г. Ростов-на-Дону
13 ноября 2024 09:49:42
97.96
104.25

«В этом году мы поставим десятки комплексов обнаружения дронов»

Гендиректор НПО «Горизонт» Дмитрий Хохлов считает, что комплексы обнаружения беспилотных летательных аппаратов будут основным драйвером роста ростовской промышленной группы «Горизонт» в ближайшие годы. НПО «Горизонт», входящее в состав промышленной группы «Горизонт», в этом году представило новую разработку — стационарный комплекс обнаружения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Компания занимается этим направлением с 2017 года, но активные продажи начались лишь в текущем году. По итогам года доля продаж комплексов составит 20% выручки. Рентабельность на госзаказе невелика, поэтому предприятие выходит на гражданский рынок. Благодаря уходу иностранных поставщиков у «Горизонта» появилась возможность расширить свою долю рынка судовых и береговых радиолокационных станций. Кроме того, группа начинает выпуск станций обзора летного поля — это новый, импортозамещающий продукт.

N: — Разработка мобильных и стационарных комплексов обнаружения БПЛА для широкого круга потребителей — это новое направление деятельности ПГ «Горизонт»? Как оно возникло?

Д.Х.: — Да, новое. Мы собирали и собираем беспилотные летательные аппараты с малой эффективной поверхностью рассеивания, это делает их почти невидимыми для радиолокационных радаров. Отсюда у нас возникла идея заняться комплексами для обнаружения БПЛА. Задача таких комплексов — вовремя обнаружить нарушителя, идентифицировать его и применить средства подавления либо оповестить об угрозе. Наши установки сегодня могут передавать целеуказания комплексам ПВО.

АО «Горизонт» приступило к их разработке в 2017 году, в следующем году провели первые испытания, получили положительные отзывы и с того момента постоянно совершенствовали.

После начала специальной военной операции как силовые ведомства, так и коммерческие организации стали задумываться о прикрытии своих пунктов дислокации и мощностей от БПЛА, это нас подтолкнуло к развитию проекта. Первыми — еще на базе АО «Горизонт» — были созданы мобильные комплексы. Когда началась плотная работа с заказчиками, стала очевидной необходимость в стационарном исполнении таких комплексов. Проект был передан НПО «Горизонт», мы выделили для этого направления дополнительный ресурсы, создали отдел разработчиков, программистов и приступили к разработке стационарного комплекса, он уже поставляется силовым ведомствам и коммерческим заказчикам. Продолжаем вести опытно-конструкторские работы совместно с силовыми ведомствами

N: — Насколько выросли продажи таких комплексов после начала СВО?

Д.Х.: — По сути, продажи начались только в этом году. До этого еще не было сформировано понимание того, что такие комплексы необходимы, у нас были единичные продажи научно-исследовательским институтам, которое вели похожие разработки. В этом году мы поставим десятки комплексов различной комплектации.

N: — Какую долю продажи комплексов займут в выручке НПО «Горизонт»?

Д.Х.: — По итогам текущего года — 20%. В следующем году, с учетом уже заключенных контрактов на поставку, эта доля вырастет как минимум вдвое.

N: — Кто сегодня заказчики? И для кого такие комплексы могут быть актуальны?

Д.Х.: — Наших заказчиков мы назвать не можем, т. к. были подписаны соответствующие соглашения. Но если говорить о направлениях деятельности наших заказчиков, то их можно разделить на две группы — силовые ведомства, которым наши комплексы интересны для прикрытия особо важных объектов либо передвижных пунктов дислокации, и компании — владельцы объектов промышленной и критической инфраструктуры.

N: — Сколько стоит один такой комплекс?

Д.Х.: — В зависимости от комплектации цена варьируется от 12 до 65 млн рублей.

N: — Управление этим оборудованием требует привлечения специалистов, их сегодня достаточно?

Д.Х.: — Программное обеспечение, управляющее этими комплексами, пишем мы сами и сделали все, чтобы интерфейс был максимально дружественным даже для неподготовленного пользователя. Обучение операторов мы проводим либо у нас на предприятии, либо на месте установки. Человек, имеющий минимальное техническое образование, после недели обучения может управлять комплексом без каких-либо сложностей.

N: — Есть ли у вас конкуренты по этим комплексам в России? В чем ваши преимущества?

Д.Х.: На рынке, безусловно, существуют производители похожего оборудования и поставщики зарубежных аналогов. Они предлагают приборы с различной дальностью действия, разными принципами обнаружения и устройствами постановки помех.

Основные преимущества нашей компании обусловлены многолетним опытом в области БПЛА. Исследования в этой области мы начали еще в 2017 году и проводим непрерывные испытания комплекса на противодействие различным типам БПЛА. Мы постоянно добавляем новые сенсоры обнаружения и дополнительные возможности подавления, вплоть до огневого поражения. Взятые за основу модульность и масштабируемость комплекса позволяют нам оперативно адаптировать систему к развивающемуся рынку производства БПЛА.

