Экобренд из Ростова расширяется и выходит на маркетплейсы
Ростовский экобренд текстиля предлагает заменить гору пластиковых пакетов, которые есть почти на каждой кухне, на экосумки из льна. Предпринимательница Юлия Пивень начала выпуск домашнего текстиля и сумок-шоперов и готовится выйти со своими изделиями на маркетплейсы. N поговорил с основательницей проекта о его экологической миссии, сложностях открытия своего дела с нуля и состоянии текстильного бизнеса в России.
В бизнес Юлия пришла из маркетинга. До того как стать предпринимателем, она работала на «Ростсельмаше», где занималась продвижением продукции на зарубежные рынки. С началом пандемии количество работы сократилось, появилось свободное время и возможность осуществить давнюю мечту — запустить свое маленькое дело.
— Идею для бизнеса подкинула подруга. Она как-то пожаловалась, что нигде не может найти классные сумки-шоперы. Слово за слово, решили, что можно ведь и самим их сделать. Помню, как ехала в автобусе и подумала, что вот сейчас хороший момент, чтобы создать свой продукт, — рассказывает основательница проекта.
Юлия нашла поставщиков тканей, купила материал, договорилась о сотрудничестве с одной из швейных мастерских в Ростове и заказала первую партию сумок из льна и хлопка. Несколько изделий купила подруга, остальным сумкам предстояло найти покупателей. Бренд получил название JUL Design. Юлия начала развивать соцсети, участвовать в выставках и маркетах. Одной из фишек проекта стала его эконаправленность.
— Сумки-шоперы — это классная альтернатива пластиковым пакетам. Когда я начала шить шоперы, мы стали использовать их в семье. У всех моих друзей и родственников теперь есть сумки моего производства, — шутит Юлия. — У каждого дома ведь есть пакет с пакетами. Так вот, если подсчитать статистику, то за последние 2 года мы практически не покупаем целлофановые пакеты, они просто не нужны. Это мой вклад в сокращение потребления пластика. Кажется, что человек — песчинка и ничего глобально поменять не может. Я следую выражению: «Что есть океан, если не множество капель», — и считаю, что если каждый внесет свой вклад, то что-то да получится изменить.
Шоперы пользовались неплохим спросом, но со временем стало понятно, что на них далеко не уедешь, нужно расширять линейку бренда. Так в ассортименте появились упаковочные мешочки и домашний текстиль — скатерти, сервировочные салфетки, пледы, подушки, полотенца. В качестве основных материалов используются лен, хлопок и кашемир. Ткани компания закупает у российских поставщиков:
— Наши главные партнеры — это «Ивановский текстиль», кировские фабрики, российские поставщики белорусского льна. Знаю, что многие скептически относятся к этим тканям и считают расцветки старомодными. На самом деле сейчас у них стали появляться и современные расцветки. Я использую в основном однотонные ткани и лаконичный дизайн и легко подбираю качественные материалы.
До лета прошлого года проект был скорее любительским и имел совсем небольшие обороты по объему производства и доходу. По-настоящему взрослым бизнес стал в августе 2021 года. Юлия получил льготный заем под 1% в центре «Мой бизнес», приобрела большой запас тканей, отшила коллекцию и вложила часть средств в развитие соцсетей. Ставку делали на «Инстаграм» (запрещен в РФ, компания-владелец Meta признана в РФ экстремистской организацией) как на основной источник клиентов. Юлия подключила СММ-менеджера к проекту, вместе они сделали контент, и заказы пошли, спрос повысился. После блокировки соцсети бизнесу пришлось перестраиваться и менять стратегию развития, рассказывает Юлия Пивень:
— Совсем недавно казалось, в сайте нет никакой необходимости и как форма взаимодействия он теряет свою актуальность. Сейчас сайт стал одним из основных каналов. Начали развивать страницу во «ВКонтакте», которая была запущена. В «Телеграм» пока не заходим, мне кажется, он все-таки больше для бизнеса в сфере услуг, для медиаспикеров, экспертов и т. д., но не для онлайн-магазина, где акцент идет на визуал.
Ключевым в трансформации стало решение о выходе на маркетплейсы. Первым станет Ozon. Чтобы зайти на электронные торговые площадки, бренд JUL Design получил декларацию соответствия, продукцию зарегистрировали в системе «Честный знак». Юлия надеется, что маркетплейс даст стабильный ежемесячный доход. Выход запланирован на ближайшую неделю. Начать планируют с продажи 100-200 подарочных наборов полотенец.
Сейчас основным источником дохода являются мелкооптовые продажи. Внимание на них переключили после падения интернет-продаж, которое наблюдается в последние полтора месяца:
— Покупательная способность сильно сократилась. Общая экономическая ситуация в стране, конечно, сильно влияет. Ожидали увеличения спроса к 8 марта, но продажи в этот период, наоборот, сильно просели. Сказывается и психологическое состояние людей: многие в шоке от происходящих в мире событий. Последние пару месяцев мы держимся на оптовых продажах. Хорошо идут упаковочные мешочки для разных товаров. Объем — от 30 до 150 штук. Появляются новые клиенты. Некоторые, кстати, пришли из «ВКонтакте». Надеюсь, они станут постоянными.
Несмотря на снижение объемов продаж в марте, Юлия считает, что у российских текстильных компаний, даже совсем небольших, сейчас есть возможность нарастить свою долю на рынке, заняв место ушедших зарубежных брендов:
— Если говорить о больших промышленных оборотах, в России ниша домашнего текстиля не особо развита. Маленьких и средних локальных проектов достаточно много, в каждом регионе штук по 10 найдется. До недавнего времени большую долю в продажах занимала «ИКЕА», сейчас она ушла, и задача российских производителей — постараться максимально заполнить нишу, чтобы ей было сложнее вернуться.
Продукты JUL Design находятся в среднем ценовом сегменте. Заказы размещаются на контрактном производстве. С точки зрения маркетинга и финансов это сейчас интереснее и выгоднее, отмечает основательница проекта:
— Конечно, есть мысли и идеи открыть свое производство в будущем, возможно, когда-то мы до этого дорастем, но пока контрактное производство меня устраивает. У нас сложилась такая синергия с одной швейной мастерской. Я прихожу со своими идеями и рисунками, технолог смотрит, советует, как лучше, что-то корректирует. Привожу ткань и фурнитуру, обговариваем, что нужно пошить, и реализуем.
В проект было вложено около 500 тысяч рублей собственных средств и 150 тысяч рублей заемных. Все заработанное возвращается обратно в оборот и вкладывается в расширение бизнеса, говорит Юлия. Сейчас проект выходит в ноль. Цель на ближайший год — вывести его на уверенную прибыль и увеличить объемы производства.