г. Ростов-на-Дону
22 ноября 2024 12:44:36
100.68
106.08

«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»

Совладелец и бар-менеджер ростовского бара «Мойше» Григорий Асланьян делает посуду ручной работы для своего заведения и для десятков баров по всему миру. Григорий — один из немногих в России гончаров, создающих бокалы из керамики в стиле культуры тики. Предприниматель и керамист лепит изделия в виде древних чудищ и героев современной массовой культуры, персонажей «Звездных войн» и фильмов Marvel.

До недавнего времени Григорий поставлял бокалы под брендом Tiki Kook в основном в Европу и США. После начала пандемии коронавируса и введения санкций в связи с украинским конфликтом налаженный сбыт распался. Сейчас предприниматель переориентируется на российский рынок, ищет новые каналы продаж и расширяет ассортимент. N поговорил с Григорием о том, зачем он начал делать посуду для своего бара, где учился гончарному делу, как основал мастерскую и искал покупателей по миру.

N: — В 2021 году вы стали совладельцем бара «Мойше». Раньше о вас часто писали как о бармене. Работа бармена осталась в прошлом? За стойку часто становитесь?

Г.А.: — Я работаю бар-менеджером, но и за стойкой меня часто можно увидеть. Я обожаю это дело, коктейльчики смешивать. Люблю, чтобы все было красиво и вкусно. Без этого никак. Отсюда и возникла идея тики-бокалов — мне хотелось отдавать коктейли посетителям в красивых бокалах.

N: — Ваше творчество — это часть культуры тики: Полинезия, Гавайи, древние тотемы-божества, больше похожие на чудищ. Как вы пришли к ней и чем она вас привлекла?

Г.А.: — Тики-культура неразрывно связана с барной культурой. Когда американцы попали на полинезийские острова, увидели стоящие повсюду тотемы, маленькие и большие. На пляжах, где причаливали корабли, стали появляться наспех сколоченные бунгало с деревянной барной стойкой. Коктейли там подавали в деревянных чашах в форме тотемов. Часто американцы увозили к себе на родину в качестве сувениров и тотемы, и бокалы. Основателем тики-культуры в Америке считаются Трейдо Вик и Дон Бичкомбер. Они начали готовить тики-напитки, пряча за непрозрачным бокалом мутные и некрасивые коктейли. Чаши для заведений делали аборигены. Позже дерево заменили на глину и появились керамические тики-бокалы. Эта культура распространилась в США, затем дошла до французских колоний, после — появилась в Европе. В Россию тики-культура пришла в 2000-е. Ее бум в барной индустрии пришелся на 2008-2009 годы, потом тренд стал немного спадать. В Ростове тики-культуру привил Артур Арутюнян — хозяин «Своего бара», первого тики-бара в нашем городе.

Я много лет работаю барменом. Давно увлекаюсь барной культурой, темой тики и лепкой. В какой-то момент эти увлечения слились в одно. Когда в баре куча людей, устаешь от этого шума, кайф после смены побыть одному, сидишь и что-то лепишь. Изначально была идея отливать из стекла смесительные стаканы. Они обычно скучные, прямые, неинтересные. Хотелось сделать что-то оригинальное, но эту идею забраковали ростовские стеклодувы, которых у нас в городе очень мало. После появилась мысль лепить тики-бокалы. Это был 2017 год. Керамика тогда начала набирать обороты, и я решил развиваться в этом направлении.

N: — Как и где вы учились работать с глиной? Были специальные знания или знакомства в этой сфере?

Г.А.: — Я занимался лепкой с детства. Делал из муки и соли статуэтки, всякие прикольные штуки, но никакими специальными знаниями не обладал. Кода решил всерьез научиться гончарному делу, ничего, кроме желания, не было. Помнил только, как в детстве брал кусок глины, разбавлял водой и кидал в костер. Стал ездить на керамическое производство в Аксай, наблюдал за процессом и там же сделал первые бокалы. Проходил обучение у разных мастеров, просился к ним в подмастерья.

N: — Как устроено производство? Вы оборудовали собственную мастерскую или арендуете?