Уникальное программное обеспечение связывает все модули и программные алгоритмы в единую систему, что позволяет незамедлительно выявлять угрозы и своевременно на них реагировать. Благодаря этим составляющим нам удалось создать высокоинтегрированную систему, которая обеспечивает безопасность как малых объектов, так и крупных предприятий с обширными территориями.

N: — Каков уровень локализации ваших комплексов?

Д.Х.: — Почти 70%. В Азии покупаем ряд комплектующих, в том числе тепловизионные модули.

N: — В целом как ситуация, связанная с нарушениями логистики, санкционным давлением, отразилась на вас?

Д.Х.: — Санкционное давление для нас длится с 2014 года, мы давно искали партнеров, дабы обойти всевозможные санкции. После начала СВО нам хватило 6 месяцев, чтобы перестроить логистические маршруты, найти новых поставщиков.

N: — Какой процент отечественных комплектующих использует «Горизонт» сегодня по всем направлениям деятельности? Стоит ли сегодня перед вами задача импортозамещения?

Д.Х.: — В наших изделиях процент российских комплектующих — от 40% до 70%. Задача импортозамещения сейчас стоит перед всеми предприятиями радиоэлектронной промышленности. И здесь мы в любом случае зависимы от решений, которые принимаются ключевыми предприятиями отрасли и на государственном уровне. Если будут появляться комплектующие российского производства, мы будем переходить на них.

N: — По вашему мнению, вопрос появления отечественных аналогов быстро решаемый?

Д.Х.: — Быстро в этой отрасли не получится, по общему мнению, отставание составляет около 20, а то и 30 лет, догнать общемировую радиоэлектронную промышленность будет непросто. Это процесс сложный, трудозатратный и очень емкий по времени. Мы держим руку на пульсе, ждем.

N: — Как отразилась текущая экономическая ситуация на себестоимости производства и рентабельности?

Д.Х.: — Есть комплектующие которые выросли в цене из-за того, что возросла стоимость логистики. Рост цены составил 15-20%. Но есть комплектующие, которые стали дешевле, ввиду того что мы переключились на азиатских партнеров. На рентабельности это отразилось, но я не хотел бы называть цифры. Отмечу, что ПГ «Горизонт» относится к предприятиям ОПК, значительную часть поставок мы осуществляем в рамках госзаказа, а рентабельность на госзаказе в целом сегодня небольшая. Поэтому сегодня мы активно выходим на гражданский рынок. И здесь для нас открылись большие возможности как раз из-за санкционного давления. Ряд комплексов и систем, которые раньше закупались за границей, сегодня недоступны.

Например, судовые радиолокационные станции раньше в Россию поставлялись из Японии, Великобритании, Италии, но на сегодня эти продукты российским покупателям недоступны. Так что у «Горизонта», который исторически как раз является производителем судового радиолокационного оборудования, появилась возможность стать лидером по выпуску судовых навигационных радиолокационных станций в стране. То же касается береговых радиолокационных станций системы управления движением судов. Раньше это был высококонкурентный рынок, но ввиду санкционного давления и ограничений на поставку такого рода оборудования в РФ на российском рынке таких производителей единицы. «Горизонт» один из них. Мы эти возможности активно используем.

Кроме того, сейчас проходит сертификацию еще один наш новый продукт — станция обзора летного поля. Он разработан для обеспечения безопасности инфраструктуры российских аэропортов.

N: — Раньше эти станции поставлялись из-за рубежа?

Д.Х.: — Да, в том числе из-за рубежа. Сегодня возможностей закупать их за границей нет.

N: — Качество вашего оборудования на уровне импортного?

Д.Х.: — Если говорить об основном продукте — радиолокационных станциях, — то здесь российский покупатель не потеряет в технических характеристиках. Мы активно вкладываем в разработку программного обеспечения, совершенствуем алгоритмы обработки радиолокационного сигнала, что позволяет мне говорить, что по некоторым аспектам наше оборудование превосходит технические характеристики зарубежных аналогов.

N: — В 2021 году предприятия группы «Горизонт» существенно снизили выручку, а в 2022 году восстановили ее. Что на это повлияло?

Д.Х.: — На снижение выручки всех предприятий группы очень сильно повлиял локдаун, связанный с ковидом. Например, НПО потеряло около 40% выручки из-за локдауна. Сейчас финансовые показатели восстанавливаются и в этом году превысят допандемийные объемы.

N.: — Каков ваш прогноз по выручке «Горизонта» на 2023 год?

Д.Х.: — Могу ответить на этот вопрос применительно к НПО «Горизонт». Мы планируем рост в районе 30-35% к прошлому году.

N: — Назовите основные точки роста для группы «Горизонт».

