дилерскую сеть ГК «Бастион», в которую входит «СКАТ-ЭЛЕКТРО», идут по всей России. Есть первые поставки в соседние страны: Киргизия, Узбекистан. Недавно ростовчане нашли покупателей в ОАЭ.
— Рынок привлекает многих, но не все имеют на нем долгосрочные цели, — говорит Евгений Долматов. — Есть перепродавцы дешевой продукции из Китая. Мы работаем на перспективу: делаем не пластиковый, а антивандальный железный корпус. Большое внимание уделяем безопасности станции. Готовы индивидуально подходить к заказчикам, которым нужно вписать станцию в собственный дизайн, именно такой заказ мы выполнили недавно для компании «Юг-Строй».
В Ростовской области, как писал недавно N, действуют более 50 зарядных станций для электромобилей разного уровня мощности. В 2023 году в регионе был зарегистрирован 861 электромобиль, это почти в 4 раза больше, чем в 2021 году (228 машин). В 2022 году на Дону ввели в эксплуатацию четыре «быстрые» ЭЗС вдоль федеральной трассы М-4 «Дон», в 2023 году — 11 станций, в том числе 10 в Ростове и 1 в Новочеркасске. В этом году запланировано строительство еще 10 «быстрых» ЭЗС. Ростовская область вошла в список пилотных регионов по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей, что позволяет получать средства из федерального бюджета на субсидирование части затрат по закупке оборудования и технологическому присоединению к электросетям «быстрых» ЭЗС мощностью 150 кВт.
Интересная деталь: некоторые эксперты считают, что «быстрые» ЭЗС, с одной стороны, быстро заряжают, но и быстрее выводят из строя батарею электромобиля. Вот, что сказал по этому поводу изданию «Коммерсантъ» главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «У нас долгое время львиную долю в продаже составляли подержанные праворульные японские авто, которые приезжали с наполовину убитыми батареями, потому что там практикуется быстрая зарядка. Для батареи это немного шоковая история. Считается, что соотношение емкости и зарядного тока, так называемый С-показатель, оптимально один к одному. Допустим, у вас батарея емкостью 60 кВт•ч, тогда и зарядный ток для нее оптимален 60 кВт. Хотя, еще раз скажу, есть и противники этой идеи. Самые щадящие темпы зарядки — на медленных зарядных станциях, даже от бытовой розетки, но лучше 20-22-киловаттные».
Нашествие электрокаров, есть ощущение, может уже в ближайшие годы серьезно изменить авторынок и его инфраструктуру. Обозначенные выше проблемы его развития уже имеют варианты решений. Производители предлагают покупателям так называемые гибриды — машины, которые могут ездить на бензине и электричестве. Автодилеры рекламируют услугу «электроэнергия едет к вам»: мобильная зарядка от автомобиля к автомобилю. Поляна для развития сопутствующих сервисов открывается приличная. Понадобятся софт, мощные накопители, которые будут отдавать энергию зарядным станциям в часы пик, сервисы по восстановлению батарей и многое другое. И все это, кстати, относительно независимые от импорта направления развития.
— Если брать элементную базу, из которой состоят наши станции, то на импорт приходится всего около 20%, все остальные комплектующие и софт мы производим сами или приобретаем в России, — говорит Евгений Долматов. — Сейчас активно работаем над софтом, который улучшит коммуникацию автовладельцев с общественными станциями зарядки. Рынок идет к тому, что станция будет сразу узнавать автомобиль при подключении и автоматически производить расчеты.