Можно ли запустить бренд одежды, имея стартовый капитал 30 тысяч рублей?
Студентка четвертого курса факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ София Никифорова рискнула и вложила деньги в создание авторской коллекции одежды. Девушка работает по нестандартной бизнес-модели: придумывает фасон изделия, отшивает один-два образца, публикует их фотографии в соцсетях, собирает заявки клиентов и заказывает производство одежды в партнерском ателье. N поговорил с начинающей предпринимательницей о том, как не ошибиться с целевой аудиторией, почему швеи неохотно берут разовые заказы и как выкрутиться, если инвестиций не хватает даже на мелкосерийное производство.
О создании своего дела София Никифорова задумалась еще в школе. Когда готовилась к выпускному, решила заказать платье в ателье. Тогда и начала вникать в детали швейного дела: искала портниху, выбирала фасон, ходила по магазинам тканей. Платье произвело фурор, говорит София:
— Все спрашивали, где я его купила. После выпускного в моем гардеробе стали появляться вещи, дизайн которых я придумывала сама. Шила их в ателье. Сначала одну-две вещи заказала, потом больше, больше, больше. Люди вокруг говорили комплименты, спрашивали, откуда у меня одежда. Я поняла, что есть много девочек, которые хотят одеваться так же, но не хотят искать швей, подбирать ткани, ездить на примерки.
Когда подруга показала Софии фото мини-юбки и топа из интернета и попросила сшить такие же, стало понятно, что спрос есть. Девушка взялась за работу. Предложила немного поменять фасон, выбрала материал и заказала пошив:
— Это была моя первая продажа. Я так нервничала. Когда работаешь для себя — гораздо проще. Когда делаешь для кого-то, понимаешь, что это ответственность. На фотографиях был топ ручной работы. Сложное вязаное изделие вышло бы слишком дорогим, около 10 тысяч рублей. Я предложила сделать топ из другого материала и с другим вырезом. Получилось в 2 раза дешевле. Заказчица согласилась и была очень довольна. Знаю, что она до сих пор, уже почти два года, носит наши вещи и сочетает их с другими изделиями.
После этого на протяжении нескольких месяцев София пыталась развивать изготовление одежды по индивидуальным меркам и продажи по предзаказам, но отклик был небольшой, не хватало рекламы.
В конце 2022 года девушка выпустила первую новогоднюю коллекцию под брендом Niklove, в которую вошли три образа. Одновременно с этим она запустила рекламу в одном из ростовских пабликов. В феврале 2023 г. София начала готовить новую весеннюю коллекцию и сделала коллаборацию с дизайнером платьев и корсетов Ольгой Яковенко. Девушки выпустили красную кожаную мини-юбку и черный корсет к ней:
— С этим образом нас пригласили на маркет в ЦУМ, и мы сразу его продали. Даже не успели нормально пофотографировать и поснимать для соцсетей. После этого в начале марта мы выпустили новый образ на весну-лето. Сейчас готовим третью модель. Будет платье — красивое и яркое.
Основательница проекта подчеркивает, что развивается небольшими шагами. Коллекции пока выходят объемом от 3 до 10 изделий. На рекламу и пошив трех изделий для первой коллекции София потратила 30 тысяч рублей. Основная преграда — нехватка инвестиций в проект. Финансовые возможности не позволяют запустить мелкосерийное производство, а себестоимость пошива нескольких экземпляров получается высокой, что увеличивает и финальную стоимость вещей, отмечает София Никифорова. Сейчас цена составляет около 7-9 тысяч рублей за одно изделие:
— Для запуска проекта в сфере фешен-ретейла нужно очень много инвестиций. Не верьте тем, кто говорит, что вложения не нужны. Если хочешь быстрый видимый результат, нужно вложить много и сразу. У меня такой возможности нет, поэтому мы двигаемся постепенно. Из-за ограниченного бюджета я долго не могла выбрать бизнес-модель, по которой мне работать. Решили работать по предзаказу. Такого на рынке не так много. Как мы делаем: я придумываю модель изделия, ателье отшивает образец, фотографируем его, снимаем видео, выставляем в соцсети бренда и собираем заказы на пошив.
Плюсы такой бизнес-модели — не нужно покупать много тканей, нет остатков и запасов. Минусы — производство одежды невозможно поставить на поток, стоимость пошива получается высокой.
— Сложности возникают и с поиском швей. Нужно найти хороших, а у хороших много заказов и нет на тебя времени. Пишешь разным мастерам с запросом пошить одно изделие за несколько дней, а в ответ получаешь: «У меня партия 100 маек, освобожусь в следующем месяце». Бывало, я по 30 запросов в день отправляла и не могла найти портниху. Но мне повезло найти ателье, с которым я сейчас работаю. Я удачно попала в нужное время, когда у них был перерыв в заказах, и сейчас мы продолжаем сотрудничать.
Сейчас в ассортименте Niklove — платье-сетка с бельем из бифлекса, костюм на лето с юбкой и топом, шелковая пижама и сумки из бусин. Миссия проекта — помочь женщинам чувствовать себя роскошными в любое время, говорит София Никифорова.
Одной из ошибок на этапе старта было убеждение, что друзья и знакомые, ближайший круг людей являются целевой аудиторией и могут стать покупателями:
— Когда я создавала MVP (минимально жизнеспособный продукт), проверяла его на своих знакомых. Все меня поддерживали и говорили, какие классные вещи я делаю. Я ошибочно посчитала, что мой ближний круг друзей — это и есть моя целевая аудитория, но это оказалось не так, не всегда знакомые готовы поддерживать покупками. В какой-то момент я потерялась и не понимала, кто мой клиент. В итоге я выделила две целевые аудитории. Первая — девушки от 20 до 27 лет, как правило, фрилансеры. У них есть доход, они ведут соцсети, снимают контент, и им важно выглядеть эффектно. Вторая группа — девушки от 28 до 35 лет, фокус внимания которых направлен на себя. Они следят за трендами, ходят в спортзал, и им важно выглядеть красиво:
— Главная боль у моей аудитории — частичка неуверенности в себе, которая присутствует у многих девушек: «Мне нравится образ, но я не знаю, как он смотрится на мне». Девушки не знают, как применять тренды и сочетать вещи в своем гардеробе, поэтому мы часто публикуем посты о том, что модно и как это можно носить.
Цель Niklove на ближайшее время — начать переговоры с ростовскими шоурумами и разместиться на их полках, перейти от пошива на заказ к мелкосерийному производству:
— Важно найти точки продаж, которые подходят по условиям и целевой аудитории. Я пробовала прошлым летом, но тогда не получилось. Приходишь, узнаешь номера руководителей, пишешь, пытаешь связаться — тебе не отвечают. Сложно достучаться.
Чтобы увеличить продажи, София участвует в маркетах и развивает станицу бренда в «Инстаграме» (запрещен в РФ, компания-владелец Meta признана в РФ экстремистской организацией).