Д.Х.: — Основные точки роста я уже обозначил: это импортозамещение в части радиолокационных навигационных станций, береговых радиолокационных станций для систем управления движением судов, выход на рынок радиолокационных станций обзора летного поля и развитие продаж комплексов по обнаружению и противодействию БПЛА. На мой взгляд, именно эти комплексы будут основным драйвером роста на последующие годы, вне зависимости от сроков проведения СВО. Потому что сегодня всем участникам рынка стало понятно, что вопрос охраны объектов от террористической угрозы будет однозначно актуален в ближайшие годы.

N: — Какова инвестпрограмма НПО «Горизонт» на текущий год, каковы основные ее статьи?

Д.Х.: — В этом году основное направление нашей инвестпрограммы — повышение технологичности за счет приобретения нового оборудования — фрезерных обрабатывающих центров с ЧПУ, оборудования для лазерной и гидроабразивной резки. Общий объем инвестпрограммы — около 75 млн рублей. Для ее реализации мы получили льготный кредит Фонда развития промышленности РО. Во многом это произошло благодаря поддержке губернатора Ростовской области, а также министра промышленности и экономического развития.

N: — Как складываются сегодня ваши отношения с банками?

Д.Х.: — Сотрудничество складывается нормально. Банки с госучастием — Сбербанк, Совкомбанк — активно идут на сотрудничество с промпредприятиями, особенно из сферы ОПК.

Просмотров: 4740

Справка

Промышленная группа «Горизонт»

В промышленную группу «Горизонт» входят три компании — АО «Горизонт», ООО «НПО “Горизонт”» и ООО «ПФ “Горизонт-радио-сервис”». АО «Горизонт» — производитель судовых и береговых радиолокационных систем, станций обзора летного поля. НПО «Горизонт» занимается выпуском периферийных изделий, в т. ч. защищенных жидкокристаллических мониторов, рабочих мест операторов для различных систем управления. В этом году компания разработала и приступила к выпуску стационарного комплекса обнаружения БПЛА «Бекас». Именно НПО «Горизонт» занимается развитием направления систем обнаружения БПЛА в рамках ПГ «Горизонт». «Горизонт-радио-сервис» специализируется на пусконаладочных работах систем и комплексов, производимых предприятиями промышленной группы, занимается сервисным, гарантийным и послегарантийным обслуживанием. По данным «СПАРК-Интерфакса» выручка АО «Горизонт» в 2022 году выросла в 1,7 раза, до 1 млрд рублей, она восстановилась и выросла на 15% к уровню 2020 года после существенного снижения в 2021 году, чистая прибыль общества составила 1,3 млн рублей (годом ранее был убыток). Данные по другим предприятиям группы доступны только за 2020 год. Их финансовый масштаб существенно меньше, чем у головного предприятия. Предприятия промышленной группы «Горизонт» контролируют Роман и Георгий Мазины, Игорь Хохлов.

Дмитрий Хохлов

Дмитрий Игоревич Хохлов родился в 1980 году. В 2002 году окончил ростовский НОУ «Институт управления, бизнеса и права» по специальности «Менеджмент организаций». Трудовой путь начал на предприятии НПО «Горизонт» в 2003 году в качестве менеджера по финансово-экономической деятельности, с 2003 по 2004 год возглавлял направление по производству средств отображения информации рабочих мест оператора, в 2004 году стал заместителем гендиректора НПО «Горизонт», в 2019 году назначен гендиректором НПО «Горизонт».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые продукты
«В этом году мы поставим десятки комплексов обнаружения дронов»
Татьяна Голикова создала свой бренд нижнего белья Touch Now. Первые продажи были сделаны в июне, удалось реализовать пробную партию из 10 комплектов и получить 12 предзаказов. Пока над стартапом кроме Татьяны работают швея и дизайнер. Но в планах — нанять еще специалистов и выйти на маркетплейс.
Новые продукты
«В этом году мы поставим десятки комплексов обнаружения дронов»
Крупный дистрибьютор фармпрепаратов, управляющий сетями «Социальная аптека» и «Юг Фарма» ГК «Фармацевт» Павла Прибылова, вышел на рынок биоактивных добавок. Компания разработала и выпустила на рынок БАДы для сна и послабления кишечника.
Новые продукты
«В этом году мы поставим десятки комплексов обнаружения дронов»
Выпускница факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ Дарья Лысенко запустила проект стартапа по производству женских сумок ручной работы Dariiola. Сумочки уже продаются, этот яркий аксессуар выбирают девушки, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность.
Новые продукты
«В этом году мы поставим десятки комплексов обнаружения дронов»
Программисты из таганрогской IT-компании FullHouseIT за неделю создали аналог американского приложения по управлению данными Notion, ушедшего с российского рынка в начале сентября. По словам представителя компании Марка Березкина, среди конкурентов их приложение отличает отсутствие платной подписки и простота в использовании. За первые три дня Zametker привлек 10 тысяч пользователей. Коммерческий потенциал приложения разработчики оценивают в 30 млн рублей.