«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»
Совладелец и бар-менеджер ростовского бара «Мойше» Григорий Асланьян делает посуду ручной работы для своего заведения и для десятков баров по всему миру. Григорий — один из немногих в России гончаров, создающих бокалы из керамики в стиле культуры тики. Предприниматель и керамист лепит изделия в виде древних чудищ и героев современной массовой культуры, персонажей «Звездных войн» и фильмов Marvel.
До недавнего времени Григорий поставлял бокалы под брендом Tiki Kook в основном в Европу и США. После начала пандемии коронавируса и введения санкций в связи с украинским конфликтом налаженный сбыт распался. Сейчас предприниматель переориентируется на российский рынок, ищет новые каналы продаж и расширяет ассортимент. N поговорил с Григорием о том, зачем он начал делать посуду для своего бара, где учился гончарному делу, как основал мастерскую и искал покупателей по миру.
N: — В 2021 году вы стали совладельцем бара «Мойше». Раньше о вас часто писали как о бармене. Работа бармена осталась в прошлом? За стойку часто становитесь?
Г.А.: — Я работаю бар-менеджером, но и за стойкой меня часто можно увидеть. Я обожаю это дело, коктейльчики смешивать. Люблю, чтобы все было красиво и вкусно. Без этого никак. Отсюда и возникла идея тики-бокалов — мне хотелось отдавать коктейли посетителям в красивых бокалах.
N: — Ваше творчество — это часть культуры тики: Полинезия, Гавайи, древние тотемы-божества, больше похожие на чудищ. Как вы пришли к ней и чем она вас привлекла?
Г.А.: — Тики-культура неразрывно связана с барной культурой. Когда американцы попали на полинезийские острова, увидели стоящие повсюду тотемы, маленькие и большие. На пляжах, где причаливали корабли, стали появляться наспех сколоченные бунгало с деревянной барной стойкой. Коктейли там подавали в деревянных чашах в форме тотемов. Часто американцы увозили к себе на родину в качестве сувениров и тотемы, и бокалы. Основателем тики-культуры в Америке считаются Трейдо Вик и Дон Бичкомбер. Они начали готовить тики-напитки, пряча за непрозрачным бокалом мутные и некрасивые коктейли. Чаши для заведений делали аборигены. Позже дерево заменили на глину и появились керамические тики-бокалы. Эта культура распространилась в США, затем дошла до французских колоний, после — появилась в Европе. В Россию тики-культура пришла в 2000-е. Ее бум в барной индустрии пришелся на 2008-2009 годы, потом тренд стал немного спадать. В Ростове тики-культуру привил Артур Арутюнян — хозяин «Своего бара», первого тики-бара в нашем городе.
Я много лет работаю барменом. Давно увлекаюсь барной культурой, темой тики и лепкой. В какой-то момент эти увлечения слились в одно. Когда в баре куча людей, устаешь от этого шума, кайф после смены побыть одному, сидишь и что-то лепишь. Изначально была идея отливать из стекла смесительные стаканы. Они обычно скучные, прямые, неинтересные. Хотелось сделать что-то оригинальное, но эту идею забраковали ростовские стеклодувы, которых у нас в городе очень мало. После появилась мысль лепить тики-бокалы. Это был 2017 год. Керамика тогда начала набирать обороты, и я решил развиваться в этом направлении.
N: — Как и где вы учились работать с глиной? Были специальные знания или знакомства в этой сфере?
Г.А.: — Я занимался лепкой с детства. Делал из муки и соли статуэтки, всякие прикольные штуки, но никакими специальными знаниями не обладал. Кода решил всерьез научиться гончарному делу, ничего, кроме желания, не было. Помнил только, как в детстве брал кусок глины, разбавлял водой и кидал в костер. Стал ездить на керамическое производство в Аксай, наблюдал за процессом и там же сделал первые бокалы. Проходил обучение у разных мастеров, просился к ним в подмастерья.
N: — Как устроено производство? Вы оборудовали собственную мастерскую или арендуете?
Г.А.: — На первых порах я купил маленькую печку для обжига и поставил у себя дома, красил во дворе, мешал жить соседям. Когда пошли заказы, организовал мастерскую. Снял помещение 90 кв. м, купил две печи, организовал три небольших цеха — отливочный, красочный и цех глазирования. Работаю один.
N: — Сколько средств понадобилось для запуска проекта?
Г.А.: — 120 тысяч рублей ушло на закупку глины, глазури и печи. Потом на конкурсе барменов SummerVar выиграл 250 тысяч рублей, купил еще одну печь и снял помещение. Затем дополнительно вложил около полутора миллионов рублей. Во время карантина я окупил их. Бар не отвлекал, и я занимался только керамикой под заказ, из мастерской не вылезал, почти жил там и нормально зарабатывал гончарным делом. Делал много индивидуальных заказов: статуэтки, большие бокалы.
N: — Как вы придумываете дизайн бокалов: где-то заимствуете фантастические образы или придумываете их сами?
Г.А.: — Культура тики очень обширная, она не только про древние божества. Фишка моего проекта не в том, чтобы переносить образы древних богов и чудовищ на бокалы. Я в основном беру современные образы массовой культуры, которые мы сами сделали идолами — персонажей фильмов Marvel, героев «Звездных войн». Это кино, на котором я вырос. Беру персонажей сегодняшнего дня и стилизую их под тики. Есть у меня образ Ктулху из книг Лавкрафта. Интересный феномен, когда персонаж вроде бы антигерой, но в то же время любимец масс. Не всегда, конечно, использую персонажей книг и фильмов. Леплю прикольных монстров из фантазии. Сейчас делаю викингов.
N: — На каком этапе проект?
Г.А.: — Сейчас он в режиме стагнации. Почти все изделия я продавал в Америку и Европу. Потом случились ковид и закрытие границ, конфликт на Украине и санкции. Налаженный сбыт распался. Я принял на работу помощника, но после падения спроса вновь стал работать один. Выручка упала, люди не готовы тратить на покупку посуды много денег. Когда я говорю, что у меня цена выросла с 900 до 1300 рублей, клиенты отказываются. Для бара это дорого, а для меня — нормальная цена. Я бокалы вручную расписываю.
Столкнулся с тем, что нет глины. Мы заказывали ее из Украины, поставки оттуда прекратились. В России было много глиняных карьеров, но большинство загубили в 1990-е годы. Нашел предприятие в Краснодаре, закупаю сейчас там. Цены на материалы за последние полгода выросли на 30-40%. Килограмм хороших пигментов стоит 6 тысяч рублей.
Если говорить о качестве изделий, то в этом году я довел все до ума и почти доволен. Поменял технику и раскрашиваю так, чтобы готовые изделия не отличались друг от друга на полке.
N: — Как вы находили клиентов в Европе и Америке?
Г.А.: — Через барменское сообщество. Я участвовал в мировых конкурсах в Германии, в свое время ездил на профессиональные выставки, там находил покупателей из разных стран. Познакомился с основателем сайта Moscow bar show, подарил ему бокалы, пошло сарафанное радио.
N: — Каковы сегодня основные каналы продаж? Получилось их переориентировать и восстановить спрос?
Г.А.: — Перешел на российский рынок, расширил ассортимент, начал делать посуду, бокалы в виде кроликов, собак. Стал лепить больше ярких, понятных российскому потребителю тотемов, но не оставлял классику. Недавно сделал для краснодарского ресторана «Птичка-Невеличка» вазу в виде совы. Она у них охраняет зарезервированные столы. Второй такой совы нет.
Я и раньше продавал бокалы во все уголки России. Проблема в том, что для России у меня высокая цена, и товар здесь не так востребован. Я продаю бокалы по 900-1300 рублей за штуку, а на рынке китайские цены AliExpress — 400-500 максимум. Владельцы баров экономят. Я отправил как-то 20 бокалов в тюменский бар, через три недели осталось 5, все остальные посетители разворовали.
Отправляю в Дубай. Там очень хорошо развивается барный рынок. Сейчас у меня наметились каналы для возобновления поставок в Америку, буду пытаться их восстанавливать. Это дорого, но есть люди, которые готовы переплачивать за доставку. Раньше мне помогал знакомый, который умеет грамотно оформлять документы на отправку товара в Америку. Мы вместе с ним это организовывали, но с закрытием границ перестали сотрудничать. Сейчас возобновляем работу.
Стал продавать товары на маркетах, за счет этого повысилась узнаваемость бренда. Больше стали покупать чаши себе домой, увеличилось количество отзывов в интернете.
Маркетинг, продвижение и развитие соцсетей мне даются тяжело. Я не очень охотно веду «Инстаграме». Пытался снимать видео в «Тик-Токе», как я леплю, но потерял пароль от страницы.
N: — А в вашем баре есть изделия собственного производства?
Г.А.: — Все тарелки здесь сделаны мной. Тики-бокалов нет, потому что они не подходят под концепцию бара. Буду делать для нас еще большие красивые горшки. Это одна из моих целей — научиться лепить крупные изделия.
N: — Сколько бокалов вы изготавливаете?
Г.А.: — В месяц я изготавливаю 300-400 штук, а продаю около 250. Процесс изготовления одной партии из нескольких стаканов занимает три дня. Двойной обжиг длится 12 и 16 часов, плюс 8 часов на остывание печи. Потом идут сушка, зачистка, покраска. Есть мастера, которые лепят, вытачивают и красят быстрее. Я называю себя лакеромистом — это тот, кто все делает очень медленно. Производить больше мешают самокопание и перфекционизм. Не могу выпускать некачественный продукт. Мне как-то сказали: «Научись делать фигню и продавать ее дорого». А я так не могу. Если где-то кривой край получается, переделываю. Недавно сделал статуэтки под заказ и понял: не то получилось. Не мое. Может, я когда-нибудь дойду до психолога, и он мне скажет отпустить ситуацию, но пока не получается.
Мне важны детали, поэтому я заморачиваюсь с детализацией изделий. Классно, когда берешь бокал с изображением лица и чувствуются щечки. Хочется делать такое, что никто не делал.
N: — Насколько высокого мастерства требует керамическое производство?
Г.А.: — До сих пор считаю себя любителем и не могу назвать профессионалом. Постепенно учусь, улучшаю качество материала, меняю стиль изделия и подход к работе.
N: — У вас есть постоянный ассортимент или каждое изделие уникально?
Г.А.: — По-разному. Есть стандартный ассортимент, есть единичные модели. Я работаю и с индивидуальными заказами. Иногда люди приходят с совсем странными запросами, например сделать на стакане объемное лицо мужа или президента. Я от некоторых отказываюсь. Кайф заработать, но ерундой заниматься не хочется.
N: — Насколько проект экономически успешен? Приносит ли он доход?
Г.А.: — Проект окупился и приносил прибыль до пандемии. Сейчас я выхожу в ноль. В этом году рассчитываю расширить ассортимент, возобновить старые и наладить новые каналы сбыта. В следующем году надеюсь выйти в плюс. Если заниматься керамикой не так, как я, а серьезно, это очень доходный бизнес.
N: — Керамика для вас — это скорее хобби или бизнес?
Г.А.: — Это сложный вопрос. Думаю, бизнес — это когда ты наладил процесс, контролируешь его и получаешь с этого прибыль. Если я сломаю руку, бар будет работать, а бокалы делать не смогу. Чтобы превратить производство бокалов в бизнес, нужно найти человека, который так же горел бы делом, как и я, обучить его и иметь возможность платить зарплату, а это сложно. Если быть честным, тики-бокалы — это хобби, которому я уделяю очень много времени. Моя основная работа — это управление баром.
N: — Как много времени вы отдаете керамике?
Г.А.: — Все свободное время. Просыпаюсь, иду в мастерскую, днем приезжаю в бар, вечером делаю разные дела и опять еду в мастерскую, включаю фильм и что-нибудь леплю до трех часов ночи. Сейчас я довел несколько бокалов до ума, они такие красивые, мне очень нравятся.
N: — Вы не думали продавать бокалы на маркетплейсах?
Г.А.: — Есть ребята, которые покупают у меня бокалы, сами выставляют на Ozon и продают, но это разовые истории. Я думал об этом, но фишка в том, что на маркетплейсах человек хочет заказать и получить товар на следующий день. Тики-бокалы не масс-маркет. Я не могу их каждый день делать десятками.
Это не перекуп из Китая. Я их делаю и расписываю своими руками. Они могут отличаться по цвету и форме. Маркетплейсы предполагают большие товарные обороты.
N: — А через розничные магазины не пробовали реализовывать?
Г.А.: — Думаю, там будут слабые продажи. Отдам бокалы, простоят они два-три месяца на полке, а мне за нее платить. Лучше все-таки развивать интернет-торговлю. Я сейчас делаю сайт Tiki Kook, потихоньку продвигаю страницу проекта в «Инстаграме» (признан в России экстремистской организацией) и думаю разместить рекламу на «Яндексе».
N: — Есть ли гуру в изготовлении тики-бокалов, на которых вы ориентируетесь?
Г.А.: — В Америке есть магазины Tiki Lovers и Tiki Mag — у них собственное производство идеального качества.
N: — Каковы планы по развитию компании на ближайшее время?
Г.А.: — Систематизировать ассортимент, решить, на каких изделиях сфокусироваться. Есть мысль ввести в ассортимент тики-пиалы и тики-трубки с объемными выточенными образами. Можно делать насадки на курительные трубки с разными лицами, веселыми, грустными и т. д.
Я понимаю, что тики-культура в России не очень востребована, но уходить от нее не хочется. Есть желание довести свое дело до ума. Хочется зарабатывать, не уходя от основной идеи.
Справка
Григорий Асланьян. 37 лет. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил кулинарный лицей. Параллельно с учебой работал поваром. Отслужил в армии. Затем окончил ростовский филиал МГУТУ, отделение «Экономика и управление предприятий общественного питания». Работал старшим поваром кафе «Елка» и ресторана «Замешательство», шеф-поваром кафе-бара «Чили Пеппер» и бара «Боб & Буллет». В 2010 году сменил профессию повара на бартендера (профессионал, который занимается миксологией, искусством приготовления коктейлей). Работал мастером-технологом в команде сети кондитерских и булочных «Штолле». В 2015 г. стал бар-менеджером сети «Жердела групп» (бар Heaven, ресторан «Корова», бар «Бурда Моден», место событий «Салют»). В 2016 г. начал обучаться керамическому мастерству. В 2018 году открыл свою мастерскую и первым на юге России начал делать тики-бокалы. В 2021 г. совместно с компаньоном открыл бар «Мойше», посуда для которого делается в мастерской Tiki Kook.