Такси спустили на воду
В середине апреля ГК «Донской причал» начала речные перевозки на катерах-такси по Дону.
Компания «Донской причал» семьи Гогорян приступила к реализации проекта перевозок на речных такси — катерах. Первый из них вышел на маршрут в середине апреля; в течение сезона на воду спустят еще три такси. Направления движения — вниз и вверх по Дону: до Таганрогского залива и Семикаракорского района соответственно. Стоимость услуги — 60 руб. в минуту за десятиместный катер; скорость — до 60 км/ч. Другой организатор речных поездок говорит, что серьезной проблемой маломерных судов остается малое количество причалов и их неприспособленность для швартовки небольших лодок. В середине апреля ГК «Донской причал» запустила речное такси по Дону — скоростной катер Meridian Jet вместимостью 10 человек. По данным пресс-службы компании, такси курсирует по акватории Дона: до Таганрогского залива вниз по реке и до р-на Семикаракорска вверх по Дону.
— Скорость движения — до 60 км/ч, стоимость поездки — 60 руб./мин. за весь катер. Услугой может воспользоваться и один пассажир, но оплата будет происходить по указанному тарифу за все такси, — уточнили в ГК.
Первоначально о проекте руководитель ГК «Донской причал» Саркис Гогорян заявил весной 2013 года. По информации ИА «Интерфакс», он планировал перевезти за сезон 2014 года около 20 тыс. пассажиров на 5 катерах. В течение нескольких лет количество водных такси должно достигнуть 20. Объем инвестиций руководитель компании оценивал в 30 млн руб. В полном объеме программа речного такси должна быть реализована в 2016 году.
В «Донском причале» уточнили, что первые две недели работы водного такси количество заказов варьировалось от 5 до 10 в день. Отправка из Ростова осуществляется с одного из причалов ростовской набережной.
— Заказчиками становятся и юридические, и физические лица, — сообщили в компании. — Маршруты самые разные: от путешествия в Старочеркасск и обратно до поездки из Ростова в ресторан на левом берегу Дона.
В пресс-службе также рассказали, что в течение сезона будут запущены еще 3 катера-такси. Окончание сезона планируется в ноябре, но планы могут быть скорректированы в связи с погодой.
Игорь Карагодин, директор донского исторического общества «Скиф», организующего регаты, водные туры и пр., сообщил N, что инфраструктура в регионе не способствует развитию речных перевозок на маломерных судах:
— Главная проблема — причалы. Их очень мало, а те, что есть, в большинстве своем не приспособлены для швартовки небольших судов. Это касается в том числе и популярных у туристов Азова и Старочеркасска.
Г-н Карагодин также отметил, что 60 руб. за минуту движения — слишком низкая цена для вывода проекта на самоокупаемость:
— Чтобы судно, перевозящее 10 человек, могло двигаться со скоростью 60 км/ч, оно должно быть оснащено мотором мощностью как минимум 300 л. с. В час такая лодка расходует 85–100 л топлива. С учетом стоимости — примерно 35 руб. за литр — получается до 3500 руб. за час езды. При этом заявленная стоимость услуги водного такси всего на 100 руб. выше.
В Ростовской яхтенной школе Олега Гончаренко, куда корреспондент N обратился в качестве клиента, сообщили, что аренда прогулочной яхты вместимостью 11–12 человек обойдется в 10 тыс. руб. в час, если судно идет, и в 5 тыс. руб., если оно будет находиться на воде без движения.
По мнению гендиректора туркомпании «РЕЙНА-ТУР НТВ» Татьяны Нечепаевой, популярность речного такси среди тех, кто организует отдых, в конечном счете будет зависеть от того, насколько комфортным окажется судно, а также от наличия допуслуг: «например, возможности выпить кофе с пирожным». При этом собеседница N отмечает, что местный рынок водных перевозок не насыщен:
— Плюс небольшого судна — в том, что на нем можно уединиться своей компанией и даже организовать переговоры с партнерами в неформальной обстановке. В целом 2–3-часовые путешествия по Дону популярны среди туристов, особенно иностранных. Думаю, предложение заинтересует и самих горожан: вспомните, насколько востребованы были «ракеты».
По наблюдениям собственника ГК «Петровский причал» Анатолия Киблицкого, новое предложение может быть актуально для клиентов заведений на левом берегу Дона, оснащенных причалом.
— В теплое время года к нам регулярно приезжают гости на катерах и яхтах — собственных и арендованных, — говорит он. — Время пути с правого берега не превышает 15 минут — при заявленной судоходной компанией стоимости путь в один конец обойдется в 90 руб. с человека, что, на мой взгляд, весьма гуманно.
Среди российских городов речные перевозки по маршрутам наиболее развиты в Санкт-Петербурге, где существует система т. н. аквабусов. По данным сайта orgp.ru/aqvabus, с мая по октябрь городе действуют 4 речных маршрута этого вида общественного транспорта. Средняя стоимость билетов — 100 руб. для взрослых и 50 руб. для детей. Аквабусы движутся по маршрутам с фиксированными остановками; интервал движения — 10–15 минут. Вместимость судов на трех маршрутах — до 12 человек, еще на одном — 120 человек.