«Боты смогут отправить в отпуск некоторые профессии в ближайшие пару лет»
Алексей Кривоносов, выпускник ДГТУ, создал робота-кассира для Ростовского зоопарка и продал его за 1 миллион рублей. В планах — запустить серийное производство роботов. Основные трудности, с которыми сталкивался разработчик, связаны с подбором компонентов и отсутствием похожих примеров создания больших корпусов из стекловолокна.
N: — Как пришла идея создать робота?
А.К.: — Я всегда увлекался электроникой, делал сам печатные платы, паял на них микроконтроллеры и пытался запрограммировать их по заданному алгоритму. До этого были интересные и сложные проекты, такие как светодиодный 3d-куб форматом 10 х 10 х 10 и платы автоматизации для малых предприятий. В какой-то момент мы увидели в России робота-промоутера и решили сделать такого же, но со своими доработками. Это было слишком амбициозно для двух человек, потому что мы не понимали, как сделать многие элементы, но когда начинаешь делать маленькие шаги, потом приходит понимание того, как сделать остальное.
N: — Это первый робот, который вами разработан?
А.К.: — Модель, которая чаще представлена на фото, это уже вторая версия робота. У первого отсутствовали руки, была более слабая «железная начинка», да и размеры корпуса были поменьше.
В целом в интернете вы сможете найти, как собрать маленького робота, но при попытках сделать большого брата столкнетесь с огромными трудностями, ведь компоненты должны быть совсем другими. Когда собирали вторую версию, казалось, что учли все возможные недоработки, но в процессе постоянно придумываешь новые успешные решения, и в третьей коммерческой версии мы по максимуму реализуем и их.
N: — Что умеет робот? Есть ли подобный иностранный аналог?
А.К.: — Самое главное в роботе — это его платформа и техническая часть. Остальные функции можно наращивать по мере требования заказчика. Для движения у нас применена омни-платформа, которая позволяет двигаться плавно в любом направлении и аккуратно объезжать предметы. Также функциями движения наделены руки и голова, чтобы эмоционально встречать человека. Самое главное — сенсорный экран и речевые функции, которые позволяют роботу общаться с людьми и показывать необходимую информацию.
Аналоги есть как в России, так и за рубежом. Из самых известных — робот Pepper компании SoftBank Robotics, и продается он с большим отрывом от конкурентов. Но все равно рынок сервисной робототехники очень молодой и только формируется в России.
N: — Сколько вы над ним работали времени? С какими основными трудностями столкнулись?
А.К.: — Над первым роботом работа велась более года, трудностей было много. Например, в сети не было похожих примеров создания больших корпусов из стекловолокна. Приходилось адаптировать технологию создания автомобильных бамперов для наших целей.
Трудности также были и при подборе компонентов, и при написании программного обеспечения. В частности, много проблем было с китайскими двигателями, они просто горели и не держали заявленной мощности. Для первого прототипа и отладки программной части использовались двигатели стеклоочистителей от российских грузовиков, которые показали хорошую надежность. Сразу подобрать нужный компонент не всегда удается — это все результат тестирования и экспериментов, но главное в итоге — получить результат.
N: — Робот был на каких-то мероприятиях до этого?
A.К.: — После того как мы собрали первого робота, хотелось посмотреть, как на него будут реагировать люди. Для этого нужно было «столкнуть» наш продукт с реальным рынком.
Первым мероприятием было 200-летие Сбербанка в Ростове. Конечно, мы очень переживали и всю ночь проверяли скрипты диалогов и отображения промоматериалов. Но все прошло отлично, людям нравилось взаимодействовать с роботом, они фотографировались с ним. Потом мы работали с «Ауди», «Газпромом», «ЛУКОЙЛом», а суммарно провели около 15 аренд первого робота. Это, кстати, дало большой опыт в понимании того, что нужно целевой аудитории от робота.
N: — Как на вас вышел зоопарк? За какую сумму ими был куплен робот?
А.К.: — Представители зоопарка во время посещения промышленного коворкинга «Gараж» заинтересовались нашим проектом на начальной стадии, но им нужно было решить конкретную задачу — уменьшить очереди в кассы. Мы подумали, что можем объединить нашего робота с системой печати билетов и одновременно привнести инновационную и полезную составляющую в работу зоопарка. Сумма покупки с доработкой ПО и механики составила менее 1 млн рублей.
N: — Над чем работаете сейчас? Планируете ли серийное производство?
А.К. — Как раз сейчас работаем над повышением надежности узлов робота. Прежде чем выпускать коммерческую версию, необходимо доработать «железо» и ПО. Недавно мы посетили выставку роботов, и у многих моделей не работали руки или другие функции. Особенно дети любят приложить усилие к роботу, поиграть с ним, чего часто не выдерживает механика. Сделать эти узлы надежными — сейчас наша главная задача. На первых этапах хотелось бы говорить о 4–5 роботах в месяц. Именно столько заявок мы сейчас получаем от заинтересованных клиентов.
N: — Сколько человек в команде?
A.К.: — Сейчас в команде работают 5 человек на постоянной основе, и другие привлекаются по необходимости, по принципу аутсорсинга. У нас закрыты основные компетенции по разработке и проектированию hard¬ware- и software-составляющих робота, но почти всегда требуются программисты, потому что главное для робота — делать что-то полезное для пользователя. А так как взаимодействие происходит через речь и визуальную информацию, главное — чтобы робот был наделен этими функциями, для этого нужно «оживить» железо и заставить его работать корректно.
N: — Есть ли еще роботы, кроме кассира? Если да, то какие?
A.К.: — Если рассматривать нашего робота, то он может выполнять любые функции в сфере обслуживания человека на информационном уровне. В целом самое большое применение в нашей жизни получили промышленные роботы, которые решают конкретные задачи при производстве автомобилей и другой продукции. Также в последнее время в нашу жизнь плотно врывается домашняя робототехника в виде роботов-пылесосов, роботов — домашних животных (Sony недавно анонсировали новую версию знаменитой робототехнической собаки Aibo) или голосовых помощников, таких как Amazon echo.
N: — Смогут ли роботы в скором времени заменить полностью ряд профессий?
А.К.: — Антропоморфные роботы пока больше производят вау-эффект, и много профессий даже в ближайшие 10 лет заменить не смогут. А вот боты вполне способны отправить в отпуск представителей некоторых профессий уже в ближайшие пару лет. Например, недавний успех робота Веры показывает, что подбор персонала роботом в крупной компании происходит быстрее в 5–7 раз, чем это сделал бы опытный HR. Также в зоне риска юристы и бухгалтеры, уже есть очень много сервисов, которые реализуют простые задачи из этих областей эффективнее и быстрее. С кассирами то же самое — кассы самообслуживания уже внедряют в супермаркетах, вопрос только в привыкании людей к новым технологиям.