Батайский фермер утроил производство микрозелени
Ферма микрозелени и съедобных цветов «Азимут Грин» приобрела новое оборудование для выращивания растений и увеличила объем производства в 3,5 раза, до тысячи боксов в неделю. Основными клиентами компании являются рестораны и бары Ростова. Рынок микрозелени в России, по словам эксперта, находится на начальном этапе и растет стремительно.
Ферма микрозелени и съедобных цветов «Азимут Грин» увеличивает объемы производства в 3,5 раза, до одной тысячи боксов микрозелени в неделю. Компания расширила существующие мощности, купив дополнительные стеллажи, поддоны и световое оборудование за 400 тысяч рублей. Вложенные средства, по словам основателя фермы Артема Борошко, окупились в течение трех месяцев:
— В неделю мы сеем 1035 боксов микрозелени. Это наш максимум сейчас. Готовимся к повышенному спросу перед новогодними праздниками. Как раз в декабре все подойдет.
Микрозелень — это молодые всходы обыкновенных растений, которые срезают на этапе появления 2-3 листиков. Считается, что на этой стадии зелень содержит наибольшее количество минералов и витаминов. Ассортимент «Азимут Грин» составляют более 50 культур растений. Среди них четыре вида редиса, лебеда, рукола, базилик, кресс-салат, брокколи и т. д. Есть и редкие культуры — фенхель, дайкон, кольраби, шпинат маджеста. Помимо микрозелени ферма выращивает съедобные цветы — бегонии, бораго и настурции. Их рестораны и бары используют для украшения коктейлей и блюд. Большой ассортимент и наличие мало распространенных культур Артем считает своим основным конкурентным преимуществом.
Около 80% продукции предприятия закупают рестораны и бары. Контракты на поставку зелени и съедобных цветов заключены более чем с 40 заведениями Ростова. В их числе LEO Wine & Kitchen, «ДАРК Lounge», «Бистро Реми», «Колбасный цех», «Бутлегер». 20% в равных долях делят небольшие розничные магазины и частные покупатели.
Микрозелень появилась в 80-х годах прошлого века в Сан-Франциско, когда повара ресторанов высокой кухни стали украшать ею блюда. В 1990-х тренд распространился в Америке, а в 2000-х — в Европе. В России бизнес по производству этого продукта только начинает набирать обороты.
— Микрозелень появилась в моей жизни случайно, — говорит Артем Борошко. — Всю жизнь вместе с родителями занимался огородом. Выращивали и продавали обычные редиску и петрушку. Как-то товарищ скинул видео Ивана Воробьева на YouTube. Это одни из самых известных предпринимателей, выращивающих зелень. Я посмотрел, и мне понравилось, как он это делает.
В июне 2018 года Артем сделал первый посев. На то, чтобы наработать клиентскую базу, ушло больше 2 лет. Сейчас ферма микрозелени «Азимут Грин» занимает около 80 кв. м, теплицы с цветами — более 200 кв. м. Артем Борошко отмечает, что бизнес стал приносить стабильную прибыль только в последний год. Выручка за полгода составила один миллион рублей, прибыль — 350 тысяч рублей. Оптовая стоимость одного контейнера размером 18 х 13 см с зеленью или со съедобными цветами составляет 80-110 рублей, розничная — 110-180 рублей.
Бизнес по выращиванию микрозелени интересен тем, что не требует серьезных денежных вливаний, сложной инфраструктуры и при этом является высокомаржинальным, говорит Артем Борошко. Для старта «Азимут Грин» понадобилось около 80 тысяч рублей. Они ушли на покупку посадочного материала, стеллажей, освещения. Помещение в Батайске, где выращивается зелень, уже было в собственности у Артема:
— Когда я начинал, в Ростове было всего 3-4 фермы. Сейчас все меняется. Только за этот год в городе открылось 15-20 ферм. Среди них, правда, много дилетантов, которые выращивают зелень дома на балконе. Выставили несколько боксов в Instagram, кто-то купил, и они рады. Масштабных производств мало.
Основная сложность — наработать клиентскую базу и быстро продать зелень. Специфика бизнеса в том, что продукцию надо реализовывать в течение недели, потом она теряет свои свойства.
Иван Воробьев, блогер, роликами которого вдохновился на создание бизнеса основатель «Азимут Грин», владеет тремя фермами в России, Беларуси и Украине и тремя онлайн-магазинами «Зеленый шеф», которые продают семена, оборудование и материалы для выращивания микрозелени по всей территории СНГ. Он отмечает, что пандемия коронавируса подстегнула тренд на правильное питание и микрозелень среди среднестатистических потребителей, продажи растут. В то же время об этом продукте знают мало:
— Когда ребята открывают ферму в городе, где нет конкуренции, им сложнее. Приходится всем рассказывать, что такое микрозелень и зачем она нужна. Люди у нас консервативные, тяжело принимают новое. Я своим студентам советую не зацикливаться на самой микрозелени, а выращивать еще съедобные цветы, торговать семенами, оборудованием, субстратами, удобрениями.