Кошкам и собакам добавят здоровой еды
В Азове начало работу новое производство кормов для животных — «ТЕХНОФУДПРО». Его построили предприниматели, которые заметили нехватку высококачественных и ветеринарных кормов отечественного производства на фоне ухода с рынка иностранных поставщиков. Сейчас рынок товаров для животных активно растет, люди все больше внимания уделяют здоровью питомцев, отмечают эксперты. Но и конкуренция растет тоже.

Компания «ТЕХНОФУДПРО» запустила в Азове производство кормов для собак и кошек в сегменте от стандарт до суперпремиум. Его продуктовые линейки будут различаться по возрастам животных, размерам, особенностям их здоровья, об этом рассказал сооснователь и гендиректор компании Денис Прошкин.
По его словам, создатели предприятия имеют опыт запуска производств, в том числе в пищевой промышленности, животноводстве, сельхозотрасли. Обратить внимание на рынок кормов подтолкнула бытовая ситуация:
— Раньше для своей собаки я покупал зарубежный корм, — рассказывает г-н Прошкин. — В связи с санкциями пропали многие корма, я начал покупать корма отечественного производства, но, как выяснилось, перевести собаку на новый корм непросто: может появиться аллергия, проблемы с ЖКТ и тому подобное. Я стал погружаться в этот вопрос, изучать производителей, учиться читать составы и заметил, что корма, выпускаемые в нашей стране, не все соответствуют стандартам и отличаются хорошим составом. Как бизнесмен я увидел потенциал в этой отрасли. И буквально за полгода мы совместными с партнерами усилиями построили полноценное предприятие. Конечно, впереди много работы и большие планы, но начало положено.
Сейчас мощность производства составляет более 4,5 тыс. т в год. В 2026 году планируется запустить еще одну линию мощностью более 6 тыс. т в год. Предприятие занимает 1 га в Азове, площадь производственных цехов — 3 тыс. кв. м.
По словам г-на Прошкина, проблем с поставками оборудования не возникло:
— У одного из учредителей завода достаточно большой опыт работы с поставщиками оборудования из-за рубежа. На заводе также используется оборудование российских поставщиков. Например, фасовочная линия была приобретена в Республике Татарстан.
Новое производство работает полностью на местном сырье:
— Мы считаем одной из сильных сторон нашей компании — это местоположение. Учитывая, что юг России является одним из крупнейших сельхозпроизводителей в нашей стране, поставщики все местные: это и поставки мясной продукции и продукции растениеводства.
Объем инвестиций в проект составил более 100 млн рублей. В компании рассчитывают окупить вложения за 7 лет.
Большую часть продукции новое предприятие будет выпускать под собственными марками — Cult Pets, Smart Menu, «Хвостатые истории», около 20% планирует выпускать под торговыми марками заказчиков. В стадии проработки уже находятся контракты с 2 федеральными сетями.
Продукцию будут поставлять как оптовикам, так и напрямую в локальные и федеральные сети, зоомагазины, маркетплейсы, а также в питомники. Помимо этого компания осуществляет благотворительные поставки кормов в приюты для животных.
Для организации такого производства инвесторы привлекли специалистов — нутрициологов и ветеринаров.
— До недавнего времени участие ветеринарных специалистов и нутрициологов в разработке кормов у отечественных производителей было минимальным, — рассказывает Денис Прошкин. — Еще лет пять назад рынок кормов в России во многом был ориентирован на импорт. Мировые бренды уже имели устоявшуюся репутацию, рецептуры и научные группы. Российские производители зачастую занимались производством экономсегмента, где ставка делалась не на качество, а на цену — это не требовало привлечения узкопрофильных специалистов. Много лет формулы кормов составлялись «по аналогии»: за основу брали существующие зарубежные составы. И лишь в последние годы в связи с появлением множества российских компаний, выросшей конкуренцией, а также запросом владельцев собак не просто в корме, а в полнорационном продукте, производители стали обращаться к профессионалам за разработкой качественных рецептур.
По словам собеседника N, при разработке рецептур компания обращает внимание на отзывы потребителей и старается учесть потребности их питомцев:
— У кого-то аллергия на курицу, и мы в линейке Cult Pets отказались от курицы и куриного жира, у кого-то непереносимость злаковых культур, и мы в Smart Menu разрабатываем беззерновой состав для таких домашних животных.
