Ростовский производитель снеков выходит на рынок чая и кофе
Торгово-производственная компания «Трейдберри», известная экзотическими снеками под брендом «Вкусы мира», диверсифицирует бизнес и вводит в свой ассортимент новые продукты. Компания начала продажу кофе, чая, крем-зефира и недорогих снеков. Одновременно с этим «Трейдберри» расширила производство в Ростове-на-Дону, купив оборудование для изготовления испанских турронов.
Компания меняет стратегию и начинает выпускать не только экзотические снеки, но и продукты для массового потребители. Цель — занять на полках место ушедших из России зарубежных брендов и нарастить выручку в торговых сетях за счет популярных товаров.
Производитель продуктов питания «Трейдберри» открывает новые направления и расширяет производство. Компания выкупила кондитерское оборудование у своих партнеров, несколько лет производивших для «Трейдберри» турроны — испанские десерты из нуги и орехов.
— Мы уже не первый год продаем турроны под брендом «Вкусы мира». Раньше изготовлением продукта занимались наши партнеры на площадке в Тверской области, созданной по аналогии с испанским производством. Они производили, мы продавали. Так как заказы «Трейдберри» занимали почти 100% мощностей, мы пришли к соглашению о выкупе оборудования. Теперь и производство, и продажу осуществляем самостоятельно, — рассказывает Виктор Шевченко, владелец ООО «Трейдберри».
Производственную линию модернизировали, оснастив дополнительным оборудованием. Объем инвестиций в покупку и модернизацию составил 7 млн рублей. Линию установили в Ростове-на-Дону. Здесь у «Трейдберри» уже есть производство мясных снеков: компания обрабатывает охлажденную куриную грудку, режет на кусочки, маринует и высушивает.
«Трейдберри» трансформировала свою концепцию развития, нацелившись на выпуск массовых продуктов. До этого компания фокусировалась на производстве экзотических снеков — кокосовых чипсов, запеченных каштанов и плодов лотоса, сушеных мандаринов и т. д. В минувшем году «Трейдберри» ввела в свой ассортимент зерновой и молотый кофе, несколько вкусов черного чая с кусочками фруктов и крем-зефир. Подтолкнул к этому уход крупных зарубежных кофейных и чайных брендов — Lavazza, Paulig, Tchibo, Lipton и Brooke Bond. «Трейдберри» ставит цель занять на полках место ушедших зарубежных брендов и увеличить выручку в торговых сетях.
— Когда 9 лет назад мы создавали «Вкусы мира», то не планировали, что у нас будут контракты с «Пятерочкой», «Магнитом» и FixPrice, — говорит г-н Шевченко. — Думали, что экзотические снеки — это продукт «средний плюс» для гипермаркетов и супермаркетов, но так случилось, что он понравился крупным сетям магазинов у дома. Мы уже достаточно хорошо освоили и насытили все существующие каналы сбыта, где подобный продукт может развиваться. Чтобы расти дальше и увеличивать выручку в торговых сетях, нужны более массовые продукты. Кофе и чай — одни из них. Рынок чая и кофе — высококонкурентный. И вдруг с него уходят лидирующие бренды. Это возможность, которую надо использовать. Когда заходить на этот рынок, как не сейчас.
Кофе и чай «Трейдберри» выпустила под маркой «Вкусы мира». Чтобы протестировать спрос, товары для начала разместили на маркетплейсах. Особенно хорошо пошли продажи зернового кофе, он попал в топ-20 самых продаваемых на Wildberries в своей категории, говорит Виктор Шевченко. Несмотря на то что основной товар маркетплейсов — одежда, косметика и прочий нон-фуд, электронные торговые площадки становятся хорошей платформой для тестирования продуктов питания, для понимания, пользуется ли товар спросом, стоит ли ставить его на полки магазинов, рассказывает собеседник N:
— Покупатели на маркетплейсах охотно оставляют отзывы, дают обратную связь, что понравилось, а что нужно улучшить. Мы попробовали протестировать чай и кофе — у нас получилось. Теперь мы идем в торговые сети.
В 2023 году «Трейдберри» планирует зайти с кофе в крупные сети магазинов и продавать его там под новым брендом «Хочешь? Любишь? Будешь?».
— Бренд «Вкусы мира» сделал премиальное качество доступным для широких масс. А «Хочешь? Любишь? Будешь?» — более бюджетный и позволяет не только охватить новую аудиторию, но и ярко выделиться на поле среди новых неизвестных игроков. Этот бренд мы создали специально, чтобы охватить магазины у дома. Такая коммуникативная игра с потребителем через название, — отмечает Виктор Шевченко.
