Таганрогскими самолетами будут управлять с земли
В ходе заседания экспортного совета при губернаторе Ростовской области директор таганрогской авиастроительной компании «Первое ОКБ» Алексей Фитингоф сообщил о запуске производства беспилотных летательных аппаратов.
Говоря об их технических характеристиках, топ-менеджер привел в пример турецкий ударный БПЛА Bayraktar, что было широко растиражировано СМИ. На самом деле речь идет об оснащении системами дистанционного управления легкомоторных самолетов СП-30 для гражданского применения в логистике.
Как объяснил N Алексей Фитингоф, проект, о котором он говорил на заседании экспортного совета, не подразумевает производства новой модели БПЛА или сборки беспилотников из готовых комплектов. Речь идет об установке систем дистанционного управления на легкомоторные самолеты СП-30, которые выпускаются с 2000-х годов. Их производство в беспилотной версии компания начала по запросу заказчика, которого Алексей Фитингоф не назвал, как и сферу его деятельности. При этом собеседник N сообщил, что покупатель планирует использовать дистанционно управляемые самолеты исключительно в гражданских целях, как транспортные.
Партию из первых трех беспилотных СП-30 «Первое ОКБ» планирует передать заказчику на этой неделе. Потенциальный объем закупок этой модели тем же покупателем, по словам Алексея Фитингофа, может быть намного больше, реальный спрос определится после опытной эксплуатации самолетов. Гендиректор «Первого ОКБ» заявил, что разработать и изготовить БПЛА компании было достаточно просто именно благодаря наличию конкретного заказчика.
— Согласно Воздушному кодексу, за каждым БПЛА в России во время полета должен следить оператор, понятия полностью автономных беспилотников в нормативно-правовой базе, регулирующей использование воздушных судов, в нашей стране нет, — отметил г-н Фитингоф. — Мы сделали именно такую систему — пилотируемую дистанционно. Сейчас начинается реальная эксплуатация, в ходе которой мы планируем накопить информацию, необходимую для того, чтобы максимально упростить эксплуатацию беспилотной модели СП-30 за счет совершенствования автоматических функций.
В настоящее время максимальная грузоподъемность беспилотного СП-30 составляет 250 кг, пролететь с такой загрузкой самолет может 400 км, есть версия с дальностью 700 км. Также производитель испытывает версию БПЛА, способную нести груз массой 300 кг на меньшее расстояние.
— Без пилота грузоподъемность самолета выше, места в кабине, где можно разместить грузы, больше, — объяснил Алексей Фитингоф интерес заказчика к дистанционно пилотируемому самолету. — Есть много задач, связанных с доставкой грузов в 200-300 кг на 250-400 км.
Самолет СП-30 изначально создан для внесения средств защиты растений, однако работа над беспилотной версией для сельского хозяйства еще продолжается в части программного обеспечения. Преимущество дистанционного управления в данном случае заключается не только в повышении полезной нагрузки, но и в отсутствии необходимости защищать пилотов от воздействия вредных веществ. Кроме того, у пилотов короткий рабочий день, ограниченный законодательством, а БПЛА могут при необходимости летать значительно дольше.
По словам Алексея Фитингофа, первые три дистанционно пилотируемых СП-30 «Первое ОКБ» изготовило за месяц. Стоимость такого БПЛА в среднем на 1 млн рублей выше, чем исходной модели, которая продается за 14-15 млн рублей.
— В данном случае речь шла об экспериментальном режиме производства, в серийном сроки будут короче, — заявил гендиректор. — Все зависит от задач заказчика и, соответственно, сложности изделия. СП-30 можно использовать не только для доставки или химработ, но и для мониторинга территорий, поиска пропавших людей, разведки полезных ископаемых, поскольку он может двигаться на очень малой высоте, а скорость сваливания у него, по документам, 58 км/ч, на практике же она еще ниже. У большинства легкомоторных самолетов минимальная безопасная скорость — около 80 км/ч и выше.
В системах дистанционного управления, установленных на беспилотных СП-30, используются импортные электронные компоненты — микросхемы, полетные контроллеры и т. д., сообщил Алексей Фитингоф. Вся отечественная продукция такого рода поставляется в оборонный комплекс и нам недоступна.
Заместитель директора НИИ робототехники и процессов управления ЮФУ Евгений Косенко заявил N, что в беспилотной сфере наиболее востребованы автономные системы, исключающие из управления авиатехникой человека.
— Уже много раз доказано, что для многих задач возможности человека ниже уровня систем с искусственным интеллектом (системы обнаружения и распознавания, системы целеполагания и т. д.), — подчеркнул г-н Косенко. — В большей степени это связано с психофизическими способностями человека. Повышение автономности достигается в большей степени за счет интеллектуализации борта, для чего требуется соответствующий уровень программного и аппаратного обеспечения. В части ПО у нас достаточный научно-практический задел в области алгоритмов технического зрения, навигации, систем управления, в том числе группового. Но некоторые аспекты аппаратной части отечественного исполнения еще уступают зарубежным аналогам по производительности и массогабаритным параметрам.
Директор по развитию перспективных направлений АО «Горизонт» Ольга Жук-Триполитова считает, что СП — полезный самолет, особенно для сферы сельского хозяйства и региональной малой авиации.
— По функционалу это конкурент некоторым самолетам Diamond Aircraft, и это очень меня радует, — сказала она. — Стране нужны такие самолеты по доступной цене. Оборудование СП-30 системой дистанционного управления, по сути, делает его удаленно пилотируемым — беспилотным в просторечье — и помещает в зону законодательного регламента для БЛА. Таким образом, применение этого летательного аппарата в беспилотном варианте также требует проведения всех необходимых процедур по сертификации для дальнейшего использования в данной нише, как и любого БЛА такой весовой категории. Если «Первое ОКБ» сами разработали и рабочую конструкторскую документацию, и ПО, работают с лицензией и на предприятии внедрено «Руководство по обеспечению безопасности полетов», то процедура сертификации реальна. Дорогая и небыстрая, правда.
Алексей Фитингоф в разговоре с N подчеркнул, что процедура сертификации в данном случае абсолютно стандартная и никаких сложностей с ее прохождением он не ожидает.