Г.А.: — На первых порах я купил маленькую печку для обжига и поставил у себя дома, красил во дворе, мешал жить соседям. Когда пошли заказы, организовал мастерскую. Снял помещение 90 кв. м, купил две печи, организовал три небольших цеха — отливочный, красочный и цех глазирования. Работаю один.

N: — Сколько средств понадобилось для запуска проекта?

Г.А.: — 120 тысяч рублей ушло на закупку глины, глазури и печи. Потом на конкурсе барменов SummerVar выиграл 250 тысяч рублей, купил еще одну печь и снял помещение. Затем дополнительно вложил около полутора миллионов рублей. Во время карантина я окупил их. Бар не отвлекал, и я занимался только керамикой под заказ, из мастерской не вылезал, почти жил там и нормально зарабатывал гончарным делом. Делал много индивидуальных заказов: статуэтки, большие бокалы.

N: — Как вы придумываете дизайн бокалов: где-то заимствуете фантастические образы или придумываете их сами?

Г.А.: — Культура тики очень обширная, она не только про древние божества. Фишка моего проекта не в том, чтобы переносить образы древних богов и чудовищ на бокалы. Я в основном беру современные образы массовой культуры, которые мы сами сделали идолами — персонажей фильмов Marvel, героев «Звездных войн». Это кино, на котором я вырос. Беру персонажей сегодняшнего дня и стилизую их под тики. Есть у меня образ Ктулху из книг Лавкрафта. Интересный феномен, когда персонаж вроде бы антигерой, но в то же время любимец масс. Не всегда, конечно, использую персонажей книг и фильмов. Леплю прикольных монстров из фантазии. Сейчас делаю викингов.

N: — На каком этапе проект?

Г.А.: — Сейчас он в режиме стагнации. Почти все изделия я продавал в Америку и Европу. Потом случились ковид и закрытие границ, конфликт на Украине и санкции. Налаженный сбыт распался. Я принял на работу помощника, но после падения спроса вновь стал работать один. Выручка упала, люди не готовы тратить на покупку посуды много денег. Когда я говорю, что у меня цена выросла с 900 до 1300 рублей, клиенты отказываются. Для бара это дорого, а для меня — нормальная цена. Я бокалы вручную расписываю.

Столкнулся с тем, что нет глины. Мы заказывали ее из Украины, поставки оттуда прекратились. В России было много глиняных карьеров, но большинство загубили в 1990-е годы. Нашел предприятие в Краснодаре, закупаю сейчас там. Цены на материалы за последние полгода выросли на 30-40%. Килограмм хороших пигментов стоит 6 тысяч рублей.

Если говорить о качестве изделий, то в этом году я довел все до ума и почти доволен. Поменял технику и раскрашиваю так, чтобы готовые изделия не отличались друг от друга на полке.

N: — Как вы находили клиентов в Европе и Америке?

Г.А.: — Через барменское сообщество. Я участвовал в мировых конкурсах в Германии, в свое время ездил на профессиональные выставки, там находил покупателей из разных стран. Познакомился с основателем сайта Moscow bar show, подарил ему бокалы, пошло сарафанное радио.

N: — Каковы сегодня основные каналы продаж? Получилось их переориентировать и восстановить спрос?

Г.А.: — Перешел на российский рынок, расширил ассортимент, начал делать посуду, бокалы в виде кроликов, собак. Стал лепить больше ярких, понятных российскому потребителю тотемов, но не оставлял классику. Недавно сделал для краснодарского ресторана «Птичка-Невеличка» вазу в виде совы. Она у них охраняет зарезервированные столы. Второй такой совы нет.

Я и раньше продавал бокалы во все уголки России. Проблема в том, что для России у меня высокая цена, и товар здесь не так востребован. Я продаю бокалы по 900-1300 рублей за штуку, а на рынке китайские цены AliExpress — 400-500 максимум. Владельцы баров экономят. Я отправил как-то 20 бокалов в тюменский бар, через три недели осталось 5, все остальные посетители разворовали.