В «ТЕХНОФУДПРО» признают, что конкуренция на рынке высока, здесь присутствуют как крупные международные бренды, у которых сохранились производственные мощности в России, так и ряд локальных игроков, активно развивающих собственные марки и контракты СТМ для ретейла. Среди своих преимуществ, помимо близости к сырьевой базе называют собственные производственные мощности и полный цикл разработки продукта: от подбора рецептуры с участием ветеринаров до фасовки и логистики, а также широкую линейку, которая ориентируется на потребности российских владельцев животных, а не копирует западные аналоги.
Собеседник N отмечает, что рынок кормов сегодня переживает трансформационный период: резкое повышение цен, перераспределение каналов и доверия потребителей в сторону отечественных брендов, усиление регуляторного контроля.
По данным «СПАРК Интерфакса», в России действует более 400 предприятий, основной вид деятельности которых — производство кормов для домашних животных. По данным Национальной ассоциации зооиндустрии, общий объем производства кормов для домашних животных в 2024 году составил 1,5 млн тонн, рост к 2023 году — 7,4%. В ассоциации отмечают, что внутренний спрос и экспортные возможности стимулируют рост отрасли. Основные направления экспорта — страны ЕАЭС, где российские корма конкурентоспособны по цене и качеству.
«Отрасль демонстрирует устойчивость даже в условиях экономической нестабильности, что связано с высокой лояльностью к домашним питомцам, — отмечается в сообщении ассоциации. — Если тенденция сохранится, к концу 2025 года производство может превысить 1,6 млн тонн, а экспорт — 120 тыс. тонн».
По данным исследовательской компании BusinesStat, активно идет импортозамещение: доля импорта в общем предложении на рынке сократилась с 10% в 2020 году до 3% в 2024 году.
По данным компании «Нильсен», рост продаж товаров для животных в 2024 году составил 12,3% («Нильсен» отслеживает корма для собак и кошек, лакомства для животных и наполнители для кошачьих туалетов). Этот рост на две трети связан с изменением натуральным продаж, а на одну треть — с изменением цен. В «Нильсен» это считают положительным знаком для отрасли: владельцы животных готовы покупать больше зоотоваров.
Самый высокий рост продаж на рынке за год показали лакомства — 20,3% в рублях и 21,8% в натуральном выражении. Реализация корма для собак увеличилась на 15,2% в деньгах и на 12,8% в упаковках, рационов для кошек — на 10,5% и 6,9%, наполнителей — на 13,7% и 6,5% соответственно.
Лидирующие позиции в продажах зоотоваров сохраняет Центральный федеральный округ, занимая 34,8% рынка. Реализация в рублях здесь выросла на 9,8%, в натуральном выражении — на 5,4%. В прошлом году юг России стал лидером по темпам роста продаж зоотоваров — 18,4% в денежном эквиваленте и 10,8% в натуральном. За ним следуют Сибирь и Дальний Восток (14,4% в деньгах и 7,9% в упаковках) и Волга (13,8% и 8,1%).
По данным журнала «Зообизнес в России» (№ 5, 2025 г.), интерес владельцев животных к здоровью питомцев продолжает расти. «Российские производители активно входят в сегмент ветеринарных кормов, но пока предложения отечественных компаний остаются ограниченными и охватывают наиболее распространенные заболевания, — сообщает издание. — На первом месте — корма для профилактики и лечения мочекаменной болезни у кошек, представлены продукты для кошек и собак с почечной недостаточностью и болезнями печени. Аллергия — тоже в топе проблем, но, как правило, у собак. Хотя некоторые новые ветеринарные бренды предлагают гипоаллергенные корма и для кошек. Еще одна распространенная категория ветдиет — рационы для собак и кошек, у которых нарушено пищеварение».
Поиск в сети Интернет дает информацию о том, что ветеринарные корма в России на своих российских заводах выпускают зарубежные компании Mars и Nestle. Среди крупных отечественных производителей корма с учетом особенностей здоровья животных предлагают, в частности, такие крупные производители, как «Лимкорм петфуд», ООО «НПЦКТ», «Мираторг» (вышел на рынок веткормов в 2022 году), «ПродКонтрактИнвест». Отметим, что производства двух из перечисленных компаний — Mars и «ПродКонтрактИнвест» расположены в Ростовской области.