Школа научит детей работать по-взрослому
Создатели детской школы программирования нашли способ привить детям любовь к точным наукам. Образовательный профориентационный проект Step to Science учит детей работать во взрослой профессиональной программе, создавать компьютерные игры, анимированных персонажей и спецэффекты.
Как отмечают авторы курса, конкурентов у них единицы. Большинство школ программирования обучают ребят работе в простых программах. В Step to Science говорят, что умение программировать зависит от знания математики и рассчитывают, что мотивация делать крутые «игрушки» на компьютере даст ребенку ответ на вопрос, зачем ему алгебра.
Основательница проекта Step to Science педагог-психолог по образованию Евгения Королева признается, что всегда мечтала открыть образовательный проект для детей, который помог бы им ответить на вопрос, зачем учить нелюбимые предметы в школе:
— Я сама училась с переменным успехом. Любви к точным наукам преподаватели мне привить не смогли. Всегда было интересно, как бы сложилась моя жизнь, если бы еще ребенком я поняла, что физика — это не только заучивание законов, но и правила игры, зная которые, ты можешь построить свой собственный виртуальный мир. Это же намного интереснее, чем учить закон Ома.
В 2017 году Евгении удалось найти единомышленников, проявивших интерес к проекту. На бизнес-конференции она познакомилась с программистами IT-компании Roonyx, которые и помогли ей основать школу:
— Коллеги говорили о том, что хороших IT-специалистов не хватает. Мы стали обсуждать, как можно решить проблему подготовки кадров. Как люди, погруженные в рынок IT, знающие, куда плывет этот корабль, решили, что можем готовить специалистов с детства в контексте некоего цифрового творчества.
Занятия решили проводить в офисе Roonyx. Первыми учениками стали дети сотрудников компании. Кружок поэтов, как называет встречи Евгения, собирался по вечерам. Методической программы еще не было. Ребята расспрашивали программистов о профессии, те в свою очередь показывали им прикольные программы и учили верстать странички сайтов. Сарафанное радио делало свое дело. Дети рассказывали о занятиях друзьям, родители делились информацией между собой.
— Проект стал расти как снежный ком. Появилось большое количество детей, желающих учиться. В середине июня 2017 года мы стали проводить первые встречи в офисе, а к сентябрю уже поняли, что будем делать настоящий образовательный проект, — рассказывает Евгения Королева.
Школа, как и задумывали сначала, стала профориентационной. Уклон в обучении сделали на профессиональные программы. В качестве основной выбрали Unity 3D. Она позволяет разрабатывать компьютерные игры, мобильные приложения, спецэффекты для фильмов и виртуальные пространства.
— Мы долго думали, чему и как учить. Писать программный код ребятам неинтересно и сложно. Программы Scratch и Code Combat, по которым учит большинство детских школ программирования, — это прекрасные инструменты для общего развития, но никак не для профессионального. Их можно и дома освоить с родителями, не тратя деньги. Мы решили взять программу, на которой работают профессионалы на рынке и создают свои дипломные работы студенты мехмата. Unity идеально подходила под наши требования. Да и конкурента в этом сегменте могу вспомнить только одного.
Обучение в Step to Science помогает ребенку ответить на тот самый вопрос, зачем учиться в обычной школе. По задумке авторов проекта, занятия должны мотивировать детей к изучению точных дисциплин, подталкивать к осознанию того, насколько они необходимы и где их можно применить. Чтобы освоить программу и создать игру, нужно неплохо знать точные науки, понимать, что такое система координат, уметь рассчитать скорость движения объекта в игре.
Вместе с программистами Евгения составила методическую программу, стараясь адаптировать обучающие инструменты под детское восприятие. Она рассчитана на детей от 10 до 16 лет и подразумевает двухлетнее обучение. Предполагается, что начинать ребенок будет с простого, а завершится обучение большим индивидуальным проектом:
— Мы не тратим время на долгое изучение того, что значит эта кнопочка, а что эта. Сразу делаем маленький проект. Начинаем с самого легкого, с создания космического шуттера (игра про космос), где все собирается из готовых элементов, и приходим к серьезной компьютерной игре с простейшим искусственным интеллектом внутри и анимированными персонажами. Проект при желании ученика размещается на реальном рынке на платформе Play Market. Его начинают скачивать. Пусть пользуются им мама, папа и друзья из школы, но это ведь только первый результат. Мы показываем ребенку: ты научился, постарался, твой первый шаг в профессию сделан. Он понимает, что в будущем сможет зарабатывать этим деньги. Часто мы делаем аналоги на гонки и другие коммерчески успешные игры, чтобы ребята видели, что это реально.
Основательница школы отмечает, что 10–16-летние дети в состоянии освоить основные инструменты взрослой программы:
— Конечно, уровень знаний и умений наших выпускников отличается от профессионального. Прежде всего потому, что программирование неразрывно связано со знанием алгебры. Но ребята постарше, с мотивацией поступать в профильные вузы, вполне могут научиться делать серьезные проекты.
Сейчас Евгения Королева переехала в Москву, управлять оттуда школой ей сложно. Основательница Step to Science ищет специалиста со связями и именем, которому в будущем можно будет передать школу и который поможет ей идти дальше. По ее словам, проект экономически успешен и готов к масштабированию. Объем инвестиций в создание школы составил около 700 тысяч рублей. Они ушли на покупку ноутбуков и «мышек», создание методической программы, оплату труда преподавателей. Окупить вложения удалось в течение года:
— Не могу сказать, что школа приносит бешеную прибыль, но сама себя содержит, инвестиций не требует. Неплохо продается наша методическая программа. Ее купили школы программирования на Кипре и в Белоруссии. У проекта, конечно, должно быть свое помещение, но масштабирование я вижу в методическом качестве и повышении уровня образования. Ребенок должен выходить полноценным специалистом, в 18 лет заканчивать школу и иметь возможность получить достойную работу с достойной оплатой. Я надеюсь, когда-нибудь рынок образовательных услуг будет готов к тому, чтобы такие школы, как наша, стали альтернативой среднему специальному образованию.