Козье молоко подружилось с хлебными лавками
КФХ «Ферма Степаненко» запустило цех по переработке козьего молока и планирует в ближайшие три года нарастить ее до тонны литров молока в сутки. Хозяйство сотрудничает с сетью хлебных магазинов «Гриднев» и открыло точку продаж в ТРЦ «МЕГА». По словам эксперта, рынок козьего молока в России растет медленно, но перспективы есть как с точки зрения увеличения производства, так и с точки зрения потребления.
О начале запуске цеха по переработке козьего молока корреспонденту N сообщила представитель хозяйства Елена Степаненко. Сейчас мощности составляют 250 литров молока в сутки. Хозяйство перерабатывает молоко, произведенное на собственной ферме численностью 120 голов коз, расположенной в Родионово-Несветайском районе.
— У нас была идея запустить не только цех, но и кафе-сыроварню, однако пандемия скорректировала наши планы, — говорит Елена Степаненко. — Поэтому запустили только цех, это позволило нам нарастить объемы производства и начать сотрудничество с сетью хлебных магазинов «Гриднев». Мы ориентируемся на средний ценовой сегмент и в этом с сетью «Гриднев» совпадаем. Сейчас наша продукция представлена в 18 магазинах сети из 43. В ассортименте молоко, ряженка, творог и сыры.
Помимо этого «Ферма Степаненко» открыла собственную точку продаж в ТРЦ «МЕГА».
— Наша задача — в ближайшие три года нарастить переработку до тонны литров молока в сутки, — говорит Елена Степаненко. — Для этого мы планируем построить новую ферму и увеличить поголовье до 500 голов коз. Нам выделили в долгосрочную аренду участок площадью 42 га, мы провели все коммуникации и готовы приступить к строительству. Но поскольку у нас параллельно шел запуск цеха, открытие торговой точки в «МЕГЕ», сейчас мы находимся в поиске средств на строительство. Кроме того, очень сильно подорожали стройматериалы, особенно металл, а у нас в основном используются металлоконструкции.
По словам Елены Степаненко, компания планирует в ближайшее время запустить в соцсетях акцию по продаже абонементов на продукцию.
— Мы хотим попросить наших постоянных покупателей приобрести абонементы стоимостью от 20 до 100 тыс. руб., — поясняет собеседница N. — Преимущество для клиентов заключается в том, что стоимость продукции будет зафиксирована на момент покупки абонемента и не будет повышаться, если мы поднимем цены. Помимо этого у держателей абонементов будет приоритет на покупку продукции, которая выпускается в ограниченном количестве. Наши постоянные клиенты платежеспособны, я думаю, они с удовольствием воспользуются возможностью зафиксировать для себя цены и помочь любимому производителю.
Елена Степаненко обратила внимание на сложности, с которыми сталкиваются небольшие фермерские хозяйства:
— Они закрываются, потому что у нас в области нет регулярного сбыта для них. Фермерам необходимы площадки, такие как в Краснодарском крае и в Московской области, где власти бесплатно проводят ярмарки. Места предоставляют уже оборудованные, так как в основном продукция скоропортящаяся. У нас в области такого нет. Если и есть ярмарки, то они больше похожи на спонтанные рынки под открытым небом, необорудованные, с плохой проходимостью, так как нет рекламы. Вторая проблема — это тарифы. Фермерам электричество и газ считают, как и юрлицам, не учитывая, что иногда небольшое хозяйство работает даже без наемных работников. Тарифы очень высокие. И конечно, нельзя сравнивать КФХ и крупные хозяйства по возможностям оплаты таких тарифов.
Елена Степаненко добавляет, что очень сильно подорожали корма, введение системы «Меркурий» тоже сказывается на себестоимости, а на горизонте еще и маркировка молочной продукции.
— Сейчас себестоимость производства молока у нас составляет 90 руб. за литр. А местный крупнейший сырзавод готов принимать молоко по 40-50 руб. за литр, — говорит она. — То есть если бы нам приходилось сдавать молоко, мы бы работали в убыток. Но мы имеем возможность переработать и продать, имеем свою точку продаж, у нас замкнутый цикл производства — от получения молока до общения с конечным потребителем. А 90% хозяйств этого не имеют, поэтому закрываются.
Руководитель растениеводческого КФХ в Орловском районе Геннадий Игнатченко, который в прошлом году запустил ферму «Коза Донна», в интервью N отмечал, что спрос на продукцию из козьего молока пока еще не слишком развит.
— Козоводство — одна из наиболее инвестиционно привлекательных ниш в мире, — говорит директор по связям с общественностью национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит. — За пять лет мировое производство козьего молока увеличилось более чем на 1,6 млн тонн, в последние годы рынок ежегодно прибавляет по 4%.
По ее словам, в России козоводство становится все более популярным, но потребление остается крайне низким. Оно составляет 0,1 кг на человека в год (для сравнения: в Голландии — 20 литров). Рынок растет медленно, но перспективы есть как с точки зрения увеличения производства, так и с точки зрения потребления. Тем не менее эта категория не может в полной мере конкурировать с коровьим молоком и в среднесрочной перспективе останется нишевой, поскольку считается премиальной и пользуется спросом в основном как гипоаллергенная и низколактозная молочная продукция.
— Если говорить о советах производителям, то из-за высокой себестоимости продукция из козьего молока чаще всего позиционируется как премиальная, поэтому каналы продаж ограничиваются сетями вроде «Вкусвилла» и «Азбуки вкуса», — комментирует Мария Жебит. — Здесь может быть интересно сотрудничество с сегментом HoReCa, фермерскими лавками и интернет-магазинами. Еще одной набирающей обороты категорией являются снеки и закуски к алкоголю, и здесь можно найти каналы сбыта козьего сыра в коллаборации с алкосторами.