Отправляю в Дубай. Там очень хорошо развивается барный рынок. Сейчас у меня наметились каналы для возобновления поставок в Америку, буду пытаться их восстанавливать. Это дорого, но есть люди, которые готовы переплачивать за доставку. Раньше мне помогал знакомый, который умеет грамотно оформлять документы на отправку товара в Америку. Мы вместе с ним это организовывали, но с закрытием границ перестали сотрудничать. Сейчас возобновляем работу.

Стал продавать товары на маркетах, за счет этого повысилась узнаваемость бренда. Больше стали покупать чаши себе домой, увеличилось количество отзывов в интернете.

Маркетинг, продвижение и развитие соцсетей мне даются тяжело. Я не очень охотно веду «Инстаграме». Пытался снимать видео в «Тик-Токе», как я леплю, но потерял пароль от страницы.

N: — А в вашем баре есть изделия собственного производства?

Г.А.: — Все тарелки здесь сделаны мной. Тики-бокалов нет, потому что они не подходят под концепцию бара. Буду делать для нас еще большие красивые горшки. Это одна из моих целей — научиться лепить крупные изделия.

N: — Сколько бокалов вы изготавливаете?

Г.А.: — В месяц я изготавливаю 300-400 штук, а продаю около 250. Процесс изготовления одной партии из нескольких стаканов занимает три дня. Двойной обжиг длится 12 и 16 часов, плюс 8 часов на остывание печи. Потом идут сушка, зачистка, покраска. Есть мастера, которые лепят, вытачивают и красят быстрее. Я называю себя лакеромистом — это тот, кто все делает очень медленно. Производить больше мешают самокопание и перфекционизм. Не могу выпускать некачественный продукт. Мне как-то сказали: «Научись делать фигню и продавать ее дорого». А я так не могу. Если где-то кривой край получается, переделываю. Недавно сделал статуэтки под заказ и понял: не то получилось. Не мое. Может, я когда-нибудь дойду до психолога, и он мне скажет отпустить ситуацию, но пока не получается.

Мне важны детали, поэтому я заморачиваюсь с детализацией изделий. Классно, когда берешь бокал с изображением лица и чувствуются щечки. Хочется делать такое, что никто не делал.

N: — Насколько высокого мастерства требует керамическое производство?

Г.А.: — До сих пор считаю себя любителем и не могу назвать профессионалом. Постепенно учусь, улучшаю качество материала, меняю стиль изделия и подход к работе.

N: — У вас есть постоянный ассортимент или каждое изделие уникально?

Г.А.: — По-разному. Есть стандартный ассортимент, есть единичные модели. Я работаю и с индивидуальными заказами. Иногда люди приходят с совсем странными запросами, например сделать на стакане объемное лицо мужа или президента. Я от некоторых отказываюсь. Кайф заработать, но ерундой заниматься не хочется.

N: — Насколько проект экономически успешен? Приносит ли он доход?

Г.А.: — Проект окупился и приносил прибыль до пандемии. Сейчас я выхожу в ноль. В этом году рассчитываю расширить ассортимент, возобновить старые и наладить новые каналы сбыта. В следующем году надеюсь выйти в плюс. Если заниматься керамикой не так, как я, а серьезно, это очень доходный бизнес.

N: — Керамика для вас — это скорее хобби или бизнес?

Г.А.: — Это сложный вопрос. Думаю, бизнес — это когда ты наладил процесс, контролируешь его и получаешь с этого прибыль. Если я сломаю руку, бар будет работать, а бокалы делать не смогу. Чтобы превратить производство бокалов в бизнес, нужно найти человека, который так же горел бы делом, как и я, обучить его и иметь возможность платить зарплату, а это сложно. Если быть честным, тики-бокалы — это хобби, которому я уделяю очень много времени. Моя основная работа — это управление баром.

N: — Как много времени вы отдаете керамике?

Г.А.: — Все свободное время. Просыпаюсь, иду в мастерскую, днем приезжаю в бар, вечером делаю разные дела и опять еду в мастерскую, включаю фильм и что-нибудь леплю до трех часов ночи. Сейчас я довел несколько бокалов до ума, они такие красивые, мне очень нравятся.

N: — Вы не думали продавать бокалы на маркетплейсах?

