Шеринг поможет туристам сэкономить
До конца года бизнесмен из Ростова Андрей Тучков с партнерами планирует начать коммерческую эксплуатацию портала TravelsSharing. Сервис предназначен для туристов, которые хотят сэкономить на поездке: сдавая жилье или оказывая услуги, они смогут зарабатывать баллы, а затем — рассчитываться ими с другими пользователями. Монетизировать проект предприниматели рассчитывают за счет дополнительных платных услуг.
Идея создать сервис, который будет использовать принципы шеринговой экономики для снижения расходов путешественников, родилась у Андрея Тучкова около полутора лет назад. На тот момент у него уже был действующий IT-проект — «Национальная кредитная платформа». Это портал p2p-кредитования (peer-to-peer, прямой обмен между пользователями), который позволяет частным лицам выдавать друг другу займы, договариваясь об индивидуальных условиях каждой сделки.
Регистрация на TravelsSharing производится по имени и адресу электронной почты. После нее пользователь получает возможность предложить услуги путешественникам, установив оплату в условных баллах. Среди предложений может быть предоставление жилья и транспортных средств (например, велосипедов), услуги гида или переводчика и т. д. Также баллы можно зарабатывать, привлекая новых пользователей. Баллы начисляются за регистрацию по рекомендации пользователя, кроме того, он получает 5–10% баллов, полученных или потраченных его рефералами.
— Над реализацией проекта TravelsSharing мы начали работать в начале нынешнего года, — рассказывает г-н Тучков. — Сейчас он на стадии MVP (Minimum Viable Product, ранняя версия продукта, предназначенная для тестирования на первых потребителях и презентации потенциальным инвесторам и т. п.). Пока у нас есть только искусственно проведенные нами самими сделки. Они показывают, что двигатель полностью рабочий: есть возможность разместить предложение, воспользоваться им. Еще не закончен дизайн личного кабинета. После завершения работы над ним будем начинать промышленную эксплуатацию.
Портал разрабатывался с нуля. Запустить его и начать привлекать пользователей предприниматели рассчитывают до новогодних праздников, во время которых объем туристических потоков значительно возрастает. На первых этапах развития проекта он будет ориентирован на российский рынок. Андрей Тучков объясняет это тем, что для запуска в глобальных масштабах у основателей TravelsSharing недостаточно ресурсов. В то же время предприниматель уверен, что стартап — очень своевременный, поскольку объемы внутреннего туризма в России резко выросли из-за закрытия границ, вызванных пандемией коронавируса.
— Наш проект должен значительно повысить доступность путешествий, — считает г-н Тучков. — И хотя стартовать мы будем на внутреннем рынке, в перспективе нас, конечно, интересует и международный туризм. Вопрос только в ресурсах. Сейчас они позволяют нам охватить только Россию. Если в какой-то момент мы сможем привлечь заинтересованного инвестора из другой страны или выйти на мировой рынок самостоятельно, мы это обязательно сделаем. Принцип работы сервиса при этом не поменяется, поэтому тиражировать проект мы сможем достаточно быстро. Но нужно будет учесть юридические особенности зарубежных рынков и добавить иноязычные версии сайта. Сейчас он доступен только на русском и английском.
Основатель TravelsSharing обещает, что использование сервиса для рядовых пользователей всегда останется бесплатным. Монетизировать его предприниматели намерены за счет комиссий от партнеров, предоставляющих дополнительные платные услуги на портале. Это, в частности, авиа- и железнодорожные билеты и т. п. Также среди платных предложений, которые предполагается разместить на портале, — страхование рисков как путешественников, так и собственников имущества, предоставляющих его туристам. Первые смогут страховать свое здоровье и жизнь, а также ответственность перед владельцами жилья — это повысит шансы путешественников на то, чтобы найти подходящий вариант заселения. По словам Андрея Тучкова, стартаперы провели переговоры с двумя страховыми компаниями, по оценке которых, такие страховки обойдутся в 100–300 рублей в день.
— Это достаточно недорого, но все же в целом наш проект строится, скорее, на взаимном доверии и общении, — говорит Андрей Тучков. — Для защиты обеих сторон каждой договоренности мы запустим рейтинг пользователя и систему публикации отзывов. Все будет открыто: можно будет просмотреть отзывы, оценить рейтинг, пообщаться с человеком в социальных сетях.
Технически инструменты монетизации уже подключены к сервису, но первые полгода предприниматели не намерены активно продвигать — эта работа начнется после формирования устойчивой пользовательской аудитории.
По словам г-на Тучкова, исследования рынка, проведенные стартаперами, показали, что на начальных этапах проект будет ориентирован в первую очередь на молодых людей 18–25 лет, в основном жителей крупных городов. Именно в этом сегменте аудитории начнется продвижение TravelsSharing после его коммерческого запуска.
— Молодое поколение понимает, любит и пропагандирует шеринговую экономику, — объясняет г-н Тучков. — Я, хотя и старше, тоже нормально к ней отношусь, поскольку успел испытать преимущества на себе. Но при этом понимаю, что человеку 55-60 лет может быть сложно перестроить свое восприятие. Однако как будет формироваться аудитория проекта — посмотрим. Пока отзывы у молодежи хорошие. Мы за последние месяцы прошли множество питчингов, сейчас работаем в инновационном бизнес-акселераторе, чтобы упаковать проект под гранты и инвестиции.