«Трейдберри» нацелилась и на то, чтобы занять место на полке закусок и картофельных чипсов. Под брендом «Хочешь? Любишь? Будешь?» компания будет выпускать не только кофе, но и смесь разных снековых продуктов в одной упаковке — пшеничных подушечек, сырных шариков и крекеров. В прошлом году компания заключила контракт с сетью продуктовых дискаунтеров «Светофор Юг» и в феврале этого года планирует отгрузить первые партии товара в магазины.
— Поскольку из России ушел Pringles, занимавший 11% российского рынка, эту полку тоже хочется заполнить, но сделать просто картофельные чипсы не в нашем стиле. Мы всегда стараемся выступить с уникальным продуктом, — говорит Виктор Шевченко.
Еще один новый продукт — крем-зефир — паста, которую можно намазывать на тост, печенье или хлеб, использовать как в качестве самостоятельного десерта, так и в виде дополнения к горячим напиткам, домашней выпечке. Товар позиционируется как массовый, доступный продукт, стоимость которого составляет около 100 рублей. В 2022 году «Трейдберри» начала поставлять крем-зефир в «Перекресток», «О’КЕЙ» и «Подружку», в 2023 году компания планирует идти с этим продуктом в «Пятерочку», «Магнит», «Красное и белое», FixPrice и другие крупные сети.
— Чай, кофе и крем-зефир производятся по контракту на производственных площадках постоянно аудируемых нашими специалистами. Мы выбрали площадки международного уровня, обладающие интересными технологиями и достаточными мощностями, — говорит Виктор Шевченко.
Объем инвестиций в открытие новых направлений составил около 20 млн рублей. Ранее компания привлекала средства с помощью размещения коммерческих и биржевых облигаций. В прошлом году этот инструмент работал недостаточно эффективно. Пришлось обращаться к другим источникам финансирования, в том числе банковскому кредитованию, отмечает Виктор Шевченко.
За счет введения массовых продуктов в линейку компания рассчитывает увеличить свою выручку в 2,6 раза, с 270 млн рублей в 2022 году до 725 млн рублей в 2023 году.
По данным маркетингового агентства «Роиф Эксперт», объем российского рынка кофе в 2022 году увеличился на 36 млрд рублей. Согласно исследованию агентства, показатели являются рекордными за все время наблюдений. Увеличение объемов рынка обусловлено в первую очередь ростом цен. Как пишет агентство, одними из ключевых тенденций стали стабилизация объемов производства, сокращение импортных поставок и достижение ценового максимума на кофе в марте-апреле 2022 года с последующей стабилизацией.
По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр», розничные цены на натуральный растворимый кофе в сентябре 2022 года достигли уровня в 329 рублей за 100 г. Это на 27,7% больше, чем в сентябре 2021 года. Стоимость 100 г натурального молотого кофе и кофе в зернах выросла на 36%, до 149 рублей.
Для Ростова обжарка, фасовка и продажа кофе — нетипичный бизнес. Торгово-производственных компаний, которые бы поставляли кофе в торговые сети или продавали его на маркетплейсах, в городе немного. Предприниматели, работающие на рынке кофе в Ростове, выбирают, как правило, креативные пути развития. Один из проектов — стартап «Кофейная почта» предлагает доставку свежего кофе по подписке. Предприниматели Николай Коваленко и Евгения Черникова, которые развивают проект, в интервью N отмечали, что узнаваемость бренда удалось повысить благодаря размещению товара на маркетплейсах Ozon, «Яндекс.Маркет», Wildberries и Aliexpress. Последние несколько лет в Ростове-на-Дону также активно развивалась уличная продажа кофе в мобильных кофейнях — заведениях с демократичным ценовым сегментом, рассчитанных на молодую аудиторию.
Рынок чая был более стабильным в минувшем году, чем рынок кофе, хотя цены тоже заметно подросли. Согласно исследованию «АБ-Центра», стоимость чая стремительно росла весной и в начале лета 2022 года, однако в августе стабилизировалась и осенью немного упала. В сентябре 2022 года розничные цены на черный байховый чай находились на уровне 121,1 руб. за 100 г, что на 25,5% больше, чем в сентябре 2021 года. На 25,7% выросла цена зеленого чая. Его средняя стоимость составила 131,5 руб. за 100 г. Рост цен на чай и кофе в России в 2022 году во многом связан с укреплением цен на мировых рынках, сообщается в исследовании «АБ-Центра».