Г.А.: — Есть ребята, которые покупают у меня бокалы, сами выставляют на Ozon и продают, но это разовые истории. Я думал об этом, но фишка в том, что на маркетплейсах человек хочет заказать и получить товар на следующий день. Тики-бокалы не масс-маркет. Я не могу их каждый день делать десятками.

Это не перекуп из Китая. Я их делаю и расписываю своими руками. Они могут отличаться по цвету и форме. Маркетплейсы предполагают большие товарные обороты.

N: — А через розничные магазины не пробовали реализовывать?

Г.А.: — Думаю, там будут слабые продажи. Отдам бокалы, простоят они два-три месяца на полке, а мне за нее платить. Лучше все-таки развивать интернет-торговлю. Я сейчас делаю сайт Tiki Kook, потихоньку продвигаю страницу проекта в «Инстаграме» (признан в России экстремистской организацией) и думаю разместить рекламу на «Яндексе».

N: — Есть ли гуру в изготовлении тики-бокалов, на которых вы ориентируетесь?

Г.А.: — В Америке есть магазины Tiki Lovers и Tiki Mag — у них собственное производство идеального качества.

N: — Каковы планы по развитию компании на ближайшее время?

Г.А.: — Систематизировать ассортимент, решить, на каких изделиях сфокусироваться. Есть мысль ввести в ассортимент тики-пиалы и тики-трубки с объемными выточенными образами. Можно делать насадки на курительные трубки с разными лицами, веселыми, грустными и т. д.

Я понимаю, что тики-культура в России не очень востребована, но уходить от нее не хочется. Есть желание довести свое дело до ума. Хочется зарабатывать, не уходя от основной идеи.

Просмотров: 3762

Справка

Григорий Асланьян

Григорий Асланьян. 37 лет. Родился в Ростове-на-Дону. Окончил кулинарный лицей. Параллельно с учебой работал поваром. Отслужил в армии. Затем окончил ростовский филиал МГУТУ, отделение «Экономика и управление предприятий общественного питания». Работал старшим поваром кафе «Елка» и ресторана «Замешательство», шеф-поваром кафе-бара «Чили Пеппер» и бара «Боб & Буллет». В 2010 году сменил профессию повара на бартендера (профессионал, который занимается миксологией, искусством приготовления коктейлей). Работал мастером-технологом в команде сети кондитерских и булочных «Штолле». В 2015 г. стал бар-менеджером сети «Жердела групп» (бар Heaven, ресторан «Корова», бар «Бурда Моден», место событий «Салют»). В 2016 г. начал обучаться керамическому мастерству. В 2018 году открыл свою мастерскую и первым на юге России начал делать тики-бокалы. В 2021 г. совместно с компаньоном открыл бар «Мойше», посуда для которого делается в мастерской Tiki Kook.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые продукты
«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»
Денис Пасынков выиграл конкурс «Студенческий стартап», 1 млн рублей он направил на создание программы, которая имитирует хакерские атаки. Это нужно для выявления уязвимостей и обеспечения безопасности предприятий. Сейчас команда Дениса занимается разработкой прототипа, к 2026 году они планируют заработать больше 7 миллионов рублей, масштабировав проект.
Новые продукты
«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»
Татьяна Голикова создала свой бренд нижнего белья Touch Now. Первые продажи были сделаны в июне, удалось реализовать пробную партию из 10 комплектов и получить 12 предзаказов. Пока над стартапом кроме Татьяны работают швея и дизайнер. Но в планах — нанять еще специалистов и выйти на маркетплейс.
Новые продукты
«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»
Крупный дистрибьютор фармпрепаратов, управляющий сетями «Социальная аптека» и «Юг Фарма» ГК «Фармацевт» Павла Прибылова, вышел на рынок биоактивных добавок. Компания разработала и выпустила на рынок БАДы для сна и послабления кишечника.
Новые продукты
«Это не перекуп из Китая. Я делаю и расписываю бокалы своими руками»
Выпускница факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ Дарья Лысенко запустила проект стартапа по производству женских сумок ручной работы Dariiola. Сумочки уже продаются, этот яркий аксессуар выбирают девушки, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность.